Учитель на все времена: грани судьбы Е. И. Главатских

Жизнь Глазова богата именами его жителей, прославивших город в разных областях деятельности. Среди них особенное место занимают учителя, посвятившие свой труд обучению и воспитанию новых граждан города и страны. Многим глазовчанам известны фамилии учительских династий Зам, Поздеевых, Главатских, Фаллеровых, Наговицыных, Московкиных, Отрыганьевых, Братухиных, Рубинских …

Сегодня откроем еще одну страницу истории образования, на которой достойное место занимает Евдокия Ильинична Главатских, в девичестве Князева (1887 – 1978). Удмуртка, родилась в д. Гондырпи («починок Макара Князева») Ягошурской волости Глазовского уезда (в настоящее время – Балезинский район). Судьбу связала со школой и посвятила себя обучению детей.

В 1905 году (по другим сведениям – в 1904 году) она окончила Глазовскую женскую гимназию. По традиции, получив аттестаты, выпускницы фотографировались вместе с преподавателями в одном из залов под портретом Николая II. Далее предстояла долгая педагогическая миссия, в которой были взлеты и падения, достижения и поражения, радости и тревоги.
Выпускницы и преподаватели Глазовской женской гимназии. Глазов, 1904 или 1905 год.
Е. Князева стоит в 3-м ряду десятая слева направо (за спиной начальницы гимназии Смирновой).
На фото также присутствуют выпускницы Г.А. Жарковская и М. Грачева.
Фотография из семейного архива глазовчанки Г.В. Евсеевой,
правнучки Е.И. Главатских.

Еще учась в гимназии, Дуня Князева следовала призыву, выраженному в газете глазовских учащихся «Первый луч»: демократически освещать и оценивать общественные события, происходящие в стране и городе. Учительница активно откликалась на призывы молодежи, оппозиционно настроенной к самодержавию. Известно, что в Глазове в начале XX века существовала социал-демократическая организация большевиков, численностью до 20 человек. Среди них – учителя и учительницы уездных и городских школ, студенты Вятского сельскохозяйственного и Екатеринбургского горного училищ, глазовские железнодорожные рабочие, аптекари и телеграфисты. Евдокия была беспартийная, однако поддерживала деятельность уездного Союза учителей, находившегося под влиянием большевиков. Она активно помогала брату Князеву Михаилу печатать на гектографе пропагандистские листовки и агитационные прокламации. Её портрет мы обнаружили на коллективном снимке участников нелегального собрания учителей, состоявшегося за городом в местечке Шаймы в августе 1906 г.
Участники нелегального собрания учителей в местечке Шаймы.
Глазов, август 1906 года.
Е. Князева сидит в 1-м ряду третья слева направо
(в белой блузке, без головного убора).
Фотография взята из книги: Буня М. Глазовские находки.
Записки краеведа. Ижевск, 1971.

Краевед М.И. Буня пишет, что на фотографии запечатлены учителя Л.А. Боровкова, М.А. Кирикова, З.В. Сретенская, Ю.А. Лекомцева, П.Е. Конев, железнодорожник Буров. Теперь к этому небольшому списку можно добавить фамилии Евдокии и Михаила Князевых, и возможно, её будущего мужа Василия Главатских, который также работал учителем по окончании церковноприходской школы и духовного училища. Кстати, семья Васильевых-Главатских, частью которой стала молодая женщина после замужества, воспитала и объединила многих замечательных представителей удмуртской интеллигенции. Братья Василий, Яков, Аполлон стали учителями, общественными деятелями, организаторами комсомольских ячеек среди сельской молодежи. Сестра Александра (А.И. Перевощикова) – выдающийся советский и российский врач-педиатрзаслуженный врач РСФСР, доктор медицинских наук, профессор, почётный гражданин города Ижевска, её муж П.Н. Перевощиков – первый удмурт, доктор филологических наук, ведущий лингвист-финноугровед, долгое время работал в Удмуртском научно-исследовательском институте. Зять А.Г. Волков – заведующий Глазовским педтехникумом/педучилищем, организатор и первый директор учительского института, краевед и один из создателей народного музея в Глазове в 1963 году.
Е.И. Главатских с родственниками.
Она в третьем ряду 6-я слева направо, рядом её муж В.И. Главатских,
в первом ряду их дети Манефа, Анатолий, Муза). Глазов, 1920-е гг.
Фотография из семейного архива глазовчанки Г.В. Евсеевой,
правнучки Е.И. Главатских.

