Ольга Леонардовна Книппер-Чехова - «русская актриса, народная артистка СССР (1937), жена А. П. Чехова». Об этом написано в энциклопедии Удмуртской Республики. Здесь же сообщается, что она родилась в 1868 г., в г. Глазове. О. Л. Книппер-Чехова - это легенда нашего провинциального города.
Благодаря глазовской инициативной интеллигенции, в 1995 году было создано «Книппер-Чеховское общество», посвятившее свою деятельность краеведческой, собирательской, просветительской работе, популяризации творчества актрисы МХАТ О. Л. Книппер-Чеховой, чтобы увековечить ее имя. По приглашению членов общества, в Глазов приезжал директор музея МХТ, народный артист СССР В. С. Давыдов. Он был не только коллегой О. Л. Книппер-Чеховой, но и другом. Кроме того, его корни из той же Вятской губернии. А во МХАТе (название театра изменилось в 1919 г.) начинающий актер В. С. Давыдов стал «любимчиком» Ольги Леонардовны.
|
|
|
В. С. Давыдов в роли Серебрякова. Сцена из спектакля А. П. Чехова «Дядя Ваня». Москва. 1989 г. (Фотография из фондов краеведческого музея.) |
Посмотрев спектакль в исполнении глазовского камерного литературного театра, состоявшего из самодеятельных актеров «Книппер-Чеховского общества», В. С. Давыдов задал вопрос Н. Н. Гущиной (она играла О. Л. Книппер-Чехову): «Откуда вам известно о проблеме с руками Ольги Леонардовны?» «Проблемой» было то, что О. Л. Книппер-Чехова не знала, что делать с руками, куда их девать на сцене, и просила, чтобы во время репетиций руки завязывали за спиной. Как выяснилось, проблема с руками О. Л. Книппер-Чеховой и у Н. Н. Гущиной – случайное совпадение. Приезд В. С. Давыдова в Глазов стал для членов «Книппер-Чеховского общества» несомненной помощью и поддержкой в их деятельности.
|
|
|
Н. Н. Закирова-Гущина. 2011 г. (Фото Т. Максимовой.) |
|
|
|
А. А. Шуклин. 2013 г. (Фото Е. Соколовой.) |
После отъезда В. С. Давыдова в Москву, он выслал в Глазов бороду и усы А. А. Шуклину - для одной из его ролей в композиции о Чайковском. Но этим гримом актер не воспользовался - играл на сцене без них. Борода и усы и сейчас хранятся в семье Шуклиных, напоминая события театральной жизни.
Мнение «ревнивой толпы»В Глазовском краеведческом музее во время экскурсий и лекций, звучащих в литературно-музыкальной гостиной «Театр дал мне жизнь», рассказывается о семье Книппер, творчестве актрисы. Посетители музея - глазовчане и гости города - узнают и о любви актрисы, что с 1901 г. она «теперь Чехова». Но на сегодняшний день существуют различные суждения о взаимоотношениях «автора и актрисы». Материал, возможно, развеет несправедливое мнение «ревнивой толпы».
Их встреча состоялась благодаря открытию МХТ (Московский Художественный - такое название в то время носил театр), труппа которого была создана из выпускников филармонического училища. Чехов впервые увидел Ольгу Книппер на сцене МХТ в роли царицы Ирины - пьеса А. Толстого «Царь Федор Иоанович». «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Но лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
Неужели Чехов, имеющий мировую известность, академик, каким мы привыкли его видеть на фотографиях - в пенсне с прищуренными глазами, в которых «чеховская тоска», влюблялся и был любим?
Чехов вовсе не был затворником. «Гостей принимал у себя в таком беспримерном количестве, словно у него был не дом, а гостиница. Он был гостеприимен, как магнит. Хлебосольство у него доходило до страсти». В его московской квартире на Садово-Кудринской постоянно были гости, звучала музыка, смех, на стол подавали угощение, бывали барышни - влюбленные в него «антоновки». К браку, к спутнице жизни Чехов относился особенно, словно к необыкновенному явлению, без которого невозможно жить: «Я никогда не смогу вынести того счастья, которое длится изо дня в день. Дайте мне жену, которая, как луна, появляется на моем небе не каждую ночь. Кроме того, если я женюсь, то от этого не стану лучше писать".
Оригинальная Лика МизиноваЗнакомство девятнадцатилетней Лиды Мизиновой с Чеховым произошло, когда она преподавала русский язык в учебном заведении, где учительствовала и Мария Чехова.
Лика, или Лида, «как её тогда звали многие», стала частой гостьей в чеховском доме. Лика Мизинова, с её оригинальным характером, нравилась Антону Павловичу. По свидетельствам сестры, Марии Павловны Чеховой, он любил её. Чехова располагали в девушке общая культура, музыкальность. Ее игра и пение оставили след в творчестве писателя в «Черном монахе» и в «Моей жизни», девичьи мечты о сцене в «Чайке». Лида Мизинова, оставаясь 10 лет «на положении вечной невесты», так и не стала Чеховой.
Из воспоминаний Павла ШишковаЧехов любил рыбную ловлю. По воспоминаниям русского морского инженера Павла Шишкова, которому в то время было 10 лет, когда Чехов жил в Мелихово под Москвой, они «обычно серьезно обсуждали самую серьезную приманку или положение поплавка…» Они насаживали «на крючок живых червей» и ловили на них рыбу. Но более Чехов «любил спокойно сидеть на берегу озера и размышлять в одиночестве».
