Древний праздник Пасхи
Близится тот день, когда все православные верующие России будут отмечать Пасху – Светлое Христово Воскресение, величайший и самый радостный праздник христианской Церкви.
Во времена Ветхого Завета пасхальные обряды были посвящены важному событию в судьбе еврейского народа – чудесному избавлению от египетского гнета. Христианская церковь соединила это древнее торжество с величайшим чудом из чудес – воскрешением Сына Божия из мертвых.
Подготовка к Пасхальному празднику начинается во время Страстной недели. Каждый день ее посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. Для русского человека Пасха значит даже больше, чем Рождество. Ведь для верующего христианина духовное возрождение куда важнее физического.
В дореволюционной России Пасха являлась государственным праздником, а первые дни Светлой недели были нерабочими. О начале праздника возвещал долгий и торжественный колокольный благовест. В пасхальную ночь в Светлое Воскресение духовенство и миряне трижды идут крестным ходом вокруг своих храмов, что символизирует следование навстречу воскресшему Христу. Во время богослужения раз за разом звучит пасхальное приветствие священника или архиерея: «Христос воскресе!». В ответ гремит многогласый ответ прихожан: «Воистину воскресе!»
Кулич, пасха, «крашенки» и «писанки»
В субботу накануне Пасхи во всех храмах начинают освящать куличи, творожные пасхи и окрашенные яйца. Именно они для православных людей являются главными и зримыми символами Светлого праздника.
Пасхальный кулич пекут с изюмом, цукатами, сухофруктами, орехами и шоколадом. Для верующих во время пасхальной трапезы освященный кулич символизирует присутствие Господа рядом с ними.
Пасха изготавливается из творога в форме усеченной пирамиды - по аналогии с гробом, в котором лежало тело Иисуса. Наверху пасхи размещают буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе».
Традицию красить и освящать на Пасху куриные яйца часто связывают с именем святой Марии Магдалины. Как гласит легенда, после воскресения Иисуса Христа из мертвых Мария поспешила поведать о том всему миру. Войдя в Рим, она преподнесла самому императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос правителя, что означает этот странный дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Взяв подарок в руку, император с иронией ответил: «Мертвые не воскресают, как и яйца не становятся красными». И тут же на глазах присутствующих яйцо вдруг превратилось из белого в красное. И тогда потрясенный Тиберий произнес: «Воистину воскрес!».
С этого времени среди христиан окрашенные в один цвет яйца-«крашенки» и расписанные узорами «писанки» принято дарить всем родным, гостям и ближним.
Пасхальная открытка России
В конце XIX века в России еще одним символом Светлого Христова Воскресения становятся пасхальные открытки. Накануне Пасхи эти ярко раскрашенные кусочки картона несли теплые слова поздравления со Светлым днем всем, кто не смог в праздник оказаться дома или рядом с близкими.
Пасхальная открытка. Начало ХХ века Самые первые оригинальные иллюстрированные открытки в России были выпущены к Пасхальному празднику 1898 года. Это были почтовые карточки, изданные московской общиной Св. Евгении. Украсили их четыре акварели «на весенние сюжеты», написанные известным писателем и художником Николаем Каразиным. Весь доход от продажи тех открыток поступил в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудившихся в русско-турецкую войну 1877-1878 годов на полях сражений и в госпиталях Красного Креста.
В начале ХХ века спрос в Российской империи на поздравительные открытки, в том числе и на пасхальные, растет настолько быстро, что часть их пришлось заказывать за границей – чаще в Германии и Австрии. При этом зарубежные издатели использовали совсем не свойственную для России западноевропейскую пасхальную символику – цыплят, утят, щенков, барашков, кроликов и зайцев. Вместо золотых православных куполов на почтовых карточках возвышались башенки католических костелов и протестантских кирх. Из русском здесь были только надписи: «С праздником Св. Пасхи!» и «Христос воскресе!»
Пасхальные открытки 1913 и 1914 годов
Пасхальные открытки в благотворительных целях выпускали и в других издательствах. Яркие, радующие глаз эскизы к таким карточкам рисовали профессиональные русские художники. Над открытками трудились и ныне забытые живописцы, и такие известные мастера кисти, как Л. Бакст и А. Бенуа, И. Билибин и Б. Кустодиев, И. Репин и Е. Бем. Причем каждый творец писал свой эскиз для этих карточек в своей неповторимой оригинальной манере, и зачастую – бесплатно.
