Глазовские горизонты жизни и творчества Флора Васильева

В стихотворных строках в последний год жизни (27.01.1978) свое кредо поэта и гражданина Флор Иванович Васильев, полный творческих замыслов, выразил так:

Ушъямон-а тынад улонэд?
Мон уг веттаськы кадь ӝож гурез.
Мар сярысь ӝытазе малпанэд?
Адӟисько мон сайкыт ӵукнаез.
Нош маин улонэд тырмемын?
Ужъёсы но эшъёс ӟыгырто.
Мар кулэ на тыныд улонын?
Выль сюрес. Выль кырӟан. Яратон.
Можешь ли гордиться своей жизнью?
Печальных песен о ней не пою.
Какие подводишь итоги дня?
Предвижу светлое утро.
А чем наполнены дни твои?
Работой и с друзьями в обнимку живу.
Что еще ты хотел бы от жизни?
Новые дороги. Новые песни. Любовь.


Собственно, вся поэзия Ф. Васильева пронизана гражданскими мотивами: это размышления о неразрывной связи отцов и детей, стремление жить активной созидательной жизнью, приносящей пользу человеку и народу, проявление любви к дому и Родине, воспитание нравственно здорового поколения, готового строить новое на лучших традициях. Его лирический герой озабочен скоротечностью времени и не желает ни дня прожить в суете, безделье.

Разумеется, перечисленные проблемы не отражают даже малой доли многогранности таланта поэта. Его глубоко философские строки никогда не подразумевали под собой уход от реальной материальной жизни лишь в духовную, экзистенциальную. Моральные и ценностные категории, общепринятые нормы человеческого поведения – те направления гражданской позиции поэта, выражавшие его характер.

А характер формировался, в немалой степени, в глазовской среде. С Глазовом Ф. Васильева связывает очень многое. Это город, где начиналась взрослая жизнь, в педагогическом училище (1948–1952) и пединституте (1953–1959) вырабатывалась и нашла воплощение его активная общественная позиция. Здесь раскрывались горизонты его поэтического таланта.
Студент Ф. Васильев. Глазов, 1954 г.
Фотография из фондов Глазовского краеведческого музея.

Авторы воспоминаний, сокурсники и друзья Г. Г. Щепин, В. А. Захаров, Г. А. Поздеев отмечают, что Флор был разносторонне увлеченным и развитым юношей, успевающим в учебе и «общественником по складу характера», целенаправленно развивал лидерские навыки. Характерными чертами были человечность, гуманность, чуткость, желание и умение услышать собеседника. Друзья подчеркивают также его умение дружить и быть верным слову.
«Хорошо на чепецких лугах с друзьями!».
Студент Ф. Васильев второй слева. Глазов, 1955 г.

Ф. Васильев был не только заводилой и организатором многих официальных институтских мероприятий, но также охотно участвовал в общежитских повседневных, бытовых делах. Еще учась в педучилище, организовал для всех учащихся, утреннюю зарядку, которая проводилась и на младших курсах института. Музейные фотографии фиксируют его участие в художественной самодеятельности на сцене института, на комсомольских субботниках, в музыкальных мероприятиях. Именно в студенческие годы начал писать стихи, его первыми слушателями были однокурсники. Немалую роль в формировании поэтических вкусов сыграл литературно-творческий кружок, работавший при кафедре удмуртского языка и литературы института. Руководил кружком известный поэт и фольклорист Д. А. Яшин, тогда – не старше своих студентов преподаватель, а старостой на протяжении многих лет являлся будущий поэт Ф. Васильев.
Комсомольский субботник во дворе общежития института.
Ф. Васильев первый справа. Глазов, 1953 г.
Фотография из фондов Глазовского краеведческого музея.

Некоторые его изящные рисунки преподаватель рисования О. В. Лобовикова демонстрировала учащимся младших курсов. Навыки к рисованию пригодились и в оформлении стенгазеты «Молодой учитель», рукописного журнала «Будӥсь кужым / Растущая сила» («Возмужание»). В составе редколлегий студент Васильев работал на протяжении всей училищной и институтской жизни. Рисовал, писал заметки, редактировал тексты, писал плакатным пером. Кстати, В. А. Захаров пишет, что Флор Васильев принимал участие в оформлении мемориального памятника жертвам Гражданской войны, который стоял на площадке перед учебным корпусом на спортивной площадке института. Это была деревянная пирамида примерно двухметровой высоты. На вершине крепилась красная звезда. На одной из сторон пирамиды обозначены имена захороненных бойцов и нарисован лавровый венок.
Памятник героям Гражданской войны. Глазов, 1950-е гг.

Формировать характер и открывать новые горизонты помогал Комсомол. Со второго курса студент Ф. Васильев – секретарь комитета комсомола ГГПИ, затем – второй секретарь Глазовского горкома ВЛКСМ, ведавший вопросами сельского хозяйства. Это были очень непростые страницы истории страны: восстановление разрушенной войной экономики, начало великих послевоенных строек и покорения космоса, освоение целинных и залежных земель. Ф. Васильев через газету от имени горкома обратился к молодым глазовчанам с призывом ехать на целину, встречался с добровольцами, рассказывал об условиях жизни и работы, подбадривал сомневающихся, помогая им писать заявления, читал письма целинников. Кстати, Глазовская комсомольская организация была награждена медалью «За освоение целинных земель».

