Любой город становится таковым при наличии архитектурного плана. В 1784 г. архитектором И. Лемом был утвержден генеральный план города Глазова с радиально-дуговым (веерным) направлением улиц и строительством каменных домов. Однако облик настоящего города Глазов приобретал очень медленно. И. Ф. Эрдман, инспектируя учебные заведения Вятской губернии в 1816 г., охарактеризовал Глазов как «столь же маленький, как иная деревушка, в нем нет ни одного каменного дома и только одна низенькая кирпичная церковь» [4, с. 17]. В сер. XIX в. здесь насчитывалось 186 деревянных домов и лишь 18 строений из кирпича [4, с. 20]. Его архитектурное оформление ярко, красочно и живописно описал В. Г. Короленко: «Два-три каменных здания, остальное все деревянное. В центре полукруглая площадь, лавки, навесы, старенькая церковка, очевидно, пришедшая в негодность, и рядом огромное недостроенное здание нового храма, окруженное деревянными лесами. <…> Подальше от центра домишки окраины подходят к ельничку, сосняку. <…> ничего, что должно быть в настоящем городе: ни фабрик, ни заводов» [7, с. 70, 98].
На протяжении нескольких столетий эта нелестная характеристика о «ненастоящем» городе сопровождала жизнь глазовчан. Даже строительство льнокомбината в 1936 г., планировавшего, что «пройдет год-два и вырастут на этом пустыре многоэтажные красавцы-здания комбината. Закипит жизнь в прядильном и ткацком корпусах фабрики, звонко засвистит паровоз, уводя состав на торфяные болота за торфом для электростанции», не изменил ситуацию [8]. Тогда советским архитектором Э. Меклером был создан прекрасный проект соцгородка при льнозаводе. Эскизы жилых домов с балконами и эркерами, социальных объектов, культурных и спортивных учреждений поражали воображение и были сказочно красивы.
Эскиз дома соцгорода при Глазовском льнокомбинате. Архитектор Э. Меклер. Филиал ЦГА УР – ГАОПИ. Ф. 369. Оп. 1. Д. 191.
Предполагалось, что в оформлении улиц сохранится радиально-лучевая планировка XVIII в. Однако льнокомбинат и город (которому даже название собирались поменять на Сулимов, в честь большевика, председателя Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимова, руководившего здесь революционными событиями 1917 г.) не был достроен, а в годы Великой Отечественной войны он стал патронным заводом № 544, а после войны – Чепецким механическим заводом (ЧМЗ).
19 декабря 1946 года был основан ЧМЗ, который дал Глазову второе рождение. В памяти новоселов ЧМЗ сохранились описания города 1950-х гг. Раиса Исааковна Авербух вспоминала: «Весь путь от вокзала показался мне движением сквозь снежную лавину. В окне виден только снег, снег, снег… Снег до крыш домов и сараев. Дома одноэтажные, деревянные, в общем, – «ненастоящий город» [5, с. 30]. А первый, легендарный, директор завода Александр Романович Белов, руководивший предприятием с 1947 по 1953 г., говорил: «Короленко назвал Глазов ненастоящим. И наша задача сделать этот город настоящим» [5].
Именно на этот период приходится активное возведение жилых домов и общественных зданий, финансируемых и строившихся заводом. К примеру, на перекрестке улиц Кирова и Советской в 1957 г. выросло красивое двухэтажное здание ГУМа – Глазовского универсального магазина.
У строящегося Глазовского универсального магазина. 1956 г. Из фондов Глазовского краеведческого музея.
В 1950-е годы город украсили здания в стиле «сталинского ампира», появились двух- и трехэтажные дома, известные как «сталинки» и придающие архитектурную особенность нашему городу. Они построены по специальному проекту, разработанному для атомных городов, и имеют свои особенности. В таких домах, как и в типовых «сталинках», квартиры имеют обширные площади, высокие потолки, окна в ванных комнатах, поэтому их можно отнести к жилью повышенной комфортности.
Строительство города шло быстро: возникали целые кварталы с новой инфраструктурой и асфальтированными дорогами. Так, за несколько недель была асфальтирована улица Сталина (совр. Советская), являвшаяся в конце 1940-х годов сплошным болотом из глины и грязи, в котором можно было увязнуть. «Старый район», который раньше назывался «второй участок», усиленными темпами застраивался кирпичными домами для прибывающих на ЧМЗ работников. «С переезда по Советской, далее по Кирова до Мира и опять по Пряженникова к этой коробке были и все дома. Да на другой стороне 3 дома и общежитие еще в кирпичном доме рядом с Дворцом» (речь идет о ДК «Россия», построенном в 1951 г.), – эти воспоминания оставила глазовчанка О. К. Жуйкова [9].
