К наивному (самодеятельному) искусству относится традиционное искусство народных мастеров, художников-самоучек, которое выражается в творческой непосредственности, в особом задушевном взгляде на мир, в подражании профессиональным "большим" стилям. Как особое направление наивное искусство оформилось лишь в XX в. Яркие представители этого направления - А. Руссо, Н. Пиросманашвили, М. Примаченко, И. Генералич.
Последователь направления – глазовчанин Роальд Александрович Горбушин (1933 – 2011 гг.). На виртуальной выставке представлены женские образы, созданные скульптором в 1960-е – 2000-е годы. Коллекцию на хранение в музей передала племянница художника - Борщёва Ольга Семёновна.
Фото Р. Горбушина. Иллюстрация к рассказу "Чукотское лето".
Опубликован в журнале “Охотничьи просторы. Альманах”,
вып.47, 1990.
Горбушин Роальд Александрович родился 2 мая 1933 года в селе Укан Ярского района Удмуртской Автономной области в семье сельского учителя. Родители выбрали для сына необычное имя – Роальд, в честь выдающегося полярного исследователя Руаля (Roald) Амундсена. Возможно, это имя определило его судьбу.
В 1935 году семья переехала в г. Глазов. Роальд с детства любил наблюдать за жизнью живых существ, хотел стать великим натуралистом. Тогда же возникло увлечение резьбой по дереву. Основным материалом служили березовые кап и капокорешок. Роальд пробовал свои силы и в обработке других материалов: известняка, бивня мамонта, клыка моржа, рогов лося и марала, мрамора, сердолика, янтаря и меди. Своим кумиром он всегда считал скульптора С.Д. Нефёдова (Эрьзя).
Тема женщины занимает особое место в искусстве. К ней обращаются многие поэты, композиторы и художники. Роальд Горбушин в своих скульптурах отразил различное виденье идеала женской красоты:
Первобытная женщина прежде всего – женщина-мать, способная продолжить род, берегиня, хранительница очага.
Скульптура «Первобытная» своей позой и формами повторяет костяную статуэтку, относящуюся к верхнему палеолиту (40 тыс. до н.э), найденную в археологическом памятнике Костёнки Воронежской области. Но в отличие от древней скульптуры, в которой голова показана обобщенно в виде утолщения, у авторской детально проработаны черты лица, причёска, увеличены пропорции шеи.
Скульптура. Первобытная. Материал - дуб.
Иконографическое изображение женского лица в фас напоминает образ Богородицы: глубокий взгляд, расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от мирской суеты. Голова покрыта мафорией (длинное женское покрывало). Авторская работа отличается от канонического изображения святой: отсутствует нимб, изображено только лицо, отсутствует звезда на мафории, нет надписей, обязательных на иконах.
Барельеф. Монахиня. Материал - дуб. В скульптуре «Древняя Русь» отражено подчиненное положение женщины в типично мужском, патриархальном обществе: глаза смотрят вниз, губы сомкнуты, плечи осунулись, руки опущены вдоль тела, нет намека на движение… Уклад жизни и хозяйство, которым занимались женщины, отсылает современных зрителей к традициям, которые испокон веков существовали в русских деревнях. При этом видна стать и красота фигуры девушки. О том, что она не замужняя, говорит ее не покрытая голова и, волосы заплетённые в одну косу.
Скульптура. Древняя Русь. Материал - осина. В эпоху СССР женский образ был далек от возвышенно-поэтического восприятия, отчужденное любование женской красотой осталось в прошлом и шло в противовес языку соцреализма. Работы Роальда Горбушина предельно упрощённые, некоторые напоминают шаржи. К ним относятся деревянные скульптуры «Смущение», «Двое», «Голова девушки», «Матрёшка».
Скульптура настенная. Матрешка. Материал - липа. Скульптура. Двое. Материал - берёза. Скульптура. Смущение. Материал - клён. Скульптура. Голова девушки. Материал - клён. Сам материал зачастую подсказывал автору форму и образы. В руках скульптора буквально оживали обычные лесные коряги, и рождались настоящие произведения искусства, овеянные поэзией сказок и былин. К таким скульптурам можно отнести сюрреалистическую скульптуру «Женская фигура». Скульптура «Царевна-лебедь» создана по мотивам произведения А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», которая иллюстрирует сюжет борьбы лебедя и орла. Перед зрителем женский силуэт, обрамленный стилизованным изображение поникшего лебедя. Над ним возвышается орёл.
Барельеф. Царевна лебедь. Материал - берёзовый кап. Скульптура. Женская фигура. Материал - дуб. Скульптура Р. Горбушина отражает стилистическое разнообразие искусства с 1960 г. по 2000-е г. - от соцреализма до сюрреализма. В его работах отражены как лирические, так и мифологические образы, как простые открытые, так и «суровые», аскетичные женские портреты. В творчестве Роальда присутствует диссонанс, недосказанность в раскрытии сюжетов, непосредственность восприятия мира...
сайт работ Роальда Александровича Горбушина