Шишков вспоминал разговоры о браке, возникавшие между Чеховым и его матерью: «Иногда у нас гостили интересные незамужние женщины – и моя мать намекала, что они хотели бы обратить на себя его внимание. Но это было совершенно безнадежно, потому что он всегда находил способ удалиться под тем или иным предлогом, например, ужение рыбы или собирание грибов со мной…
Однажды я слышал, как Чехов сказал: «Никогда не женитесь на интересной женщине – она только помешает вашей работе». А когда моя мать вынудила его ответить, что делает женщину интересной, он сказал: «Интересная женщина – это женщина абсолютно добродетельная, но с небольшой долей порока, не помешает немного и европейской крови. И еще она должна быть актрисой. Никогда не женитесь на таких женщинах». И вот вскоре мы узнали, что Чехов женился на Книппер, игравшей главные роли в его пьесах в Московском Художественном театре».
Они поженились в маленькой московской церкви. Пригласили только необходимых для церемонии свидетелей: со стороны невесты – ее брата и дядю, со стороны жениха – двух каких-то случайных студентов. Произошло это 25 мая. «В середине мая 1901 года Антон Павлович приехал в Москву».
«25 мая мы повенчались, - вспоминала О. Л. Книппер, - и уехали по Волге, Каме, Белой до Уфы…»
С Ольгой Леонардовной Книппер он познакомился в МХТ, когда ее назначили на роль Аркадиной в «Чайке». Ей было 29, Чехову – 37.
«Необыкновенная женщина»Владимир Лакшин, советский писатель, «в юности боготворил Чехова», пишет: «Я определенно недолюбливал его жену – Книппер-Чехову. Как это она не бросила театр, не осталась с ним, когда он задыхался на своем «Чертовом острове…» С недобрым удовольствием я отмечал про себя в его письмах, таких личных и нежно-шутливых, словечки – «актрисулька», «змея», «сентиментальная немка», обращенные к Книппер. Нет, не пара ему эта холодная особа, не решившая принести в жертву больному Чехову свой сценический успех, - таково было расхожее мнение, и я охотно ему покорился».
Опубликованная в 1930-е годы переписка Чехова и Книппер, обратилась против Книппер. «И никакие заслуги собственной громкой театральной славы не могли заставить замолчать ревнивую молву».
И все же… Лакшин восхищается, что в Москве, «в одно время с нами, в одном городе и даже в том же доме, где я жил в раннем детстве, жила вдова Чехова».
«В 1955 году… я получил более серьезный случай познакомиться с Ольгой Леонардовной» - быть посыльным с цветами от семьи старых знакомых Ольги Леонардовны – Головко, побывать в квартире Книппер, разговаривать с ней.
«Обратной дорогой я думаю об Ольге Леонардовне» - человеке «чеховской поры и чеховского круга». И понятнее становятся ее строки из письма Чехову: «Я хочу, чтобы ты был счастлив со мной, хочу, чтобы у нас была своя жизнь, особая, чтобы никто не влезал в эту жизнь. Я знаю, какую ты жизнь любишь, ты, мой поэт…»
«Лике Мизиновой, которую Чехов, увы, отверг, посвящены восторженные биографические статьи, фильм, пьеса. К Ольге Леонардовне все мы оказались куда менее справедливы.
Шесть лет этой любви – с его обреченностью жить зимами в Ялте, с ее неизбежностью - играть на сцене в Москве («О. Л. Хотела бросить сцену, А. П. не допустил, говоря, что жить без дела, без работы нельзя…» - напоминал И. П. Чехов) - создали совсем особое биении этой жизни из встреч, разлук и почти ежедневных писем друг другу: необычное, странное счастье, которое у нас нет права судить.
К ней, «рыжей собаке» и «крокодилу души моей», обращены такие строки: «Без тебя я повешусь»; «Ты для меня необыкновенная женщина»; «Тебя никто не любит так, как я».
|
|
|
Фото из фондов МБУК "Глазовский краеведческий музей" |
ЛИТЕРАТУРА:1. Из переписки Чехова издателю Суворину: Чехов А. П. Письмо Суворину А. С., 8 октября 1898 г. Ялта // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983. Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 289—290.
2. http://proza.ru/2006/01/15-80
3. http://wikers.ru/weekly/women/9054/
4. Чуковский К. И. Современники: Портреты и этюды. – Мн.: Нар. Асвета, 1985. С. 575.
5. Журнал «Родина», № 2, 1995 г. С. 21. – Шишков Павел. Мемуары. Никогда не женитесь на интересной женщине.
6. Закирова Н. Наша Чеховиана: глазовская версия».
7. Лакшин В. Вторая встреча. Воспоминания и портреты. – М., 1984. С. 8 – 18.
8. Из беседы Максимовой Т. А. с членом «Книппер-Чеховского общества», артистом Народного театра ДК «Россия» Шуклиным А. А., 9 октября 2009 г.
9. Энциклопедия УР. – Ижевск, 2000 г. С. 408. 17.03.2014
Автор:
Зав. отделом передвижных выставок МБУК «Глазовский краеведческий музей»
Татьяна Аркадьевна Максимова
Опубликовано: Март 2014 г.