Пасхальные открытки по праву считались самыми красивыми среди почтовых карточек того времени. Сюжетами для них служили и церковные обряды, и давние традиции народов России: христосование, торжественный крестный ход, пасхальные гуляния, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой.
Пасхальная открытка 1916 года «Передайте привет и поздравления...»
Вот открытка 1916 года с картинкой, где крестьянские дети предаются традиционной пасхальной забаве – катают крашение яйца по деревянному желобу. А на обороте – послание из Вятки в уездный город Котельнич, адресованное господину Копосову Василию Савельевичу
«для Вити»:«Христос Воскресе, Витечка! Привет от Соньчика. Приезжай к нам на праздники.Твоя сестра».
Пасхальная открытка. Начало ХХ века Примерно в то же время из Глазова на Лысьвинский завод при Пермской железной дороге для некой Александры Савельевой приходит пасхальная карточка:
«Христос Воскресе! Дорогая Шурочка! Поздравляю Вас с праздником В.Х. и желаю весело, приятно и в добром здравии провести их. Как поживаете? Я часто вас вспоминаю. Давно уже не имею от Вас писем. Что это значит? Прошу передать сердечный привет и поздравление с праздником Вашему мужу и Нюрочке. Бабушка также шлет Вам свой поклон и поздравление с пожеланием всех благ. Я живу пока по-прежнему. Целую...»Открытка на имя глазовского священника Александра Мальгинова. 1914 год Приходили поздравительные послания и в маленький вятский уездный городок Глазов. Вот открытка из плотного темно-серого картона, на котором изображены белое куриное яйцо и березовые почки. Эта карточка была в 1914 году адресована известному в Глазове священнику Преображенского собора Александру Мальгинову:
«Поздравляем Вас, дорогой о. Александр Васильевич, с праздником Христова Воскресения. Передайте привет и поздравления Анне Васильевне, тете, дедушке и Ганичке.Александр и Серафима Ашихмины».
«От всей души желаю...»
В 1912 в Глазов на улицу Набережную на имя мещанки Ольги Серкиной, приходит такая открытка:
«Христос Воскресе! Поздравляю Вас, тетя, с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю всех благ и здоровьяУважающая Вас Нина».
Три года спустя Ольга Николаевна получает новую весточку:
«Христос Воскресе! Поздравляю Вас, Крестная, с праздником Светлого Христова Воскресения и от всей души желаю Вам наилучших пожеланий в вашей жизни, а главное – здоровья. Будьте здоровы. Все Вас поздравляют.Ольга...»
Пасхальная открытка. Начало ХХ века В 1914-м в семейство диакона Владимира Пономарева, живущее в селе Березино-Николаево Слободского уезда, приходит открытка от их родственницы, дочери глазовского купца Петра Васильева:
«Христос Воскресе, Володичка и Зоя! Поздравляю Вас с праздником. Желаю встретить и провести его весело. Как живете? Всего хорошего... Катя»
А в 1915-м другая дочь купца – Маруся – шлет из Глазова в Березино весьма лаконичное послание:
«Христос Воскресе! Дорогие Зоя, Володичка и Тамка. М.В.».
В годы испытаний
Немалую часть пасхальных открыток того времени составляли черно-белые карточки сентиментальные характера с милыми детишками и девушками, нежными ангелами, целующимися парочками в окружении цветов и веток вербы. На некоторых карточках традиция пасхального троекратного поцелуя («христосования») изображалась в чрезмерно страстной и игриво-фривольной форме. Чаще всего на открытках присутствовали пасхальные яйца – на праздничном столе, в руках детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись.
Пасхальная открытка. Начало ХХ века
Праздничные открытки хранились во многих семьях в течение всей жизни. Они были дороги и как память о друзьях и родных, и как напоминание о далекой молодости. И еще такие карточки ценились как особый вид печатного искусства, не уступающего красотой и изяществом исполнения литографии или гравюре.
В годы первой мировой войны на пасхальных открытках появляются российские воины на полях сражений, солдаты, обнявшие своих жен и любимых, раненые бойцы на больничных койках в госпиталях и помогающие им сестры милосердия. Часто средства от продажи почтовых карточек шли на нужды фронта и помощь раненым.
