Как и когда появился хлеб у людей, как раньше люди относились к такому важному продукту как хлеб, как раньше и сейчас хлеб выпекается, кто сегодня производит хлеб для глазовчан в нашем городе - наш рассказ.
А для начала надо по сусекам поскрести, по амбару помести, чтобы наскрести на маленький круглый хлебушек колобок, названный так от колеса, на которое похож. Вот почему сказочный Колобок укатился в лес, словно колесо.
По следам глазовских колобковИзначально хлеб – это зернышки дикорастущих злаковых культур, которые люди ели давным-давно, примерно, 12 – 15 тысяч лет назад. Затем, когда научились добывать огонь, зерна стали обрабатывать - поджаривать и готовить жидкую кашу кутью, такую кашу и сейчас делают в некоторых странах Африки и Азии, а у нас на Рождество.
Придумав жернова и научившись перемалывать зерна, люди получали муку, пекли пресные лепешки на горячих камнях, на костре.
Раньше сельскохозяйственные работы делились на мужские и женские. Хлеб сеяли только мужчины. Выносили зерно в поле в мешках, сшитых из старых штанов. Женщинам нельзя было даже присутствовать, считали, что земля испугается и не даст хорошего урожая.
Зерно для удобства пересыпали в специальный короб, из которого брали семена пригоршней и бросали во вспаханную землю.
Маленькие зернышки – рожь, овес – прорастали, появлялся росток, который затем становился колосом. Колос колючий, колется усиками. Колосья на поле называют «хлеб на корню». Из таких колосков, которые жали серпом, вязали снопы, затем колосья молотили – били цепами. Зерно сушили. Сухие зерна мололи, мяли раньше большими камнями – жерновами, затем придумали мельницы. Мяли, мололи, вот почему раньше лепешки из теста называли «млины» - «блины». Жернова - придумали древние египтяне. Так получали муку. Изобретение дошло до наших дней.
Чтобы испечь хлебушек, даже самый маленький, как колобок, нужно воду в ведре на коромысле принести, муку просеять сквозь сито, чтобы тесто получилось пышное. А еще добавить дрожжи, которые получали из цветущего хмеля. Цветы хмеля отцветали, образовывались шишечки, их собирали, заваривали, настаивали, получались живые хмелевые дрожжи. И это изобретение – делать тесто путем сбраживания - придумали египтяне, им мы пользуемся в наши дни.
Замесив тесто - квашню, оставляли его в специальной деревянной посудине, чтобы тесто поднялось, взопрело в тепле. Для этого накрывали чем-то теплым – подушкой, одеялом. Был обычай на свадьбе – чтобы невеста в замужестве жила счастливо, богато, было много детей, чтоб была пышная, как тесто, ненадолго давали ей посидеть на квашне, накрытой подушкой.
Подошедшее тесто разминали, раскатывали на сеяльнице (загнутой доске, выделанной из ствола дерева), получали хлебные колобки. Их выпекали в жаркой печи, на поду, а чтобы «посадить» в печь хлеба, в которой огонь, для выпекания на поду, нужна была хлебная лопата с длинной ручкой - из дерева. «В одной берлоге 12 медведей лежат» - говорится в удмуртской загадке про хлеб в печи.
С хлебом связаны сказочные русские персонажи – Овинник и куколка Крупеничка.
Овинник – в красной остроконечной шапочке с носом пятачком и рожками - жил в овинах, сараях для хранения зерна, если его обидеть, мог устроить поджог, но сила была у него с весны до праздника Покрова, то есть до 14 октября. А куколку Крупеничку – символ богатства и достатка в крестьянской семье – дарили раньше на праздники, связанные со сбором урожая. Так, ежегодно, 29 августа, праздновали хлебный Спас.
В 1849 году в Глазове имелась одна мукомольная ручная мельница. В городской доход оброка с нее поступило 100 рублей. Ежегодно на ярмарке продавалось товара на 25 тысяч рублей. Из Астрахани, Нижнего Новгорода, Казани, Перми, Соликамска привозили колониальный товар – чай, сахар, кофе, табачные изделия, виноградные вина. Хлебобулочные изделии не ввозились, а значит, хлеба во второй половине девятнадцатого века было достаточно в бывшем уездном городе Вятской губернии, Глазове.
В конце восемнадцатого века Глазов был признан торговым центром Глазовского уезда Вятской губернии. Проходили ярмарки – Успенская (в августе) и Никольская (в декабре). На Торговой площади разворачивалась Успенская ярмарка, в честь Успения Пресвятой Богородицы. А за ней шел хлебный Спас – время, когда начинали выпекать хлеб из нового урожая. В декабре, на Никольской ярмарке, можно было прикупить еще, если не успели, или казалось мало.
В 1781 году из Глазова сплавляли по реке Чепце хлеб в города, расположенные южнее, а также в Слободской и Соликамский уезды и на заводы Омутнинский, Залазнинский и Пудемский.
