«Три мира». Мифы и предания удмуртского народа в изделиях мастеров отдела ДПИ Глазовского краеведческого музея

       Декоративное искусство удмуртов XIX-XX веков — одно из ярких явлений в жизни народов Поволжья и Урала. Наряду с фольклором оно составляет важнейшую область духовной культуры удмуртского народа, в которой воплощены национальное самосознание и традиции, отражаются народные мифы и предания. Современные мастера отдела декоративно-прикладного искусства Глазовского краеведческого музея сохраняют эти традиции и создают изделия, связывающие прошлое, настоящее и будущее.

       Наиболее ранними в удмуртской мифологии являются мотивы, связанные с водоплавающей птицей – уткой. Существует миф, в котором утка, нырнув на дно океана, принесла кусочек земли из которого возникла суша. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о древности этого сюжета. Так, при раскопках средневекового городища Иднакар найдены полые уточки-подвески с рельефным литым орнаментом и шумящими привесками. Их необычная форма вдохновляет современных мастеров на создание украшений из бронзы.
Серьги «Утица»
П.М. Зорин, обработка металла, бронза, 2018 г.

       Мотив утки используется и при создании керамических изделий
Горшок «Утица»
А.В. Ложкин, гончарная керамика, техника молочение, 2020 г.

Солонка «Уточка»
Р.Р. Сысоева, лепная керамика, техника молочение, 2019 г.

       Подобно многим народам, удмурты верили, что создатель мироздания Инмар разделил мир на три сферы: небо – верхний мир, обитель богов; землю – средний мир, где живут люди; нижний - подземный, куда уходят души умерших. Представления о трехчастности мира отразились в основных цветах удмуртской орнаментики — белом, красном и черном, впоследствии перешедших в символику Удмуртской Республики.
Подвеска «Удмуртия»
О.А. Лукина, орнаментальная художественная роспись, 2020 г.

       Удмурты верили, что кроме главных богов, рядом с ними живет множество других божеств. В воде хозяйничают вумурт (водяной), вукузё (хозяин воды) и вупери (дух воды). В овине – овинники, в доме - домовые, в бане - банники (мунчомурты, вожо). В лесу, который играл огромную роль в жизни народа: давал и дичь, и предметы домашнего обихода, и материал для строительства, жил Нюлэсмурт – хозяин леса и зверей. Его представляли существом с длинной бородой и волосами, прикрытыми шляпой с открытой макушкой. Верили, что Нюлэсмурт может изменять свой облик: в лесу становиться ростом вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей - чуть выше человеческого роста.
Скульптура «Нюлэсмурт»
Р.Р. Сысоева, обработка кости и рога, 2018 г.

       Одним из родичей лесного духа считался Лудмурт (буквально, «полевой человек»). Он хозяйничал на лугах и полях, охранял животных, следил за посевами. Одни представляли его человечком, ростом не выше пятилетнего ребенка, другие считали, что он, как и Нюлэсмурт, менял свой рост: между высокими колосьями становился выше, в молодой траве лугов был очень мал.
Скульптура «Лудмурт»
Р.Р. Сысоева, обработка кости и рога, 2018 г.

       Частым мотивом в декоративно-прикладном искусстве удмуртов, особенно в вышивке, являлся образ мирового дерева. Крона, ствол и корни дерева олицетворяли: прошлое – настоящее – будущее, три мира - небесный, подземный и мир людей, три части человеческого тела (голова – туловище – ноги), три вида стихий (огонь – вода – земля). Образ мирового древа заключал в себе также символ плодородия в женской ипостаси, которое обеспечивает бессмертие рода. На вышитых и тканых изделиях удмуртских мастериц образ древа изображался с помощью геометрического орнамента.
Брелок «Древо жизни»
Н.Н. Ельцова, традиционная вышивка, техника набор, 2020 г.

Полотенце «Древо жизни»
Н.Н. Ельцова, традиционная вышивка, техника счетная гладь, 2015 г.

