«Обрести достоинство»: роль священника В.Д. Крылова в общественном движении удмуртов

«Пророки событий,
Пролагатели новых путей,
Провозвестники важных открытий –
Побиваются грудой камней»
(Н.А. Некрасов)

       В историю общественного движения удмуртов славные страницы вписали члены Глазовского культурно-просветительного общества. Общество функционировало недолго – с мая 1917 по июль 1918 года, потому что с формированием органов советской власти решение национального вопроса в Удмуртии взяли на себя большевики. Однако именно Глазовское общество впервые выдвинуло задачу помочь удмуртам «обрести достоинство и стать наравне с русским народом», сформулировало идею учреждения национального комиссариата, объединяющего и координирующего позитивное развитие нации [1].

       Членами Общества были образованные люди (священники, фельдшера, учителя, военнослужащие, чиновники, крестьяне), обладающие лидерскими качествами и организаторскими способностями. Они провели три делегатских съезда удмуртов Глазовского уезда: 13–14 июня 1917 г., 14–16 июля 1917 г., 10–12 марта 1918 г. Участники съезда ставили перед государством и местными властями (уездное и волостные земства) важные культурно-просветительные и социально-экономические проблемы, требующие незамедлительного решения. Члены Общества считали, что нужно просвещать удмуртских крестьян. Основными формами работы признавались беседы и лекции, чтение книг на удмуртском языке «по родиноведению, сельскому хозяйству, огородничеству, садоводству, пчеловодству», по кооперации, здравоохранению [2].

       Общество возглавил священник Глазовского Преображенского собора Крылов Василий Димитриевич (1878–1919 (?). В региональной историографии его характеризуют как просветителя, миссионера, учителя, языковеда, журналиста, общественного деятеля, соредактора (вместе с П. Глезденевым) общегубернской газеты «Войнаысь ивор» («Вести с войны», 1915–1917, г. Вятка), редактора и корреспондента газеты «Удморт» (1917–1918, г. Вятка, Глазов), автора статей и книг на удмуртском языке [3].
Вотско-русский словарь глазовского наречия вотяков,
составленный преподавателем вотского языка
при Глазовской учительской семинарии В.Д. Крыловым. Вятка, 1919

       Окончив Казанскую учительскую семинарию, В.Д. Крылов работал в школах Елабужского, Сарапульского, Глазовского уездов. В духовную сферу перешел, чтобы «достигнуть теснейшего общения со своими сородичами – инородцами вотяками… и работать среди них на ниве Божией в священном сане в целях распространения среди них евангельского света» [4]. С 1906 г. его жизнь и служба связана с Глазовским уездом. Можно сказать, что этот период стал для него «звездным» в просветительской и общественной деятельности. Кроме службы в Свято-Духовской кладбищенской церкви отец Василий Крылов являлся председателем инородческой переводческой комиссии и инородческим миссионером Глазовского округа. С 1915 г. жил в Глазове с семьей (супруга Вера Петровна (1877), сыновья Иоанн (1900) обучался в духовном училище, Виталий (1909), Николай (1913), дочери Александра (1904) училась в женской гимназии, Екатерина (1906) [5]. В Глазове еще родился Анатолий (?).
Священник Богородицкой церкви с. Тортым (сегодня Кезский р.)
В.Д. Крылов с семьей. 1913 – 1915 гг.

       Особенно примечательна роль В.Д. Крылова во внедрении удмуртского языка в учебных заведениях Глазова. Толчком, очевидно, стало его участие на 1-м съезде малых народностей Поволжья в Казани летом 1917 г. Опираясь на его решения, осенью Крылов обратился с заявлениями о принятии на службу в учительскую семинарию и женскую гимназию. Он считал, что главным орудием воспитания и образования подрастающего поколения должен быть родной язык. «С получением свободы все народы, населяющие Россию, вправе требовать себе свободного развития на почве культурного самоопределения наций во главе с национальной школой». «Обрести достоинство и стать наравне с русским народом» – так понимал удмуртский священник культурное развитие своего народа [6]. Члены Глазовского культурно-просветительного общества предложили следующее расписание уроков удмуртского языка: в учительской семинарии в неделю 6 – 8 уроков, мужской гимназии – 4 урока, женской гимназии – 4 урока, высшем начальном училище – 2 урока. Финансовые расходы в сумме 600 руб. для оплаты труда учителя, приобретения учебных книг и пособий взяло на себя Глазовское уездное земство [6].
Преподаватель удмуртского языка В.Д. Крылов с учащимися учительской семинарии.
Глазов. 1917 – 1918 уч. г.

