Многие горожане выбирают местом прогулки мост, парк или луг, что раскинулись на другом берегу, но не знают историю создания мостов. В книгах по истории Глазова нет о них никаких сведений. Собрав по крупицам материал в архивах и у старожилов г. Глазова, оказалось, что у мостов удивительная история, которую я бы хотела поведать глазовчанам.
Но в начале несколько слов о самой виновнице - Чепце. Глазов расположен на крутом берегу Чепцы. Река Чепца – основной водный бассейн в р-не г. Глазова, левый приток реки Вятки. Площадь бассейна 20400 кв. км, при общей длине реки 503 км. Начинаясь в Пермском крае, река течет на северо-запад и почти на всем протяжении совпадает с направлением железной дороги Пермь-Вятка. До Глазовского р-на река не превышает 20-ти метров ширины, в р-не Глазова и ниже она достигает ширины до 200 метров. В среднем же ширина ее в этом участке 100-120 м.
При весеннем разливе берега затопляются местами на 2-3 км. Летом она сильно мелеет. Русло реки преимущественно песчаное, местами покрыто галечником. Глубина реки от 0,5 до 8 метров. Далее воды Чепцы через Вятку, Каму и Волгу попадают в Каспийское море.
В дореволюционное время, в 19 - нач. 20 в.в. река Чепца была судоходной, по ней , в период навигации, ходили плоскодонные пароходы. Они привозили и увозили товары - хлеб, пшеницу, меха, гончарные изделия и т.д.
Мосты, в подавляющем большинстве своем, представляли собой кое-как сколоченные или просто наспех связанные бревна. В те времена переправы через реки, ручьи и овраги были опасны для лошадей и путешественников. Вплоть до 20 века через реку Чепцу не было настоящих мостов на другую сторону. Переправу через Чепцу содержали купцы на собственные средства, плата за переправу не изымалась, окрестные жители могли свободно попадать в город. Сама переправа представляла собой паром, а иногда и просто лодочное сообщение.
Будущий царь Александр II, еще будучи цесаревичем, посещал Глазов в 1837 году. Он переправлялся в лодке через реку Чепцу. Эта лодка долго стояла как памятник на берегу на особой подставке. Позже был построен паром, он состоял из двух длинных, около 12 метров, лодок, соединенных вместе дощатой палубой. На нем можно было одновременно перевозить три подводы, не считая пеших. Паром передвигался при помощи каната, натянутого между берегами. В 1913 г. произошла трагедия, в результате перегрузки паром затонул на середине реки. В тот момент на пароме находилось более 100 человек.
Спасти смогли только половину, в те времена река была гораздо глубже и быстрее.
После трагедии, почти ежегодно, возводились деревянные мосты-времянки. Каждую весну во время ледохода эти сооружения разрушались льдинами. После революции, из-за недостатка средств, опять возобновилась практика паромного сообщения. Постепенно поток пассажиров и грузов нарастал, а паром только ветшал и старел, требовался постоянный мост.
В 1936 г. начали строить высокий деревянный мост с пешеходными дорожками там, где сейчас ул. Толстого упирается в площадь Свободы. К концу марта 1938 г. он был сдан в эксплуатацию. Мост сразу стал любимым местом горожан, здесь всегда было многолюдно, особенно весной и летом. Рядом был городской парк и Преображенский собор. Мост круглосуточно охранялся, стояла будка часового, по мосту разрешалось ездить на лошадях только шагом. В 1949 г., весной, в половодье мост был разрушен льдинами. Старожилы помнят, как под вечер раздался страшный грохот с реки и крики людей. Середина моста провалилась, к счастью люди не пострадали, но многие бросились назад и остались на другом берегу. Потом их перевозили на лодках с факелами до поздней ночи.
В 1949 г. временно установили понтонный мост, а зимой Чепцу переходили и переезжали просто по льду, как и несколько веков назад. А в последующие несколько лет строили времянки, хлипкие деревянные мосты Строительство и ремонт таких времянок был дорогостоящим.
В 1956 г. встал вопрос о возведении металлического или железобетонного моста. После долгих подготовительных мероприятий в 1958 г. началось его строительство. Строительством занимались опытные специалисты, которые строили и восстанавливали мосты на Украине, Белоруссии, Казахстане. Руководил стройкой М. С. Лазарев.
Грунт доставали со дна лебедками. Люди под водой работали по четыре часа в специальных скафандрах. Потом ставили опоры, на опоры ставили балки, их готовили прямо на берегу. Перила изготавливались из железобетона, тоже сначала на берегу. Мост был выстроен досрочно, в 1960 г. Можно было сдавать в эксплуатацию, но движению мешал Преображенский собор, которому было более 100 лет. Он был гордостью и исторической ценностью города. В 1960 г. по распоряжению Совета Министров УАССР собор был снесен. Для испытания перед приемной комиссией были затребованы четыре «МАЗа» из воинской части. Их нагрузили камнями, и они несколько раз проехали по мосту вперед и обратно, и только после этого была торжественно разрезана красная ленточка.
Все из нас хорошо знают мост, но напомним его технические данные: мост стоит на четырех опорах, длина моста 160 м., ширина проезжей части 8,5 м., с обеих сторон проезжей части пешеходные дорожки шириной в метр.
Сегодня мосту более 50 лет. На мосту с весны до поздней осени толпится народ. Особенно многолюдно бывает в половодье. Вот такая история мостов через реку Чепцу.
Автор:
В. С. Корепанова, ст. н . сотрудник отдела природы