У истоков государственности (П.Ф. Целоусов – депутат I Государственной Думы)
Становление государственности любого народа не является элементарным решением Верховной власти. Это – значительное достижение и высшая точка национального движения в борьбе с национальным и классовым угнетением. Однако долгий путь к самоопределению и самоуправлению всегда тернист и труден, связан с лишениями и потерями.
Десятидворный советчик и народный избранник
В истории удмуртского движения идеи национального самоопределения первыми выразили представители интеллигенции: учителя, врачи, священнослужители. Один из её представителей – Павел Филиппович Целоусов. Он стал единственным депутатом-удмуртом из 200 членов I Думы, просуществовавшей с 27 апреля по 8 июля 1906 года [1]. П.Ф. Целоусов родился в 1876 г. в крестьянской семье д. Сыльшур (Хомяково) Ключевской волости Глазовского уезда. Учился в Качкинской церковно-приходской школе, затем в уездном училище. В 1894 г. односельчане выбрали П. Целоусова десятидворным советчиком при волостном правлении и, вероятно, по этой причине вернулся из города в родную деревню и работал в Тугбулатовской земской начальной школе Ключевской волости. Одновременно являлся членом правления Глазовского Общества вспомоществования учащимся и учителям. Очевидно, к этому периоду относится фотография, подаренная им.
Павел Филиппович Целоусов. На обороте снимка его собственноручная запись: «К.А. Кибардину в знак счастливых моих годов, проведенных под Вашим руководством. 1 августа 1901 г. П. Целоусов». Вятка, 1901. Из фондов Глазовского краеведческого музея
Учителю были близки и понятны чаяния крестьян, учащихся, местной интеллигенции. Он ездил по деревням Глазовского уезда с разъяснением манифеста 17 октября 1905 г. о гражданских свободах, и вел, по сути, антиправительственную пропаганду, призывая, что «государя нужно выбрать из среды народа», что «следует с богатых взыскивать налоги больше, чем теперь, а с бедных брать меньше». При обыске, устроенном становым приставом, у него были обнаружены «нелегальные сочинения» – три брошюры: «Воля», «О социализме», «О налогах», черновые рукописи статей в губернскую либеральную газету «Вятская жизнь». В статьях Целоусов освещал жизнь крестьян и оценивал работу школ, отмечая низкое качество обучения удмуртских детей на чужом русском языке. Он писал, что сначала нужно обучить читать и писать на родном языке и лишь затем – на русском [2].
В законодательном парламенте П. Целоусов вступил во Всероссийский крестьянский союз, примкнул к фракции «Трудовая группа». Трудовики призвали отчуждать ту часть помещичьих земель, которая превышала трудовую норму, и передавать её бесплатно крестьянству. Целоусов поддержал также проект эсеров по аграрному вопросу, предлагавший национализацию всей земли и передачу ее на основе уравнительного землепользования по единой трудовой норме. Имеются также сведения о том, что учитель Целоусов принимал участие в редактировании газет «Крестьянский депутат» и «Известия Крестьянских Депутатов» [3].
После роспуска Николаем II Думы в числе 180 депутатов Целоусов подписал 10 июля 1906 г. воззвание «Народу от народных представителей», более известное как «Выборгское воззвание». В воззвании звучало: «Граждане! Стойте крепко за попранные права народного представительства, стойте за Государственную Думу. Ни одного дня Россия не должна оставаться без народного представительства. Правительство не имеет права без согласия народного представительства ни собирать налоги с народа, ни призывать народ на военную службу» [4]. Кстати, депутаты нарушили клятву, которую давали перед избранием в Думу: «обещаем исполнять возложенные на нас обязанности ... по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству, Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому, и памятуя лишь о благе и пользе России» [5]. Нарушили клятву царю, но сохранили верность народу и народной власти. За подписание этого документа многие депутаты, в том числе удмуртский избранник, были осуждены как неблагонадежные люди. Им запрещалось заниматься общественной деятельностью, их выслали за пределы родных губерний, за ними постоянно надзирала полиция.
Депутаты I Государственной Думы от Вятской губернии. П.Ф. Целоусов в первом ряду третий слева направо. 1906 г. СПб.
Народный избранник в условиях революций
Известно, что после Февральской революции 1917 года Целоусов был избран в Уфимский Совет рабочих и солдатских депутатов. Вероятно, именно в этот период, он принимал участие в работе Всероссийского съезда марийцев (г. Бирск Уфимской губернии). В протоколе отмечено, что солдат П.Ф. Целоусов приветствует съезд от имени удмуртов. Он выразил уверенность, что делегаты будут обсуждать не только свои национальные интересы, но и общегосударственные [6].
С октября 1917 г. бывший депутат появляется в общественно-политической жизни Глазова, теперь – как член Глазовского культурно-просветительного общества удмуртов. Это Общество, под руководством священника Преображенской церкви В.Д. Крылова, функционировало недолго – с мая 1917 по июль 1918 года, потому что с формированием органов советской власти решение национального вопроса в Удмуртии взяли на себя большевики. Тем не менее, члены Общества впервые подняли вопросы о становлении удмуртской школы. Как справедливо отмечают современные исследователи, именно Глазовское общество впервые сформулировало идею учреждения национального комиссариата, объединяющего и координирующего развитие нации [7].