Гражданская позиция и желание приносить пользу Родине привели Ф. Васильева в ряды КПСС, он стал членом горкома партии, а в 1955 г. был избран в городской Совет депутатов трудящихся. Там также приходилось решать проблемы городского масштаба: недели книги, концерты, организация коммунистических субботников, озеленение улиц, вечера встреч десятиклассников с молодыми производственниками с профориентационной целью. К 40-летию Ленинского комсомола глазовские комсомольцы и пионеры собрали деньги на строительство памятника Герою Советского Союза Т. Н. Барамзиной в городском парке. Всё было по-Флоровски:

Натура наша такова:
Одно закончив дело
И пот со лба смахнув едва
Берем другое смело.

А впереди ожидало еще одно масштабное дело, требующее колоссальной подготовки со стороны Комсомола страны – VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (28 июля – 11 августа 1957 г.). Как известно, гостями фестиваля стали 34000 человек из 131 страны мира. Символом молодёжного форума стал Голубь мира, придуманный Пабло Пикассо со стилизованным под цветок Земным Шаром с пятью лепестками-континентами, а лозунгом фестиваля стал призыв «За мир и дружбу».

Московским событиям и мероприятиям предшествовал Всесоюзный фестиваль советской молодёжи, своего рода, отборочный тур на поездку в Москву. Фестиваль был нацелен на патриотическое воспитание, выявление лучших творческих сил, в том числе в художественной самодеятельности. В газете «Ленинский путь» освещался ход подготовки к фестивалю комсомольскими организации Глазова. Ф. Васильев в статье «Перед фестивалем молодежи», знакомил читателей с работой Дворца Культуры («Россия») с творческой молодежью. Он отметил, что Дворец существует всего четыре года, но успел завоевать любовь у горожан. Коллективы художественной самодеятельности ДК поставили 35 спектаклей, около 70 концертов, на которых побывало свыше 62 тыс. зрителей. Автор заканчивает статью словами: «богатая, интересная программа подготовлена к фестивалю молодежи».
Статья Ф. Васильева «Перед фестивалем молодежи»
в газете «Ленинский путь». 28 октября 1956 г.

Комсомольские организации города, победившие по условиям конкурса, были награждены Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ и тремя путевками на республиканский фестиваль. А секретарь организации и двое самых активных членов получили путевки на Всемирный фестиваль. Так в состав делегации от Удмуртской АССР попал Ф. И. Васильев – секретарь комитета комсомола ГГПИ. Судя по фотографиям, он не расставался с фотоаппаратом, желая запечатлеть все памятные события и мероприятия фестиваля.

В этом также проявляется его гражданственность и патриотизм, желание показать лучших молодых представителей Удмуртии на всемирном форуме молодежи, борцов за мир и дружбу. Счастье человека он не мыслил без активной жизненной позиции, практических дел на благо мира и добра. Ведь его девизом были и такие строки:

Туннэ ке троссэ быдэстӥм асьмеос,
Ӵуказе нош – эшшо уногес.
Иське, улонмы уката бурдъяськоз,
Ватсаськоз югытэз но ӟечез»
Если сегодня сделали много дел,
А завтра – еще больше.
Значит, жизнь на крыльях взлетит,
В ней прибавится добра и света.


На VI Всемирном фестивале молодежи и студентов.
Ф. Васильев стоит во втором ряду третий слева. Москва, 1957 г.
Фотография из фондов Глазовского краеведческого музея.

В 1953 году юноше предложили работу в редакции глазовской газеты «Ленинский путь» / «Ленин сюрес». Редакторская работа, а также участие в литобъединении при редакции газеты стали поворотным пунктом, определившим дальнейшую судьбу поэта и гражданина. Именно в этой газете публиковались первые стихи поэта, здесь во весь голос он прославил родину, друзей, призывал совершать добрые дела.
Ф. Васильев (справа) в редакции газеты «Ленинский путь».
Глазов, нач. 1960-х гг.

Первый сборник стихов «Ворекъяло кизилиос» («Сияют звёзды») на удмуртском языке также был издан в глазовский период жизни. Стихи поэт писал на удмуртском языке: «Я привык думать и говорить по-удмуртски, мне легче выражать свои чувства на родном языке, и писать я хочу о родном крае словами, которые привык слушать с детских лет».
Титульный лист сборника стихов
Ф. Васильева «Ворекъяло кизилиос»
с дарственной надписью Глазовскому краеведческому музею.
Глазов, 1997 г.

Глазовская жизнь также отмечена судьбоносными событиями – созданием семьи и рождением первого сына. Жизнь Ф. Васильева была очень насыщенной и богатой событиями. Уезжая по делам в разные места и города, он с радостью возвращался домой. В одном из писем жене Фаине писал: «Очень соскучился по Глазову, по родным местам. Меня ведь и с землей не оторвешь от своих мест». Здесь его ждали работа и творчество, любимая семья, верные друзья, с которыми он никогда не терял духовной связи. О глазовских друзьях, коллегах, однокурсниках писал: «… такими друзьями были все. Да, очень и очень жалею, что расстались. Я бы многое дал, чтобы всем вместе собраться хотя бы на несколько минут сейчас». Однако жизнь призывала расширять горизонты. Ф. Васильев с семьей переехал в Ижевск, чтобы навсегда связать себя с литературным творчеством, прославлять свой народ и родную Удмуртию в стихах.

Бен, Волга но Камтэк уз лу чебер,
Волгамытэк нош Кама но ӧвӧл.
Россиятэк ӧвӧл Удмурт шаер,
Нош мон понна Удмуртитэк
Россия но ӧвӧл.
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И без меня бы
не было России
Без маленькой Удмуртии моей.



Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории
19.02.2024

👁 4 816

Вверх