Подвеска-птица






Украшение-оберег древних чепецких мастеров – часть богатейшего археологического наследия севера Удмуртии: городище Иднакар, Дондыкар, Эбкакар, Весьякар и других. Птица издревле почиталась удмуртами, символизировала возрождение и совершенство. Образ человека-птицы нашел воплощение на гербе Удмуртской Республики.

В небольших поселках верховьев Чепцы в VIII – X вв. жили и работали древнеудмуртские ювелиры – медных и серебряных дел мастера. В каждом поселке были умельцы, которые отливали как простые подвески, так и сложные украшения – настоящие произведения прикладного искусства. Это занятие требовало не только тяжелого кропотливого труда, комплекса специальных знаний и навыков, но и терпения, изысканного художественного вкуса и чутья.

Медь на р. Чепцу попадала от соседей: мягкую красную медь везли с Урала, а твердую и в то же время пластичную – с запада, с р. Вятки. Завозили и серебро из Ирана и Средней Азии в виде слитков, монет с непонятными рисунками и надписями или нарядной посуды – блюд и кубков. Из местных материалов использовали подручное сырье: сосновую кору, воск, песок и глину, мелкую древесную труху.

Шли годы, мастера осваивали новые материалы и приемы обработки, изобретали новые формы и виды украшений: шумящие подвески, пряжки, накладки, гроздевидные серьги, привески-колокольчики и многое другое. На берегах Чепцы вработался свой характерный стиль украшений, среди которых был широко распространен прием плетёной (скань) или псевдоплетёной орнаментации, благодаря которой ювелирные изделия приобретали воздушный вид. До нас дошли лишь некоторые, наиболее массовые формы украшений, добытые археологами. Особенно приковывают к себе внимание бронзовые подвески, изображающие птиц с развернутыми крыльями. Разумеется, это мифические существа, соединившие в одном образе орлиный клюв, крылья ворона и утиные лапки. На груди одной из птиц помещено схематическое изображение человеческой фигуры. Из мифологии финно-угорских народов известно, что прародителями земного и верхнего мира является утка, орел или ворон, что они оберегают от злых сил не только окружающий мир, но и самого человека.

Возможно, образ летящей птицы связан с представлениями о двух основных душах человека, распространенных у многих народов, прежде всего, среди западно-сибирских угров. По всем представлениям, душа-птица являлась олицетворением бессмертия, символом наследования жизни. Ее посмертное существование было связано с добром и светом. И не случайно это творение древних удмуртов стало прообразом герба – государственного символа Удмуртской Республики.


Bird Pendant

The amulet decoration of the ancient Chepetsky masters is part of the richest archaeological heritage of the north of Udmurtia: the settlement of Idnakar, Dondykar, Ebkakar, Vesyakar and others. Since ancient times, the bird was revered by the Udmurt, symbolized rebirth and perfection. The image of the bird-man was embodied on the coat of arms of the Udmurt Republic.

In the small villages of the upper reaches of the Cheptsa in the VIII – X centuries, ancient Udmurt jewelers – copper and silversmiths - lived and worked. In each village there were craftsmen who cast both simple pendants and complex jewelry - real works of applied art. This occupation required not only hard labor, a complex of special knowledge and skills, but also patience, exquisite artistic taste and flair.

Copper on the Cheptsa river came from neighbors: soft red copper was brought from the Urals, and hard and at the same time plastic – from the west, from the Vyatka River. Silver was also imported from Iran and Central Asia in the form of ingots, coins with incomprehensible drawings and inscriptions, or elegant dishes - dishes and cups. From local materials, improvised raw materials were used: pine bark, wax, sand and clay, fine wood dust.

As the years passed, the masters mastered new materials and processing techniques, invented new forms and types of jewelry: noisy pendants, buckles, overlays, cluster-shaped earrings, bells and much more. On the banks of the Cheptsa, its characteristic style of jewelry was developed, among which the technique of braided (scan) or pseudo-braided ornamentation was widespread, thanks to which jewelry acquired an airy appearance. Only some of the most massive forms of jewelry, extracted by archaeologists, have reached us. Bronze pendants depicting birds with unfolded wings especially attract attention. Of course, these are mythical creatures that combined an eagle's beak, raven wings and duck legs in one image. A schematic representation of a human figure is placed on the chest of one of the birds. It is known from the mythology of the Finno-Ugric peoples that the ancestors of the earthly and upper world are a duck, an eagle or a raven, that they protect not only the surrounding world from evil forces, but also the person himself.

Perhaps the image of a flying bird is connected with the ideas of the two main human souls, common among many peoples, primarily among the West Siberian Ugrians. By all accounts, the bird soul was the personification of immortality, a symbol of the inheritance of life. Her posthumous existence was

associated with goodness and light. And it is not by chance that this creation of the ancient Udmurts became the prototype of the coat of arms – the state symbol of the Udmurt Republic.

👁 676

Вверх