Интересен такой факт, относящийся к биографии легендарного полководца М. И. Кутузова, командовавшего русской армией, разбившей Наполеона в Отечественной войне 1812 года: в начале 1800-х годов Кутузов занимался обеспечением хлеба С.-Петербурга. В числе поставщиков значится Вятская губерния, в которую входил и Глазов. Из письма в Вятку: «Контора правления санкт-петербургских запасных магазейнов хлеба… на будущий 1803 год… предположила купить… в Вятской губернии 25 тыс. кулей ржаной муки...» Кутузов утвердил данное решение и предписал отправить в Вятку «на первый случай для нужных издержек» 50 тысяч рублей.
Молоть муку с помощью жерновов, готовить хлеб на дрожжах придумали египтяне. Современные предприятия почти в неизменном виде выпекают хлеб, хлебобулочную продукцию, кондитерские изделия по древнеегипетскому способу. Продукция поступает в магазины, а затем мы ее покупаем и ставим на стол.
Сегодня в городе Глазове 11 больших и малых предприятий выпекающих хлеб.
Старейшим в нашем городе считается «Глазовский хлебокомбинат», который 2011 году 3 сентября отметил 75-летие.
Но начало предприятие берет от образования артели инвалидов «Производственник», которая занималась выпечкой хлеба, сушек, пряников, производством сухарей. От артели «Производственник» в 1936 году были образованы пекарни № 8 и № 9, находились они в деревянных зданиях. В 1940 году появляется название хлебокомбинат, труд был в основном ручной.
Сейчас это крупнейшее предприятие на севере Удмуртии, выпускающее свыше 110 наименований различной продукции – ржаные и пшеничные, ржано-пшеничные хлеба, лечебно-профилактические хлеба, батоны, булочки, сушки, баранки, сухари, тесто. Руководит крупнейшим предприятием по производству хлеба Дегтярев Михаил Леонидович.
Белый костюм пекаря – брюки, курточка, косынка, тапочки – все должно быть чисто.
Пекут хлеб в специальных формах – круглых, типа кирпич (маленьких и больших), упаковывают в пакетики, грузят на специальные деревянные поддоны и везут в магазин.
В хлебном магазине советских времен, в который ходили за хлебом наши дедушки и бабушки, когда были маленькими, были весы с гирькой весовой, чтобы взвесить сухари, баранки. Были и деревянные счеты с «косточками». Шумный кассовый аппарат, у которого при расчете крутил продавец ручку справой стороны. Денежки за покупку кассир складывал в металлическую закрывающуюся кассу аппарата. Самый дорогой белый хлеб, из муки высшего сорта, стоил 22 копейки. А в начале прошлого столетия «батон ржаного хлеба – 4 копейки», «мука ржаная – 6 копеек».
Древние римляне выпекали хлеб в специальных формах – горшках, а называли их «клибонос», так «клибонос - хлибонос» дал на Руси название хлебу.
Батон – слово пришло из французского языка, означает палка, жезл. Современный батон, правда, похож на палку.
Сайка – из эстонского языка, это хлеб, который готовят из специально приготовленного теста - особым способом. Вот почему вкус сайки не как у хлеба или батона, а свой, особый.
Батоны, сайки, различные виды хлеба по старинным бабушкиным в каменных печах выпекают в глазовской мини-пекарне А. А. Мингазовой, которая руководит предприятием уже более 5-ти лет.
Из истории предприятия:
В 1999 году в Глазове появилась пекарня индивидуального предпринимателя Владимира Григорьевича Галабурды. Находилась в районе старого мясокомбината по адресу: ул. Сибирская, 81, затем переехала на улицу Драгунова. В 2012 году пекарня поменяла свое название и работает под новой маркой – «Хлебный дом». Для работников пекарни производство хлеба - труд важный, любимый, они постоянно работают над качеством продукции, ассортиментом, пекарня стала вторым домом, отсюда и смена в названии – «Хлебный дом».
«Хлебный дом» - единственная в городе пекарня, имеющая сертификат на хлеб «Глазовский», а в 2005 году, в Москве», булочка «Сдоба выборгская» получила бронзовую медаль.
В 2006 году в Глазове открылось предприятие «Хлебозавод № 1».
Его свежая и вкусная продукция полюбилась глазовчанам - хлеб, пряники и сушки, кондитерские изделия. А еще предприятие выпекает торты, кексы - любимые праздничные угощения всех. Руководит глазовским «Хлебозаводом № 1» индивидуальный предприниматель Савченко Юрий Константинович, который в 2012 году решением городской Администрации был занесен на городскую Доску Почета.
Глазовские предприятия не только кормят глазовчан и жителей Глазовчкого района хлебом, но и занимаются благотворительностью - помогают малоимущим, пенсионерам, инвалидам, школьным и детским учреждениям.
До сегодняшнего дня люди уважительно относятся к хлебу. Бережное отношение объясняется тем, что в хлеб вложен труд многих профессий. А еще считалось на Руси, что хлеб – это богатство, поэтому, когда его ели, старались ни крошечки не уронить, подставляли над ломтем ладошку другой руки. К тому же, хлеб не резали, а ломали, так как хлеб ассоциировался с чем-то живым – «комковато, ноздревато, и губато, и кисло, и пресно, и мягко, и твердо, и черно, и бело, и всем людям мило»! В самом деле, качественно приготовленный хлеб, если на него надавить пальцем, примет прежнюю форму, будто он живой и дышит.
Автор: Т. А . Максимова,
зав. отделом научно-просветительской деятельности