       Общество также ходатайствовало перед Временным правительством об открытии удмуртской учительской семинарии в Глазове, селах Полом (сегодня Кезский р.) или Зура (сегодня Игринский р.), об открытии приготовительного класса в Глазовской учительской семинарии. Для подготовки специалистов-аграрников предлагалось использовать мужскую сельскохозяйственную школу в с. Парзи (сегодня Глазовский р.) и ремесленную школу в с. Ягошур (сегодня с. Юнда Балезинского р.), а также женскую сельскохозяйственную ферму в с. Асаново (сегодня Алнашский р.). На одном из делегатских съездов было решено открывать «годичные переходные сельскохозяйственные училища при каждом агрономическом участке», «открыть высшее сельскохозяйственное училище в г. Вятке, среднее – в Глазове не позднее 1919 года, низшие сельскохозяйственные училища открывать на каждые 3 волости и годичные переходные училища – в каждом агрономическом участке» [2]. К сожалению, политические события следующих лет надолго отодвинули практическое решение этих задач. Тем не менее, усилия удмуртской интеллигенции не были напрасными. Многие мероприятия советской власти в области национальной и социальной политики, и особенно в сфере народного просвещения находят истоки в идеях Глазовского культурно-просветительного общества во главе с Крыловым.

       Жизнь Общества оказалась недолгой, его члены, стоявшие в основном на политической платформе эсеров и энесов, постепенно сошли с исторической арены революционного движения или примкнули к большевистской партийной линии. Сам В.Д. Крылов также исчезает из общественной жизни Глазова. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви (1918)» и сан служителя культа отстранили его от просветительской, педагогической и общественной деятельности. Удмуртский священник, первым приветствовавший революцию и превративший газету «Удморт» в рупор революции, стал неугодным партии большевиков. Крылов, как и большинство православного духовенства, подписал предписание исполкома Глазовского уездного исполнительного комитата Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов о признании советской власти и обязательстве не осуществлять противоправительственную и любую политическую деятельность, не вмешиваться в дела гражданского управления уезда [7].
Лист с подписями священнослужителей Глазовского уезда
о признании советской власти и о невмешательстве в государственные дела.
24.03. 1918 г. [ЦГА УР. Ф. 197. Оп. 1. Д. 61].

       В августе 1918 г. его фамилия упоминается в списках преподавателей учительской семинарии, утвержденных губернским Советом народного образования [8]. Дальнейшая жизнь не прослеживается в архивных документах. Е.Ф. Шумилов без ссылок на источники утверждает, что иерей покончил жизнь самоубийством в 1919 г. [9]. Почему именно эта дата, он также не указывает. Ни согласиться, ни опровергнуть эту информацию мы не можем, кроме того, как высказать сомнение, что православный священник мог решиться на такой поступок, руководствуясь общечеловеческими нравственными императивами и имея на иждивении семью из семи человек. Вот так трагично сложилась личная и семейная судьба одного из достойных сынов удмуртского народа, его провозвестника свободы и равноправия Василия Дмитриевича Крылова.

       В фондах краеведческого музея сохранились фотографии семьи Крыловых разных лет. По ним мы можем воссоздать её отдельные страницы. Переехав из с. Тортым, семья жила в доме, принадлежавшем Свято-Духовской кладбищенской церкви. Церковь имела два престола: «Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов» и «Покрова Пресвятыя Богородицы». По последнему престолу церковь глазовчанами называлась Покровкой, а жилой район, примыкавшей к городскому кладбищу – Покровской слободой, Покровкой. (сегодня – чуть западнее района Дворца спорта «Прогресс»).
Кладбищенская «Во имя сошествия Святого Духа на Апостолов» (Покровская церковь). Нач. XX в.

