«Судьба схиепископа Истинно-Православной Церкви Петра (Ладыгина)»
Схиепископ Петр (Ладыгин), один из известнейших в православном мире уроженцев Глазовской земли, вошел в историю, как сподвижник Патриарха Тихона и как последний канонический епископ Истинно-Православной Церкви. В городе Глазове схиепископ Петр родился, и здесь же завершился его долгий и полный испытаний жизненный путь.
Детство и юность этого незаурядного человека прошли в селе Селег, в 80 верстах от уездного города Глазова. Его родители - крестьяне Трофим и Феодора Ладыгины, были людьми бедными, и благочестивыми. В 1865 году они совершили паломничество в город Слободской - поклониться недавно обретенной чудотворной иконе Божьей Матери «В скорби и печали Утешение». Через год − 1 декабря 1866 года (по старому стилю) − у Лодыгиных родился сын. При крещении мальчик получил имя - Потапий.
О своем детстве схиепископ Петр вспоминал так: «Восьми лет я начал учиться от священника старичка отца Павла. Школ у нас еще не было. Ходил я к нему две зимы. Вот и все в юности моей образование. В 1875 году привезли к нам с Афона эту икону Божьей Матери «В скорби и печали Утешение». Мне было 10 лет. Я настолько к ней прилепился, что когда приходил в церковь, и брали икону служить молебен, то у меня всегда текли слезы, - что-то влияло необыкновенно».
Когда Потапию исполнилось 18 лет, отец надумал женить его, как старшего сына в семье. Несмотря на свое нежелание жениться, парню пришлось подчиниться воле отца. Через год после свадьбы Потапий на рыбалке застудил ноги. Начался жестокий ревматизм. Юноша не мог встать с постели все лето, пока его не вылечил старичок-странник. Но очень скоро в семью Ладыгиных приходит новая беда. После чудесного исцеления Потапия после родов уходит из жизни его жена Екатерина, а вслед за ней умирает двухмесячная дочь. После этой трагедии Потапий, исполняя данный во время болезни обет, уходит по призыву в армию.
Его воинская служба проходила в 129-м пехотном Бессарабском полку, расквартированном в Киеве. По воскресениям в увольнительные Потапий любил посещать Киево-Печерскую Лавру и пещеры. Особенно часто он приходил к столетнему старцу Ионе Киевскому, духовному сыну преподобного Серафима Саровского. Незадолго до окончания воинской службы молодой унтер-офицер обратился к Ионе за благословением для поступления послушником в Лавру. Но старец посоветовал сначала совершить паломничество к святым местам в Палестине и Греции. В сентябре 1892 года Потапий вернулся домой и поступил на Ижевский завод. Летом 1893 года, заработав необходимые средства, он отправляется за границу. Посетив Иерусалим и святую гору Афон, Потапий в январе 1894 года становится послушником Андреевского скита на Афонской горе.
Потапий очень скоро завоевал уважение и доверие монастырской братии. В великий пост 1896 года Потапий был пострижен в рясофор и получил имя Пигасий, а спустя два года пострижен в мантию с именем Питирим. В 1901 году Питирим был послан на послушание на Афонское подворье Санкт-Петербурга как иподиакон и казначей обители. Спустя год он вернулся на Афон и 25 сентября 1904 года был рукоположен в иеромонаха.
В обители брат Питирим продолжал исполнять почетную и очень ответственную обязанность эконома. Под его надсмотром в монастыре были построены новые кельи, гостиница и усыпальница, устроена мельница и впервые проведен водопровод.
В 1911 году брат Питирим был назначен в город Одессу исполняющим обязанности настоятеля Афонского подворья, служившее местом для проживания и молитв паломников на Святую Гору Афон. В январе 1913 года на Афон проникла ересь «имябожничества», учившая, что «в имени Иисус заключается Сам Бог». В Афонских монастырях начались ожесточенные споры и раздоры. Андреевский скит был силой захвачен сторонниками ереси во главе с, иеромонахом Антонием Булатовичем, бывшим офицером и сыном богатого помещика. Но Питирим не стал подчинять самозванцу свое Одесское подворье. Позднее он не принял и изгнал из Одессы приехавших с Афона посланцев Антония.
В ответ иеромонах Антоний Булатович сам приехал в Россию, но едва не был арестован по представлению Синода. Глава афонских еретиков сбежал и при помощи покровителей добился заступничества со стороны императора Николая. Тогда архимандрит Питирим поехал в Санкт-Петербург и, навестив каждого из членов Синода, убедил всех послать комиссию на Афон. В итоге усилиями комиссии Синода и правительства Греции ересь на Афоне была ликвидирована. Кроме того, Питирим сумел добиться личной аудиенции у самого Николая II. После встречи с императором он был приглашен на завтрак во дворец в Царском Селе. Сидя за одним столом с царствующей четой, княжнами и наследником, афонский монах сумел окончательно убедить собеседников в своей правоте.
В годы Первой мировой войны архимандрит на Афонском подворье открыл лазарет для раненых на 25 коек, а затем взял под свое управление два молдавских монастыря.
В июне 1918 года недавно избранный Патриарх Московский и всея Руси Тихон вызвал Питирима из Одессы в Москву и благословил на поездку в Константинополь для вручения Вселенскому Патриарху уведомления об его избрании. Но для выезда архимандрита из Москвы потребовался пропуск от самого Ленина. Отец Питирим сумел добиться встречи с главой Советского государства. Ленин коротко расспросил монаха его о положении на Украине, напоил чаем и распорядился выдать необходимые документы.
Архимандрит сумел выехать за границу и посетить Константинополь. Выполнив поручение Тихона, Питирим в последний раз посетил родной ему Афон и вернулся в Россию с ответным посланием Вселенского Патриарха.
