Такая разная посуда (0+)

Посуда. Что может быть прозаичнее и привычнее в нашем быту? Мы ежедневно пользуемся различными «предметами для приготовления, приёма и хранения пищи». Наша жизнь без них кажется уже невозможной. К посуде относятся: тарелки, миски, плошки, салатницы, блюда, блюдца, кружки, стаканы, пиалы, рюмки, стопки, а так же предметы для приготовления еды и разнообразные сосуды для хранения пищи. Познакомимся с некоторыми предметами посуды из коллекции Глазовского краеведческого музея.

Посудой человечество пользовалось с незапамятных времён. Принято считать, что первым материалом для её изготовления была глина. Она широко распространена и доступна, а изделия из глины жаропрочны и устойчивы к жидкости.

В музее бережно хранятся фрагменты глиняной посуды, которой пользовались ещё древние удмурты. Это самые многочисленные из археологических находок на Чепецких городищах IX-XIII вв.

Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
Фрагменты глиняной посуды. IX-XIII вв.
В зависимости от способа изготовления вся древняя посуда делится на лепную и круговую керамику, выполненную на гончарном круге. Древнеудмуртские мастера посуду лепили руками, несмотря на то, что хорошо знали технику изготовления посуды на гончарном круге. Круговую керамику привозили сюда из Волжской Булгарии, которая существовала в Среднем Поволжье и бассейне реки Камы с X по XIII века. И всё же удмурты упорно продолжали вручную творить в глине окружающий мир. Такие сосуды внешне проигрывали булгарской посуде, зато были чрезвычайно огнеупорны, тонкостенны, легки и прочны.

Самый распространенный способ лепки на Чепце – ленточный. Чтобы будущая чаша или горшок не дали усадку и не треснули во время обжига, в глину добавляли песок, толченые раковины, а иногда даже навоз животных или помет птицы. Из такого глиняного теста изготавливали дно, затем раскатывали ленты определенной ширины и постепенно наращивали их по периметру до нужной высоты. Все швы разглаживали и зашлифовывали. Затем посуду украшали. Каждый рисунок для древнего удмурта был своеобразным бессловесным текстом. При помощи шнуров мастер изображал поток говорливых рек и родников, гребенчато-штампованными рисунками – оплодотворяющий землю дождь, округло вырезанными деревянными штампами – символы небесных святил, треугольниками – символы плодородия. Когда глина подсыхала на воздухе, изделия обжигали на костре, зарывая их в золу. 

Со временем удмурты стали пользоваться и гончарной посудой. Такие горшки, корчаги, кувшины и чаши покупались «по случаю» и десятилетиями служили своим хозяевам, иногда – нескольким поколениям семьи. Если глиняный сосуд давал трещину, то народная смекалка позволяла продлить его жизнь. Для этого поврежденную посуду обматывали длинными лентами бересты, предварительно вымоченными в горячей воде. Благодаря этой процедуре береста становилась эластичной. А после остывания и высыхания она уменьшалась в размерах и стягивалась, крепко обтягивая стенки сосуда. После такого «лечения» треснувший сосуд не только возвращался в обиход, но даже становился еще прочнее. В Глазовском краеведческом музее сохранились такие глиняные сосуды, бытовавшие у жителей Глазовского уезда в конце XIX – начале ХХ веков. Они использовались, главным образом, для изготовления и хранения напитков.

Корчага. Нач. ХХ в.

Корчага. Нач. ХХ в.


Корчага. Нач. ХХ в.

Корчага. Нач. ХХ в.

Бересту использовали и в качестве самостоятельного материала для изготовления посуды. Она отличается легкостью и прочностью, не пропускает влагу, сохраняет вкусовые качества продуктов. Повсеместно в Вятском крае из бересты делали бураки и туеса – универсальные сосуды для хранения жидких и сыпучих продуктов.

Туес берестяной с крышкой. Нач. ХХ в.

Туес берестяной с крышкой. Нач. ХХ в.


Туес берестяной с крышкой. Нач. ХХ в.

Туес берестяной с крышкой. Нач. ХХ в.

В музее хранится солонка, сплетенная из берестяных полос. Лёгкая, но прочная, она была неизменной спутницей тех, кто отправлялся на полевые работы или в путешествие.

Солонка. Нач. ХХ в.

Солонка. Нач. ХХ в.