Пасхальные открытке 1914-1918 годов
После 1917 года пришедшая к власти партия большевиков начинает борьбу со всеми «религиозными предрассудками и пережитками». Сначала выходными днями в Пасху остаются лишь собственно Светлое воскресенье и следующий за ним понедельник. А в 1928 году рабочими становятся все дни пасхальной недели.
Праздник Пасхи в эпоху безбожия
Официальный запрет на празднование Пасхи так и не был введен в стране Советов. Однако открытое посещение богослужений в эти дни становится весьма небезопасным для прихожан. Поход в храм в Пасхальный день мог стать причиной для неприятностей и увольнения с работы.
Пасхальная открытка 1918 года В эпоху «безбожных пятилеток» 1920-1930-х годов власти попытались заменить Пасху светскими мероприятиями, такими как «красные» или «комсомольские пасхи», проводимые членами Российского коммунистического союза молодежи и «Союза безбожников». Известно, что в 1924 году в Глазове местный антирелигиозный кружок проводит свою комсомольскую «пасху». Молодых богомольцев, пришедших в город на церковный праздник, комсомольцы и пионеры зазывали в школу на концерт и лекцию. Однако, «прослушав доклад, сопровождаемый опытами – чудесами химического превращения веществ, и с таким же интересом – концерт, поиграв и потанцевав..., гости и в церковь сходить успевали. Не так-то просто оказалось воспитывать молодежь...»
В то непростое время верующие не переставали поздравлять друг друга с Пасхой. Только свое поздравление со Светлым Воскресением люди были вынуждены писать на оборотной стороне чисто светских открыток.
Пасхальная фотооткрытка 1955 года В послевоенные годы в стране было налажено производство кустарных открыток. Эти черно-белые, раскрашенные яркими анилиновыми красками карточки печатались на обычной фотобумаге. Такие открытки-самоделки «из под полы» продавались в электричках и на рынках. Многие из них повторяли сюжеты дореволюционных пасхальных открыток с целующимися парочками и корзинами разноцветных яиц. В таких карточках люди обычно писали:
«Христос Воскресе, дорогие, милые Ольга Васильевна и Сильвестр Лукьянович! Поздравляем Вас с праздником, целуем Вас крепко-крепко.Сесиль и дети. Алушта. 13 апреля 55 г.»
Возвращение пасхальной открытки
После Победы 1945 года негласный, но строгий запрет на празднование Пасхи сохранялся на протяжении последующих 40 лет. Только в конце 1980-х годов, в канун 1000-летия крещения Руси, начинается пересмотр государственной политики в отношении Церкви и прав верующих.
В ночь на 7 апреля 1991 года была организована первая телевизионная трансляция главного пасхального богослужения в Москве – из Богоявленского кафедрального собора в Елохово. После восстановления в Москве взорванного в 1930-е годы собора Христа Спасителя, трансляция пасхальной службы, начиная с 2001 года, проводятся в этом величественного храме, стоящем в самом центре столицы России.
Пасхальные открытки 1991 года
Тогда же, начиная с 1989 года, в России возобновляется издание большими тиражами красочных пасхальных открыток. Многие из них в точности воспроизводили старинные карточки начала XX века. Пасхальные сюжеты для других открыток создавались современными художниками – с разноцветными расписными пасхальными яйцами, храмами, цыплятами, цветами и распустившимися веточками вербы. В наши дни на современных почтовых карточках чаще помещают изображение Спасителя и даже русской матрешки.
Пасхальная открытка начала ХХI века В наш стремительный век редко кто уже шлет к празднику по почте поздравительную открытку. Мало кто захочет сейчас писать письмо на бумаге, шагать на почту и покупать конверт и марки. Куда проще позвонить по телефону, отправить СМС-ку или послать по интернету переливающуюся огнями самодельную электронную открытку. А если кто-то и купит почтовую карточку, то, даже не подписывая, обычно вкладывает ее в подарок.
Но, как и сто с лишним лет тому назад, в эти ясные погожие весенние дни мы по-прежнему варим и красим яйца, покупаем пасхальные куличи и говорим от всей души своим родным и знакомым:
– Христос воскресе!
– Воистину воскрес!
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.
30.04.2021