Фотографии, сохранившиеся в запасниках Глазовского краеведческого музея, показывают бурный процесс строительства нового Глазова. В 1960 – 1970-е гг. появились уникальные общественные постройки, такие как ЛДС «Прогресс», гостиница «Глазов», школа искусств «Глазовчанка», а также новые корпуса ЧМЗ. Одна известная стройка, начатая по инициативе руководства ЧМЗ, закончилась для Ю. Х. Шермана (начальник Чепецкого управления строительства (ЧУС) не только выговором, но штрафом [6]. Речь идет о Ледовом Дворце спорта «Глазов Арена». В системе советской экономики любое крупное строительство требовало согласований создания архитектурных проектов, финансирования с министерствами республики и РСФСР. Между тем, письменного согласия на такую стройку никто не давал. Завод и город возводили Дворец на свой страх и риск. Сегодня это здание украшает город.
Большое внимание уделялось возведению жилья. Одним из тех, благодаря кому Глазов из «ненастоящего» стал настоящим городом, был Ю. Х. Шерман (1920–2011). «Главный строитель Глазова», он прошел трудовой путь от прораба до начальника Чепецкого управления строительства (ЧУС), заместителя директора по строительству ЧМЗ. Именно при Юзефе Хаскелевиче стали строиться девяти-, десяти- и четырнадцатиэтажные дома не только в старом районе, но и в историческом центре города.
Новые дома на улице Чепецкой. 1970-е гг. Из фондов Глазовского краеведческого музея.
Площадь Свободы. 1979 г. Из фондов Глазовского краеведческого музея.
Следующий этап архитектурного оформления Глазова приходится на 1980–1990-е гг. В планах реконструкции города Глазова, а именно в проекте застройки жилого района «Левобережье-1» и городского общественного центра утверждалось, что «лучевая планировочная структура города Глазова, основанного в 1780 году, почти полностью сохранившаяся в центральной части города, положена в основу структуры нового генерального плана города, рассчитанного до 2000 года» [1].
Проект застройки жилого района «Левобережье-1». 1979 г. Альбом «Проект застройки жилого района Левобережье-1
и городского общественного центра в городе Глазове».
Архитектурный проект реконструкции площади Свободы. г. Глазов, 2010 г.
Да, действительно, новый жилой район «Левобережье-1» завершает собой лучевую планировочную структуру города и является жилым районом нового типа. При его проектировании применялись самые современные градостроительные принципы. Новый район отвечает самым современным требованиям, которые предъявляются сегодня к организации жизни, быта и досуга жителей города.
Итак, несколько исторических этапов архитектурного оформления города Глазова превратили его из «ненастоящего» в настоящий. Проекты нового района и «Левобережье-1», отличающиеся от старого города, сделали Глазов лучшим городом во всей Удмуртии. Сам новый район стал одним из лучших в России. Фотографии из фондов Глазовского краеведческого музея не позволяют усомниться в данном выводе.
Список использованной литературы
1. Альбом «Проект застройки жилого района Левобережье-1 и городского общественного центра в городе Глазове». Фонды Глазовского краеведческого музея.
2. Альбом фотографий «Технический проект застройки центральной части города Глазова». Фонды Глазовского краеведческого музея.
3. Альбом фотографий № 2 «Глазов северо-восточный жилой район проект детальной планировки». Фонды Глазовского краеведческого музея.
4. Глазов. Документы и материалы. 1678 – 1989 / Под ред. А. А. Тронина. – Ижевск: Удмуртия, 1992. – 260 с.
5. N 544. Создание и развитие АО «Чепецкий механический завод». Авт.-сост. С. В. Головин, В.П. Бенкевич, С.М. Марченко, И.А. Фахрушев.–Ижевск: Ижевская республиканская типография, 1996. – 212 с.
6. Поздеев Г. А. Один из тех, кто подарил нам город: Ю. Х. Шерман в воспоминаниях современников [Текст] /Г. А. Поздеев. Глазов: Люди нашего города. Вып. 1. 2012. – 171 с.
7. Короленко В. Г. Ненастоящий город. Беглые наблюдения и заметки // Русские писатели об Удмуртии. XVIII в. – начало XX в. – Ижевск: Удмуртия, 1978. – С. 70 – 98.
8. Корреспонденция в газете «Ижевская правда» о закладке Глазовского льнокомбината // Ижевская правда. 1936, 5 января.
9. Тетрадь воспоминаний О. К. Жуйковой. Фонды Глазовского краеведческого музея.
Автор: С.Л. Ардашева, научный сотрудник музея отдела истории
28.12.2023