После возвращения архимандрит продолжал служить в Одессе. В 1923 году Питирим был арестован большевиками, а затем выслан вместе со всеми монахами афонских подворий из города. Он поселился со своей братией на хуторе Еремеевка в 60-ти километрах от Одессы. Через год архимандрит был снова арестован и оправлен в ссылку в Уфимский край. В ссылке Питирим основал тайный монашеский скит. 8 июня 1925 года, архимандрит, согласно воле покойного патриарха Тихона и желанию верующих Уфы, приехал на станцию Теджен в Туркмении и был тайно хиротонисан ссыльными владыками Андреем (Ухтомским) и Львом (Черепановым) во епископа Нижегородского (по названию одного из районов города Уфы).
Епископ Питирим вернулся в Башкирию и стал викарным епископом Уфимским. Жил в селе Воскресенском, в келье своего маленького тайного монастыря. Там он принимал верующих, лечил больных. 21 апреля 1927 года епископ Питирим принял схиму с именем Петр. Схиепископ Петр принадлежал к так называемой Единой древлеправославной церкви (Андреевцы), одному из отделений «катакомбной» церкви.
Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) схиепископ Петр не признавал и считал обновленцем.
В капитальном труде митрополита Мануила (Лемешевского) о русских православных архиереях содержится такая характеристика схиепископа Петра: «Епископ Питирим, в схиме Петр, был творцом Иисусовой молитвы, имел дар слёз и прозорливости. Спал три часа в сутки, сидя в кресле, а ложился в постель только во время болезни. Живя в затворе, совершал полный афонский устав. В его правило входило 1350 поклонов поясных и 135 земных. Был высокого роста, широкоплечий, несмотря на преклонный возраст, фигура была прямая. Волосы на голове и бороде были белые и длинные».
В 1928 году Петр ушел на покой. Но очень скоро его тайный монастырь был разгромлен, все его немногочисленные обитатели были арестованы. Владыка был приговорен к двум годам тюремного заключения и пяти годам ссылки. Отбывать наказание уже немолодому владыке пришлось в самых разных районах страны: в Архангельске, в городе Ашха Челябинской области, а Екатеринбурге, в Бутырской тюрьме в Москве, в Ярославле.
В 1933 году схиепископ был освобождён и переехал в Глазов, где на два с половиной года тайно поселился у родных. Некоторое время прожил в Уфе и в Ижевске. Существуют также сведения о том, что в 1936 году владыка Петр в городе Оренбурге организовал новый тайный монастырь. Схиепископ скрывался у своих духовных чад − монахинь закрытых монастырей. В подполе одного из домов для него выкопали потайную землянку, где он жил и ежедневно совершал богослужения. Вместе с ним в домике наверху проживала небольшая группа монахинь и учеников Петра «не более 5-10 человек» Сам владыка жил в подполье, в полном затворе согласно афонскому уставу.
В 1937 году Петр вместе с родными переехал из Глазова в Калугу, где снова находился на нелегальном положении. С 1940 по 1945 годы он прожил в Белорецке (в Башкирии). В 1945 году в Уфе владыка был снова арестован. Приговор: пять лет ссылки в Среднюю Азию. Но духовные дети схиепископа помогли ему совершить побег. Будучи уже в возрасте 79 лет, Петр вместе с 20-25 единомышленниками ушел далеко в горы Тянь-Шаня. В горах беглецы прожили в уединении несколько лет, следуя строгому афонскому уставу и питаясь трудами рук своих. Была построена своя церковь и кельи. Известно, что в 1949-1951 годы Петр также побывал в Белоруссии и на Кубани. В 1951 году обитель в горах была случайно замечена с самолета. Милиция вывезла «катакомбников» на «большую землю».
Престарелый владыка был заключен под домашний арест в его родном городе Глазове. Сначала Петр ютился у своей двоюродной племянницы на кухоньке в ее квартире. Затем монахини − почитательницы Петра − купили на свое имя для старца дом №1 в переулке Дальнем на окраине Глазова. Сейчас на месте этого переулка находится детский сад № 33 «Олененок» по улице Буденного. В доме по переулку Дальнему схиепископ жил меж 2-х простенок или в подполье в полной темноте. К старости Петр потерял зрение. Но старец продолжал вести службы на дому, совершал обряды крещения, диктовал помощницам воспоминания о прожитой жизни. «Дедонька» - так любовно называли в Глазове владыку знавшие его люди. Родственница Петра вспоминала: «Дедонька был прямой, высокий, ходил, как будто он зрячий, никогда не протягивал руки вперед, как делают слепые. Очень много молился… Во время сна его руки автоматически перебирали четки: и в сонном состоянии творил молитву Иисусову…»
Схиепископ Петр (Ладыгин) ушел из жизни 19 февраля 1957 года в возрасте 91 года. Владыка завещал похоронить его без гроба по Афонскому уставу. Ухоженная могила схиепископа до сих пор находится на старом кладбище Глазова у поселка Сыга. Говорят, что у места его погребения происходят чудеса и исцеления. На могиле стоит простой металлический крест с надписью: «Здесь покоится раб Божий Петр».
В октябре 2008 года в городе Одессе состоялся Освященный Собор Русской Истинной Православной Церкви. На нем было принято постановление: «О соборном прославлении во святых Отцов-Исповедников Русской Церкви Катакомбной». Первым в списке канонизированных «катакомбников» стоит имя уроженца Глазовской земли схиепископа Петра (Ладыгина).
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник отдела истории
Конференция: VI Церковно-научная конференция «Обретение святых», ноябрь 2014 г.