«Свободное развитие во главе с национальной школой»
П.Ф. Целоусов избирается инструктором по народному образованию для удмуртских школ. Общество рекомендовало его школьной комиссии управы, «как имеющего долголетний педагогический стаж и более или менее способного взять на себя такой ответственный и новый творческий труд в деле рациональной постановки учебного дела в вотских школах» [8, л. 31–32]. Для достижения фактического равноправия удмуртов с русскими в общественно-политической сфере жизни, по мнению инструктора, необходимо воспитать новое – грамотное, образованное поколение. Эти положения П. Целоусов изложил в докладе «Удмортъёслэн дышетсконзы сярысь» («О просвещении удмуртов»): «…Русский язык нужен, никто не отрицает. Нужно уметь на русском и книгу прочитать, и письмо написать. Только нужно сначала детей научить читать и писать по-удмуртски. Так легче будет выучить русский язык. Сначала детей нужно учить разговорному русскому, затем дать им русскую книгу. Научившись немножко разговаривать по-русски, он лучше поймет русскую книгу» [9, л. 76–84].
Некоторые начинания Общества были поддержаны большевиками, однако социально-экономические и политические коллизии Октябрьской революции и Гражданской войны выдвинули на первый план другие задачи.
«Всегда был занят только службой»
Последние страницы жизни народного избранника написаны далеко от родины, они относятся к событиям Гражданской войны и установления Советской власти за Уралом. С прекращением деятельности Глазовского культурно-просветительного общества удмуртов П.Ф. Целоусов, вероятно, он вернулся в Уфу, где жила семья. Затем он переезжает в Курган и невольно попадает в кровавый круговорот событий т.н. Ишимского или Западно-Сибирского (1921–1922 гг.) крестьянского восстания против продразверстки и других бесчинств военного коммунизма, охватившего огромную территорию в современных Тюменской, Омской, Свердловской, Челябинской, Курганской областях. Эти события ярко и подробно изложены журналистом А. Кузьминым на страницах газеты «Курганские новости». В статье «Акция устрашения» автор пишет о подавлении восстания в Кургане и приводит сведения о заключенных в местную тюрьму заложниках и невинных жертвах восстания. Среди них оказался П.Ф. Целоусов, которому исполнилось уже 45 лет. Заключенные написали прошения об освобождении из тюрьмы. Целоусов попытался напомнить представителям новой власти о своем депутатстве и деятельности во благо народа и написал следующее: «… Как в период I Государственной Думы, так и в период Февральской революции был только сочувствующим прогрессивной партии социалистов-революционеров – социализму, но не входил в партию, потому что там существовали террористические акты и вообще вооруженные действия, в которых я не могу принимать участие по своей природе. Я имею две учительские должности, и всегда был занят только службой и больше ничем» [10].
К сожалению, не удалось выяснить, отпустили ли заложника из тюрьмы, и как сложилась его дальнейшая жизнь. Однако, из воспоминаний жены, Лидии Алексеевны, известно, что она рано овдовела и одна воспитала троих детей [11]. Кстати, сама Лидия Селивановская уроженка Глазова. Росла в семье деда, протоиерея Преображенского собора города Глазова Василия Ивановича Дернова. Училась в Вятском епархиальном училище в 18901896 гг. По окончании училища несколько лет работала учительницей в Тугбулатовской или Ключевской школе, где и познакомилась с Целоусовым.
Вероятно, курганская тюрьма стала последним пристанищем первого удмуртского парламентария и одного из организаторов национально-государственного строительства и национального образования в городе Глазове – Павла Филипповича Целоусова. Документы показывают, что он в своей жизни никогда не ограничивался только службой, а всегда был в гуще социально-политических событий страны и родного края, всегда старался быть полезным обществу.
Литература и источники: 1. Целоусов П.Ф. URL: http: // ru.biograf/bio_c/celousov.html *Целоусов Павел Филиппович; Депутаты Государственной Думы от Вятской губернии. URL: 2. ЦГА УР (здесь и далее – Центральный государственный архив Удмуртской Республики). Ф. 217. Оп. 1. Д. 12. Л. 7–8; Ф. Р–1072, оп. 1, д. 1, л. 80 – 81. 3. Дмитриенко А.А. Крестьяне Вятской губернии и выборы в I и II Государственные Думы. Автореферат дисс … канд. ист. наук. Пермь, 2006. URL: см. также: Целоусов Павел Филиппович.URL: https//ru.wikipedia.org/wiki/Целоусов,_Павел_Филиппович. 4. Выборгское воззвание. 1906 г. URL: >. 5. Государственная Дума. Наши депутаты. Первый созыв. URL: 6. Первый! Марийский…Программа Всероссийского съезда мари, имеющего быть в городе Бирске Уфимской губернии с 15 по 25 июля 1917 года 7. См.: Васильева О.И. Удмуртская интеллигенция. Формирование и деятельность. 1917 – 1941 гг. Ижевск, 1999; Павлов Н.П. Самоопределение, автономия: идеи, реалии. Ижевск, 2000. 8. ЦГА УР. Ф. Р–1072, оп.1, д. 1, 2. Глазовское культурно-просветительное общество удмуртов. 9. Анатолий Кузьмин. 19.07. 2006. Акция устрашения URL: 19&is=227&n=3261&option=com_oldarticle&task=viewarticle 10. Вятское епархиальное училище в конце XIX в. (Воспоминания Л.А. Целоусовой (Селивановской), предисловие и комментарии Е.В. Липакова // URL:
Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории.