Старообрядчество возникло как ответвление Русской православной церкви в середине XVII века после того, как часть верующих отказалась принять церковную реформу. Со временем старообрядцы разделились на две основные ветви: поповцев, которые признают священников и проводят такие таинства, как крещение и венчание, и беспоповцев, отвергающих духовенство и проводящих свои службы без участия священнослужителей. Обе группы, несмотря на различия, строго соблюдают правила своего согласия, сохраняя традиционные устои и обычаи, сложившиеся за столетия.
В наши дни последователи старообрядчества живут по всему миру. Независимо от различий в убеждениях, все они стремятся сохранить древние знания и применять их во благо себе и своим близким. На территории Удмуртии общины Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) действуют в Ижевске, Глазове и деревне Курья Красногорского района. Как выяснилось, современные старообрядцы не отказываются от достижений прогресса: интернет и социальные сети помогают им поддерживать связь друг с другом, а духовные программы, доступные онлайн, используются при проведении служб. Анастасия Каллистратова, старшая молельного дома в селе Курья, рассказала, что даже при отсутствии священника община следует расписанию богослужений, опубликованному на сайте Рогожского кладбища.
Старообрядцы не ограничивают себя в использовании автомобилей и гаджетов, однако тщательно контролируют влияние этих удобств на своё духовное развитие. Как отметил Владыка Евфимий Казанско-Вятской епархии, выбор остаётся за каждым человеком: «Мы приглашаем в свой дом лишь то, что считаем нужным».
Многие старообрядцы получают светское образование и работают в самых разных сферах — от педагогики до медицины и госслужбы. Примером может служить женщина, работающая в налоговой службе и носящая традиционный головной убор — повойник. Она остаётся верной своим убеждениям, несмотря на вопросы окружающих.
В повседневной жизни старообрядцы стараются придерживаться традиционных норм одежды. Женщины предпочитают длинные юбки и платки, мужчины — косоворотки на религиозные мероприятия.
Особое внимание уделяется семье и брачным церемониям. Свадьба у старообрядцев-поповцев — это прежде всего духовный обряд, кульминацией которого становится венчание в храме. Жених облачается в нарядную косоворотку с поясом, невеста — в белую блузу и нарядный бархатный сарафан. Перед обручением ей заплетают две косы и надевают повойник — головной убор, символизирующий переход в статус замужней женщины. Во время обряда молодым надевают венцы и читают молитвы, дают по три глотка вина из одной чаши, которую после завершения обряда разбивают. После венчания молодожены принимают поздравления от духовенства, родителей и гостей. Интересно, что регистрация брака в органах ЗАГС происходит после венчания.
Молодёжь играет ключевую роль в сохранении традиций. Подростки участвуют в крестных ходах и помогают в храмах. Родители поддерживают стремление детей получить высшее образование. Старообрядческие семьи поощряют получение молодёжью высшего образования. Например, сын одного из респондентов готовится стать чтецом и одновременно изучать информатику в ВятГУ. У него также есть желание закончить духовное училище при митрополии в Москве.
Старообрядцы не отвергают современную медицину, включая прививки и визиты к врачам. Однако такие методы, как ЭКО и аборты, считаются неприемлемыми. Табакокурение также рассматривается как тяжкий грех.
Переход из одного согласия в другое не считается злом среди старообрядцев. Алина Викторовна Ситникова, перешедшая из беспоповской общины, регулярно посещает Вятскую старообрядческую общину вместе с мужем. Она подчёркивает, насколько сложно бывает адаптироваться к новой жизни, особенно если человек приходит из светского общества.
Старообрядцы активно участвуют в проектах по сохранению культурного наследия, например, получают гранты на восстановление старинных храмов и памятников. Это помогает не только сохранить историю, но и передать её будущим поколениям.
Иногда старообрядцам приходится сталкиваться с предвзятым отношением со стороны окружающего общества. Некоторые считают их веру «сектантской». Однако вера и стойкость перед лицом трудностей делают их настоящими хранителями древних традиций, гармонично сочетающих духовность и возможности современного мира. Таким образом, старообрядчество — это не просто старая религия, а живой и развивающийся мир, где традиции сочетаются с современными технологиями и возможностями.
👁 314