Самым распространенным материалом для изготовления посуды у удмуртов многие века было дерево. С одной стороны, это самый доступный и несложный в обработке материал. С другой стороны, продукты в такой утвари долго не портились и сохраняли вкусовые достоинства. Деревянную посуду повсеместно делали в собственном хозяйстве или приобретали у местных кустарей. Как правило, её вырезали или вытачивали из цельного куска дерева. Это разного размера чашки для еды и напитков, ковши для питья, черпания воды и разливания напитков по другим сосудам.

Солонка из капа. Нач. ХХ в.

Солонка из капа. Нач. ХХ в.


Чаша точёная. Нач. ХХ в.

Чаша точёная. Нач. ХХ в.

Впрочем, была распространена и бондарная посуда: кадки, бочонки, лохани, вёдра, жбаны и т.д. (Подробнее о жбане для пива можно узнать в виртуальной выставке «Музейная азбука». Такая посуда использовалась повседневно и не отличалась изысканностью оформления. Но была и особая, ритуальная посуда, которая применялась только во время проведения календарных и семейных обрядов. Искусно вырезанная из березы, капо-корня, осины или ели, она хранилась в святилище куала в качестве семейной святыни.

Деревянная посуда используется в быту и поныне. Кому-то она досталась по наследству, другие приобретают её, следуя моде на экологичные продукты. Но зачастую нарядно украшенная деревянная посуда выполняет лишь декоративную функцию. Коллекции музея представлены сувенирной продукцией Глазовского леспромхоза. Предприятие было основано 10 октября 1936 года. Выпускало различные виды столярных и бондарных изделий, а также обеспечивало население города и района дровами, углем, смолой и дёгтем. В 1980-1990-е годы в составе ЛПХ Глазова работал сувенирный цех. Для обучения художников цеха хохломской росписи приглашались мастера из Нижегородской области.
Тарелка. 1980-е гг.Ложки и конфетница. 1980-е гг.Конфетница. 1980-е гг.
Тарелка. 1980-е гг.
Ложки и конфетница. 1980-е гг.
Конфетница. 1980-е гг.
Сахарница. 1980-е гг.Кружка. 1980-е гг.Стаканчики. 1980-е гг.
Сахарница. 1980-е гг.
Кружка. 1980-е гг.
Стаканчики. 1980-е гг.
Сувенир «Братина «Глухарь». 1980-е гг.Сувенир «Братина «Петух». 1980-е гг.Этикетка на дне сувенира  «Братина «Петух». 1980-е гг.
Сувенир «Братина «Глухарь». 1980-е гг.
Сувенир «Братина «Петух». 1980-е гг.
Этикетка на дне сувенира
«Братина «Петух». 1980-е гг.

Многие современные глазовчане пользуются керамической посудой другого городского предприятия. С 1967 по 2013 годы в нашем городе работал Глазовский завод «Стройкерамика». Он выпускал продукцию строительную (кирпич, деловую древесину, столярные изделия) и керамическую (посуду для кухни и декоративные предметы быта). Разнообразные кружки, кофейные и чайные сервизы, наборы для молока и кваса, корчаги, крынки, миски, горшочки под жаркое, бочонки под соль и сахар, и многие другие изделия «Стройкерамики» сегодня не просто кухонная утварь, но и музейные предметы.
Банки под соль и сахар. 1980-е гг.Банка «Сахар». 1980-е гг.Этикетка на банке «Сахар». 1980-е гг.
Банки под соль и сахар. 1980-е гг.
Банка «Сахар». 1980-е гг.
Этикетка на банке «Сахар». 1980-е гг.
Кувшин. 1980-е гг.Кувшин. 1980-е гг.Графин. 1980-е гг.
Кувшин. 1980-е гг.
Кувшин. 1980-е гг.
Графин. 1980-е гг.
Один из любопытных экспонатов музея из керамики – так называемый «Тоби-кувшин». В XVIII века в Англии начали делать кувшины и кружки в виде сидящего или стоящего мужчины, в шапке-треуголке и с пивной кружкой, кувшином, стаканом или табачной трубкой в руках. Прообразом считается йоркширский пьяница Тоби Филпот, о котором была даже сложена песенка. В XIX веке такие кувшины получили большую популярность, их даже использовали в пабах для подачи пива и эля. К концу XIX века Тоби-кувшины стали делать в Германии, Франции, США и других странах, причем помимо разных вымышленных персонажей они изображали и известных деятелей.

Кувшин Тоби. Нач. ХХ в.

Кувшин Тоби. Нач. ХХ в.

