История Глазовского аэродрома

       Каждый современный город принято делить на районы. Наш небольшой город не исключение. Есть старый и новый район, заводской, центр и два поселка – Западный и Южный. Один из поселков – Южный – имеет еще одно название: аэродром. Почему этот район имеет такое интересное название?

       Зона отчуждения

       Так называлась в 30-40 годы XX века территория, которая находилась и прилегала к железной дороге. На это время работали такие предприятия, как Лесозавод, расположенный за полосой отчуждения севернее железной дороги по ул. Сибирской. Семяочистительная станция, построенная в 1924 г. При станции - маслозавод, который работает на отходах. МТС и при ней МТМ до 3 гектаров. Проектирующийся новый кирпичный завод по направлению к д. Штанигурт.

       Развитие Глазова

       По “Генеральному проекту планировки г. Глазова” (1936 год) “развитие города возможно на запад и северо-запад вдоль реки Чепцы до р. Сыга. Территория здесь для строительства очень благоприятная своим рельефом и по отметкам выше существующего города на 3-4 метра. Развитие Глазова в других направлениях не позволяют природные условия, такие как заболоченность, заливаемость и пр. Расширение на юг тоже не может быть принято (хотя естественные условия вполне благоприятные). В этом направлении город встречает на своем пути искусственное сооружение в виде полосы отчуждения северной дороги, которая в этом бы случае разделила город на 2 части, что крайне бы затруднило организацию связи этих двух частей”.

       В южной части города за зоной отчуждения намечался складской район. Он был удобен тем, что, с одной стороны, изолирован от жилых массивов города, а с другой – находится вблизи железной дороги и обеспечен удобной связью с промрайоном. Так же здесь должна была размещаться вся кустарная и пищевая промышленность. “По сложившейся ситуации г. Глазова другого, более подходящего района для складов найти нельзя”.

       Еще один объект

       В этом районе (за полосой отчуждения) предусматривалось строительство еще одного объекта – аэродрома IV класса. Рельеф намечаемого участка спокойный и дополнительных затрат для устройства аэродрома не требовал. Размер участка данного объекта - 50 гектар с учетом строительства вспомогательных сооружений.
(Справка: аэродром IV класса способен принимать самолеты массой до 10 тонн – Ан–2, Л-410, Ан-28. Длина взлетно - посадочной полосы для самолетов данного класса составляет 600-1200 м.)
 
       А был ли аэродром?

       Большого аэродрома, с длинной взлетно-посадочной полосой, с ангарами для самолетов в нашем городе не было. Была ровная площадка, огражденная невысоким заборчиком, на которую приземлялись Ан -2. Эти легкие самолеты доставляли в наш город почту, небольшой груз, медикаменты и перевозили людей (например, если кому-нибудь нужно было срочно добраться в г. Ижевск). Надо отметить, что для самолетов, привозивших медикаменты, была своя отдельная площадка, которая находилась по Ярскому тракту, в сторону Сыги. Значит, в нашем небольшом городе было целых 2 аэродрома!

       Проект по созданию аэродрома так и не был осуществлен. В 70-е годы XX Южный поселок стал постепенно застраиваться, появились промышленные предприятия, развился частный сектор. Но в память о том, что когда-то участок, который находился за зоной отчуждения и принимал самолеты, осталась. Глазовчане эту часть города так и называют : аэродром.


       Автор: О. В. Городилова, заведующая отделом природы Глазовского краеведческого музея 

👁 3 228

Вверх