       Традиционный удмуртский орнамент «Древо жизни» стал источником вдохновения для часов из бересты.
Часы настенные «Древо жизни»
Н.Р. Наговицына, обработка бересты, 2020 г.

       Источником вдохновения для современных мастеров стали археологические находки с изображением коня и солярного знака, найденные на средневековом городище Иднакар IX-XIII веков. Конь в культуре и мифологии Прикамья символизировал солнце, олицетворял благополучие и процветание. Три конские головы, расположенные по движению солнца, олицетворяли живительный свет небесного светила, бесконечность чередования времен года и жизненного цикла.
Серьги «Солнцеворот»
П.М. Зорин, обработка металла, бронза, 2018 г.

Подвеска «Кони»
П.М. Зорин, обработка металла, бронза, 2018 г.

Брелок «Конь-огонь»
Р.Р. Сысоева, обработка кости и рога, 2020 г.

Подвеска «Кони»
О.А. Лукина, орнаментальная художественная роспись, 2016 г.

       Один из главных героев в художественном творчестве народов Прикамья - медведь. Его изображения присутствуют в финно-угорском искусстве на протяжении почти шести тысячелетий и встречаются на подвесках, накладках, застёжках, наконечниках ремней, подвесках-ложках и некоторых элементах костюма. Самый распространённый и канонический сюжет – медведь в так называемой «жертвенной позе» (голова анфас между лапами).

       Медведь (по удм. «гондыр») в мифологии удмуртов выступал как божество, основатель традиций, предок, родоначальник, дух-охранитель, дух-целитель. Вплоть до XX века многие удмурты хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, защищающий своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.
Подвеска «Медведь»
П.М. Зорин, обработка металла, бронза, 2018 г.

USB-флеш-накопитель «Гондыр»
Р.Р. Сысоева, обработка кости и рога, 2020 г.

Баклага «Гондыр»
А.В. Ложкин, гончарная керамика, техника молочение, 2020 г.

Подвеска «Охотник-рыбак»
Н.Р. Наговицына, обработка бересты, 2020 г.

       Одним из значимых элементов культовой символики удмуртов являются солярные знаки. К космическим телам, особенно к солнцу, удмурты относились с особым благоговением. Знак солнца связывали с олицетворением божественности. Нанося его на предметы, люди верили, что привлекают благополучие, мир, плодородие, богатство. Изображения солнца– круги, овалы, ромбы, полукружия - выступали как оберег и использовались с целью защитить человека, оградить его от опасностей, зла и ненастий.
Набор украшений «Истоки»
Р.Р. Сысоева, обработка кости и рога, 2020 г.

       Украшения в виде круга символизируют живительное солнце, дающее жизнь и процветание, и напоминают пряслица – частые археологические находки на средневековом городище Иднакар. Сходство с пряслицами добавляют орнаментированные половинки круга: их узор повторяет узоры косторезов далекого прошлого.

       Еще один солярный мотив – «толэзё пужы» (лунный знак), более позднее название – «цветы шиповника». Девушке у северных удмуртов по обычаю не разрешалось выходить замуж без нагрудника с этим узором, поскольку он был женским знаком, способствовавшим плодовитости.
Колокольчик «Шиповник»
О.А. Лукина, орнаментальная художественная роспись, 2020 г.

Подвеска «Шиповник»
О.А. Лукина, орнаментальная художественная роспись, 2017 г.

       Стремясь к красоте и гармонии, народные умельцы изображали мифологических существ и причудливые орнаменты. В них не было колдовства или магии. С их помощью выражались добрые помыслы, добрые пожелания себе или близким. Желание творить и было настоящим волшебством, которое работало безотказно и заставляло обереги выполнять возложенные на них миссии. Такова сила народного искусства и современные мастера с удовольствием возвращаются к традиционным мотивам.


Автор: К.В. Беженарь, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности.
08.12.2020

👁 546

Вверх