«Народная игрушка» (0+)

Сегодня народные игрушки встретишь нечасто. Они украшают экспозиции музеев и частные коллекции. Народная игрушка – это лаконичность пластики, нарядное, но неназойливое декоративное решение, проверенное вкусом многих поколений. Неизменно трогает теплота и искренность образов рукотворных изделий, в которых содержание неотъемлемо от формы.

Игрушка по-удмуртски «шудон» означает счастье. Она играла большую воспитательную роль в крестьянской семье. Родители трудились с утра до вечера и детьми занимались мало. Вместо себя оставляли «заместителей» в виде игрушек. Их мастерили из подручного материала: из оставшейся соломы, полешек, щепок, обрезков ткани. В крестьянском доме ничего не пропадало и каждый лоскуток шел в дело.

В старину куклы были не только детскими игрушками, но и оберегами. Обереги сопровождали людей всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходились обряды инициации, свадьбы, и, наконец, куклу укладывали вместе с покойным в гроб, чтобы она охраняла его и на том свете.

У удмуртов до сих пор сохранились магические куклы, причем разного назначения. Это в первую очередь куклы-закрутки, являющиеся оберегами. Полоску толстой ткани определенным образом закручивают, перевязывают, и получается головка, руки, туловище. На фигурку надевают платок и платье. Оберег готов. Такую куклу-закрутку клали новорожденному в изголовье, чтобы уберечь его от порчи. Надо заметить, что лица куклам не рисовали. Существовало поверье, что в нарисованное лицо может вселиться чужая душа, а с ней и беда.
Кукла «Неразлучники» — оберег счастливой семьи. Изготавливается кукла из 2-х фигурок (мужской и женской) на единой руке. Считалось, как куколки не существуют одна без другой, так и супругам после свадьбы быть всегда вместе и идти по жизни рука об руку.


Олицетворением достатка в семье служила кукла Крупеничка, которая еще называлась Зерновушка, Горошинка. В зависимости от местности она могла выглядеть по-разному, но основой ей всегда служил мешочек с зерном осеннего сбора. Чаще всего насыпали гречку, пшеницу, горох, ячмень, овёс. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика. По облику талисмана можно было определить достаток семьи. Крупеничку дарили на праздник Коляды, когда воздавали благодарность богам за богатый урожай. В наши дни куколку можно подарить на новоселье и свадьбу.
Возрожденная национальная игрушка, кукла из лыка образна и метафорична, как и все истинные предметы искусства. Традиционно выполняется безликой. Считалась оберегом для своего владельца, вместилищем его дум и чаяний.


Образ коня во многих культурах означает успех, процветание, благородство и богатство. Невозможно представить успешного земледельца, воина или князя без верного помощника. В древние времена образ солнца был тесно связан с огненным конем, катящем колесницу по небосводу.
Первого солнечного коня получали дети раннего возраста. С помощью народной куклы мальчики учились ухаживать за животным, общаться с ним, познавали азы будущей трудовой деятельности.


Береста – традиционный материал для изготовления ремесленных изделий – мягкий, податливый, пластичный.

Берегиня от слова «беречь». Эту куклу ставили напротив входной двери выше головы людей, чтобы она встречала всех входящих и не пускала в дом злые силы. В отличие от традиционной куклы, её изготавливали с лицом, тем самым она обретала самостоятельность.
Слово «шаркунок» происходит от русского шаркать. Изначально, шаркунок использовался в качестве погремушки. Внутрь клали яблочные семечки, горох.


Считалось, что он отпугивает злых духов издаваемым шумом и нередко выступал в качестве музыкального инструмента.
Коркакузё – дух-покровитель жилища, избы. Мы привыкли называть его домовым. Удмуртам домовой представлялся в образе мужика пожилых лет, в тулупе с вывернутой наружу шерстью. Также он представал в образе домохозяина, так что его невозможно было отличить от самого хозяина дома.

Автор: А.В. Чирков, научный сотрудник музея отдела образовательно-просветительской деятельности.

👁 2 117

Вверх