Ещё один занимательный предмет – кружка «Напейся, не облейся». Сосуды с множеством отверстий сверху были популярны в XVII-XIX веках. Во время застолий их ради забавы подносили изрядно захмелевшим гостям и веселились, когда те обливались напитком из дырявой посуды. Впрочем, напиться из него, и не облиться всё же было возможно, надо было только знать секрет этой хитрой посуды. Ручка такого кувшина делалась полой внутри, а в верхней части находилось небольшое незаметное отверстие. Чтобы попить, нужно было заткнуть пальцем это отверстие и, прижавшись губами к носику или к одному из отверстий на горлышке не наклоняя сосуд, втягивать в себя воздух, Постепенно жидкость начинала подниматься по ручке и по верхнему краю добиралась до носика, а затем в рот.

Кружка «Напейся, не облейся». Кон. XIX в.

Кружка «Напейся, не облейся». Кон. XIX в.

Разновидностью керамики является фарфор. Посуда из него настоящее произведение искусства. Фарфоровые изделия легки и хрупки настолько, что в тонких местах просвечивают на яркий свет. А при легком ударе по ним слышится мелодичный звон, очень приятный для слуха.

Первые фарфоровые изделия появились в Китае примерно в 600 году нашей эры, но способ их изготовления многие века держался в строжайшем секрете от иностранцев. Только в XIV веке фарфор попал в Европу. Посуда из него стоила очень дорого, и лишь знатнейшие и богатейшие особы могли позволить себе такую роскошь. А потому пользоваться ею по прямому назначению никто не спешил, и заморская посуда становилась просто украшением интерьера, красивой безделушкой. Лишь в начале XVIII века европейцы смогли создать собственный качественный фарфор.  Поначалу его делали для королевских особ, но с течением времени он ушел в массы, при этом оставаясь привилегий богатых.

В России собственные фарфоровые изделия появились после 1744 года, когда по указу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге была построена мануфактура по изготовлению фарфора. Впоследствии это предприятие получило название «Императорский  фарфоровый завод». В XVIII и XIX веках появлялись и другие отечественные заводы, изготавливавшие «белое золото». Самый известный из них – «Кузнецовский фарфоровый завод». Он был основан в 1832 году, а к началу ХХ века стал самым крупным в Российской империи и одним из лучших в Европе предприятием в своей отрасли. После рокового 1917 года национализированные теперь уже советские фарфоровые заводы продолжили работать и производить изделия высшего качества.

Супница. Кон. XIX – нач. ХХ в.

Супница. Кон. XIX – нач. ХХ в.


Полоскательница. Кон. XIX – нач. ХХ в.

Полоскательница. Кон. XIX – нач. ХХ в.

Тарелки столовые. Кон. XIX – нач. ХХ в.Тарелки столовые. Кон. XIX – нач. ХХ в.Тарелки столовые. Кон. XIX – нач. ХХ в.

Тарелки столовые. Кон. XIX – нач. ХХ в.


Клейма на столовой тарелке.

Клейма на столовой тарелке.

Доска разделочная. Кон. XIX – нач. ХХ в.
Доска разделочная. Кон. XIX – нач. ХХ в.


Тарелки для вторых блюд. Кон. XIX – нач. ХХ в.Тарелки для вторых блюд. Кон. XIX – нач. ХХ в.
Тарелки для вторых блюд. Кон. XIX – нач. ХХ в.
Тарелки для вторых блюд. Кон. XIX – нач. ХХ в.


Чайная пара. 1980-е гг.

Чайная пара. 1980-е гг.

Еще одним древнейшим видом посуды является стеклянная утварь. История стекла, изготовленного руками человека, насчитывает тысячелетия и уходит корнями в Древний Египет. Благодаря Римской империи стеклянные изделия (украшения, мозаики, посуда и даже остекления окон) распространились на обширной территории Средиземноморья и Европы. В эпоху Средневековья стекло широко применялось для изготовления посуды. Появились и новые центры стеклоделия: Италия (Венецианское стекло) и Чехия (Богемское стекло). На рубеже XVII-XVIII веков в странах континентальной Европы наступил стеклянный посудный бум. В нашей стране в этот период тоже охотно пользовались такой иноземной посудой. А в конце XVIII века на Измайловском подмосковном заводе начали выпускать собственные кубки и стаканы из стекла. Однако настоящая стеклянная революция произошла в веке XIX-ом в связи с развитием промышленности, науки и техники, и масштабной индустриализацией производства.

В музее стеклянная посуда XIX и ХХ веков представлена не только предметами для подачи еды, но и разнообразными бутылями для хранения напитков. Одни из них изготовлены в виде лежащих на боку бочонков, другие – в виде вытянутых цилиндров с узким горлышком. Последние часто называют «четвертью». Четверть – старинная русская мера объема, равная примерно одной четвертой части ведра, что примерно составляет 3 литра. Бутыли меньшего размера называли получетверть, а самые маленькие – графинами и использовали для подачи напитков на стол. Распивали напитки из маленьких рюмок (стопок), бокалов и стаканов.

Хранится в музее и интересная бутылка из-под минеральной воды. Надпись на ней гласит: «ЗАВЕД. ИСКУСТВ. МИН. ВОДЪ Ф.ГРАХЕ. ВЪ КАЗАНИ». Она означает, что в данной посуде продавалась минеральная вода, произведенная в «заведении Фердинанда Грахе». Русский подданный с иностранными корнями коллежский советник Фердинанд Христианович Грахе открыл в 1855 году в центре Казани аптеку. Позади неё тянулись двухэтажные корпуса лаборатории, где изготовлялись различные фармацевтические препараты, и находились склады аптекарских товаров и сырья. В обширных каменных подвалах этих зданий находилось «Заведение искусственных минеральных вод и напитков». Сначала здесь выпускали искусственные минеральные и фруктовые воды, квасы, лимонад и сидр. В летние месяцы минеральная вода Грахе в большом количестве поставлялась в самые отдаленные города Поволжья и в южные районы России. С годами ассортимент товаров фирмы Грахе постепенно расширялся и включал уже и фармацевтические препараты.

Бутылка из-под минеральной воды. Кон. XIX – нач. ХХ в. Надпись на бутылке: «ЗАВЕД. ИСКУСТВ. МИН. ВОДЪ Ф.ГРАХЕ. ВЪ КАЗАНИ».
Бутылка из-под минеральной воды. Кон. XIX – нач. ХХ в.
Надпись на бутылке: «ЗАВЕД. ИСКУСТВ. МИН. ВОДЪ Ф.ГРАХЕ. ВЪ КАЗАНИ».

Рюмки стеклянные граненные.  1930-е гг.

Рюмки стеклянные граненные.
1930-е гг.


Ваза с рюмками.  1930-1940-е гг.

Ваза с рюмками.
1930-1940-е гг.

Преимущественно из стекла изготавливалась посуда для употребления разнообразных напитков. Впрочем, встречаются экземпляры из дерева, глины, керамики, фарфора, олова, серебра и даже золота. В Глазовском краеведческом музее есть уникальные наборы из циркония. 

Такую посуду в 1990-е – 2000-е годы производили на Чепецком механическом заводе г.Глазова. В непростых условиях перехода к рыночной экономике ЧМЗ, одно из крупнейших предприятий страны в области атомной энергетики и оборонной промышленности, был вынужден искать новые направления развития. Одним из них стал выпуск сувенирной продукции из циркония. Винные и коньячные наборы, столовые приборы и другие оригинальные изделия богатой цветовой гаммы нашли свою нишу на рынке и своего покупателя. Сейчас выпуском этой продукции занимается дочернее общество ЧМЗ ООО «Прибор-сервис».

Набор «Коньячный».  2000-е гг.

Набор «Коньячный».
2000-е гг.


Кофейный набор «Роспись». 2000-е гг.

Кофейный набор «Роспись». 2000-е гг.

Тема посуды неисчерпаема. Чем современнее кухонная утварь, тем разнообразнее её материал и больше сохранившихся экземпляров. К примеру, посуда, изготовленная в Советском Союзе, насчитывает сотни единиц, достойных подробного рассмотрения. В рамках данной виртуальной выставки рассмотрим лишь некоторые предметы посуды, которые являются отражением советской эпохи.
 
Один из таких предметов – бидон. Алюминевые, пластмассовые, эмалированные, стальные, они выпускались емкостью от 0,5 до 40 литров. В повседневном быту чаще использовали бидончики маленькие, до пяти литров. С такими сосудами горожане спешили за разливным квасом или пивом, которые продавали на улице в больших желтых бочках. Впрочем, это была универсальная тара: для воды и молока, ягод и грибов, и всего мелкого и сыпучего, что приходило в голову...

Бидон. 1970-е гг.

Бидон. 1970-е гг.

Другой предмет, который ассоциируется с советским бытом, подстаканник. Эта подставка для стеклянного стакана помогала насладиться горячим чаем, не обжигая ладони. История данного предмета насчитывает уже несколько столетий. Еще в XVIII веке он стал неизменным спутником русского чаепития. В дореволюционной России это были высокохудожественные эксклюзивные изделия, предназначенные для состоятельных любителей горячего чая. После 1917 года подстаканники были отнесены к числу  «буржуазных пережитков», и на некоторое время их производство приостановилось. Но уже в середине 20-х годов ХХ века подстаканники снова вернулись в обиход. С этого времени они стали неизменными спутниками пассажиров поездов, позволяющими скрасить время в пути за стаканчиком горячего чая. С 1930-х годов высококачественные штампованные изделия становятся предметом массового производства. Подстаканники выпускались разнообразными тематическими сериями, изображали события политической и культурной жизни государства, архитектуру, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные растительные узоры и т.д.

Подстаканник. ХХ в.
Подстаканник. ХХ в.Подстаканник. ХХ в.Подстаканник. ХХ в.

Подстаканник. ХХ в.

Нередко оформление советской посуды несло идеологическую нагрузку, агитационную тематику. Это могли быть  портреты, лозунги,  герб СССР, лавровые венки, пятиконечные звёзды...

Блюдо сувенирное. 1980-е гг.

Блюдо сувенирное. 1980-е гг.

Посуда стала отражением и активного развития туризма в СССР. Большого размаха достиг туризм самодеятельный и спортивный. Стремление с рюкзаком за спиной посещать самые дивные уголки своей родины стало настоящим общественным движением. В дорогу с собой туристы брали прочную металлическую и легкую пластмассовую посуду.
 
В СССР пластмассовая посуда начала изготавливаться в 1960-е годы, но наибольшее распространение получила двадцать лет спустя. Она была прочной, легкой, компактной, не пропускающей влагу и запахи, недорогой, а главное – высоко экологичной. Ещё в процессе производства прямо на заводе пластмассу проверяли на отсутствие вредных веществ. 
 
Для любителей путешествий из пластмассы выпускались специальные туристические наборы посуды. Но особо удобен в дороге был складной пластмассовый стаканчик. В сложенном состоянии он занимал совсем мало места, помещаясь в любой карман. Он состоял из нескольких колец, диаметр которых немного различался. При растягивании они образовывали конусообразный герметичный стакан емкостью 175 мл. Когда стаканчик переставал быть нужным, его просто складывали и закрывали сверху крышечкой.
Стаканчик складной. 1970-е гг.Стаканчик складной. 1970-е гг.Стаканчик складной. 1970-е гг.

Стаканчик складной. 1970-е гг.

Отправляясь в дальнюю дорогу, однодневный поход или просто на работу, люди брали с собой термосы. Конструкция термоса не хитрая: стеклянная колба, спрятанная в металлический футляр, закрывалась пробкой, а крышка крышка-колпачок одновременно могла служить и в качестве стаканчика.
Термос. 1970-е гг.Термос. 1970-е гг.
Термос. 1970-е гг.


В 1950-1980-е годы в СССР огромную популярность получил санаторно-курортный отдых. Советские отдыхающие, поправлявшие здоровье, например в Кавказских минеральных водах, обязательно привозили домой в качестве памятного сувенира бюветницу.

Бюветница (она же «Суренка», «Кружка-поильник» или «Курортная кружка») – это кружка, предназначенная для питья минерализованной воды на курортах. Она появилась еще в XVII веке в Чехии, на курорте минеральных вод Карловы Вары. Кружка имеет необычное строение: плоская чаша дополняется изогнутой ручкой-носиком, через которую положено пить воду. Такая форма обусловлена рекомендацией врачей для правильного эффекта употреблять воду при ходьбе. Плоская форма идеально подошла: кружка удобно входит в карман и вода из неё не проливается. К тому же, «поильник» бережет эмаль зубов от минеральных примесей, которые могут её разрушить. А если в воде присутствуют взвеси, то осадок остается на дне кружки. Нередко минеральная вода "кипит" углекислым газом, лопается пузырьками, и некоторые воды достаточно не ароматны (например, сероводородные), а отведенный в сторону носик-ручка позволяет не вдыхать запах, оставляя нос вне контакта.

Бюветницы. ХХ в.

Бюветницы. ХХ в.

Современная посуда многообразна и изготавливается из разнообразных материалов: чугунная и стеклянная, медная и латунная, алюминиевая и эмалированная, из нержавеющей стали и титана, глиняная и керамическая, фарфоровая и фаянсовая, пластмассовая и силиконовая, бумажная и даже съедобная. Вполне возможно, что посуда, которой мы пользуемся сейчас, в скором времени тоже займет своё место среди музейных экспонатов.

30.09.2020 г.
Автор: Е.О. Тугбаева, старший научный сотрудник музея отдела истории.

👁 3 539

Вверх