       В 1931 г. Крыловы жили на Покровке. Сколько человек в семье насчитывалось, неизвестно. На снимке узнается мать семейства Вера Петровна и, возможно, Иван и Николай. Об Игнатьевых и Лялиных музей пока не располагает информацией.
Жители из дома на Покровке г. Глазова Крыловы, Игнатьевы, Лялины. 1931 г.

       О старшем сыне Крыловых Иване известно, что он стал военным, в 1926 г. проживал в Ленинграде. Виталий, тоже кадровый военный, погиб в советско-финляндской войне 1939 – 1940 гг. Николай погиб в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Анатолий умер в блокадном Ленинграде в период с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. О дочерях Александре и Екатерине, к сожалению, ничего неизвестно, есть лишь предположение, что они были учительницами. Судя по фотографиям, сестры дожили до преклонных лет.
Иван
Виталий
Николай
Анатолий
Александра
Екатерина

       Некоторые сочинения В.Д. Крылова: О ворожцах и шептунах. На вотском языке глазовского наречия. Первое издание. Казань, 1911. 8 с. О необходимости обучения грамоте детей и особенно девиц. На вотском языке Глазовского наречия. Казань, 1912. 7 с. О кредитных товариществах и потребительских лавках, как учреждениях полезных и необходимых среди крестьянского населения. На вотском языке Глазовского наречия. Вятка, 1916. 7 с. Вотско-русский словарь глазовского наречия вотяков, составленный преподавателем вотского языка при Глазовской учительской семинарии В.Д. Крыловым. Вятка, 1919. 47 с.



Источники и литература

1. См.: Васильева О.И. Удмуртская интеллигенция. Формирование и деятельность. 1917 – 1941 гг. Ижевск, 1999; Павлов Н.П. Самоопределение, автономия: идеи, реалии. Ижевск, 2000. С. 30 – 86.; Уваров А.Н. Югдытӥсьёс. Удмурт литературалэн кылдэмез сярысь очеркъёс (Просветители. Очерки о зарождении удмуртской литературы). На удм. яз. Ижевск, 1994. 120 с.
2. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (далее – ЦГА УР). Ф. Р–1072. Оп. 1. Д. 1, 2. Глазовское культурно-просветительное общество удмуртов. 13/14 июня 1917 – 6 июля 1918 гг.
3. Шумилов Е.Ф., Тараканов И.В. Крылов В.С. // Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск, 2000. С. 432. См. также: Волкова Л.А. Глазовская учительская семинария: трудные годы становления // Из истории Глазовской учительской семинарии / Сост. Г.А. Поздеев. Глазов, 2016. С. 6–52; Волкова Л.А. Газета «Удморт» – рупор революции // 100 лет Октябрьской революции: Материалы XVI региональной научно-практической конференции «Из прошлого в настоящее: 100 лет Октябрьской революции». Глазов, 2017. С. 2–6.
4. ЦГА УР. Ф. 245. Оп. 1. Д. 3879. Сарапульское духовное правление. Дело о переводе дьякона села Нылги-Вамья Сарапульского уезда Василия Крылова на одну из свободных священнических вакансий в Глазовском уезде.
5. ЦГА УР. Ф. 134. Оп. 1. Д. 1004. Глазовское духовное правление. Ведомости о церквях, причтах и прихожанах г. Глазова и сел: Елово, Карсовай, Люм, Понино, Пудем, Северское, Тугбулатово, Укан, Яр, Ядгурецкое за 1915 г. См. также: ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 1. Д. 187. Глазовская женская гимназия.
6. ЦГА УР. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1454. Протокол заседания съезда удмуртов от 13–14 июня 1917 г. О введении удмуртского языка в учебных заведениях г. Глазова. 1917 г. См. также: ЦГА УР. Ф. 81. Оп. 2. Д. 18. Глазовская женская гимназия.
7. ЦГА УР. Ф. 197. Оп. 1. Д. 61. Отдел управления Глазовским уездом Удмуртской автономной области. Материалы с подписями духовенства уезда о невмешательстве в государственные дела и признании советской власти. 1918 г.
8. Волкова Л.А. Глазовская учительская семинария: трудные годы становления // Из истории Глазовской учительской семинарии / Сост. Г.А. Поздеев. Глазов, 2016. С. 32.
9. Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI – начало XX века. Ижевск, 2001. С. 336.



Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории.
04.12.2020

👁 988

Вверх