Молодая учительница все силы положила на обучение безграмотных и малограмотных удмуртов. С 1906 по 1924 годы работала в сельских Балезинской, Сепычской, Тугбулатовской, Пужмезской, Зуринской, Ягошурской, Заболотновской школах Глазовского уезда. А с 1924 года до выхода на пенсию в 1952 году учила детей начальных классов и преподавала удмуртский язык и литературу в Глазовской школе № 1. В фондах музея хранятся фотографии выпускников глазовских школ разных лет. На многих из них запечатлена Е.И. Главатских.
Выпускники 4-го класса средней школы № 1 с учителями.
Е. И. Главатских сидит в первом ряду 4-я слева направо.
Рядом – И.Ф. Ившин – директор школы в 1928 – 1939 гг.
Глазов, 1934–1935 уч. год. ГКМ КП-11263.
Фотография в музей поступила из домашнего архива глазовчанина А.И. Кайсина,
бывшего ученика Е.И. Главатских (на снимке он сидит первый слева в первом ряду).

Какие профессиональные качества были присущи Евдокии Ильиничне, чем привлекала и увлекала детей, как осуществляла учебный процесс? Об этом можем узнать из воспоминаний бывшей ученицы, тоже ставшей затем учителем начальных классов, Л. И. Ипатовой: «1934 год. Я с волнением переступила порог городской школы (приехала из села). Меня встретила женщина невысокого роста, с добрыми карими глазами, с черными, как воронье крыло, волосами, гладко зачесанными и коротко подстриженными. Вся её внешность и обаятельная улыбка расположили к себе. Это была Евдокия Ильинична Главатских, учительница 4 класса. С каждым днем все больше и больше раскрывала в ней душевные качества. Её чуткость к нам, детям, умение выслушать ученика, понять его, выдержка, спокойный голос привлекали сердца ребят. На уроках она рассказывала о мире, еще не познанном нами, а после уроков играла на пианино и пела. Именно она помогла мне найти место в жизни. Я решила стать учительницей, как Евдокия Ильинична. Сегодня её нет с нами, но светлый образ первой учительницы города я храню в своем сердце».
Выпускной класс средней школы № 1 с учителями.
Е. И. Главатских сидит в первом ряду 3-я слева направо. Глазов, 21 июня 1941 года.
Фотография из семейного архива глазовчанки Е.Н. Поздеевой.

Журналист газеты «Ленинский путь» Вл. Шемановский так оценил мастерство учительницы, посетив один из уроков Евдокии Ильиничны: «учительница с богатейшим педагогическим опытом, накопленным за тридцать пять лет работы в школе, она любит свое нелегкое дело и проявляет в нем недюжинную, вдумчивую изобретательность, подлинное мастерство. Ее ученики вырастут развитыми, культурными людьми, какими и должны быть граждане нового, социалистического общества».

Жизнь не раз испытывала на верность коммунистическим идеалам, которым учительница служила с юности. Будучи абсолютно уверенной в справедливости мероприятий советской власти в области сельского хозяйства, участвовала в коллективизации и раскулачивании крестьянских хозяйств Понинского района (сегодня – Глазовский район). Поскольку дочь Галину не с кем было оставлять дома, – родственники жили в деревне, муж работал в школе, приходилось брать её с собой и где-то ходить пешком, где-то ездить на лошадях по деревням района, уговаривая, увещевая, убеждая, агитируя крестьян вступать в колхоз.

Тяжким испытанием для семьи стал арест сына Анатолия, выпускника глазовской школы, учащегося Ленинградского технического училища (позднее – Ленинградский железнодорожный техникум).
Группа молодых глазовчан – друзей и одноклассников А. В. Главатских
(он – в верхнем ряду 2-й слева направо). Глазов, середина 1930-х гг.
Фотография из семейного архива глазовчанки Г.В. Евсеевой,
правнучки Е.И. Главатских.

Молодой человек искренне интересовался национально-государственным строительством в Удмуртии и глазовскими событиями. В одном из писем он спрашивает: «Приезжал ли Михаил Иванович – президент и премьер-министр советский? (речь идет о «всесоюзном старосте» председателе ЦИК СССР М.И. Калинине). В чем заключилась закладка новой «столицы» Удмуртии? (о закладке льноткацкого комбината в Глазове 3 января 1936 года)». С гордостью пишет матери, что стал «героем дня» после статьи в газете «Правда» о юбилее республики (15-летний юбилей образования Вотской/Удмуртской автономной области)*. Анатолий просит выслать номера удмуртской газеты «Гудыри», чтобы обстоятельно познакомить однокурсников с национальной культурой. С родителями он обсуждал и другие политические и социальные проблемы, так, спрашивает: «Как реагируют на постановление о детях лишенцев органы наробраза?» (об изменениях в советском законодательстве лишения избирательного права граждан, причисленных к «социально-чуждым» элементам, «кулакам» и «классовым врагам»). Негативно оценивает работу комсомольской ячейки комсорга: «мне не нравится его подхалимство». По поводу «затруднений с хлебом» в Глазове советует написать в местную газету статью «с достоверно подтвержденными фактами».

В 1937 г. Анатолий необоснованно обвинен в контрреволюционной агитации и осужден к 5 годам лишения свободы. Сам он был абсолютно убежден в невиновности («не по душе патриоту обвинение в подрыве обороноспособности родины, обвинение в дискредитации распоряжений правительства») и не сомневался, что понадобится Родине, что «удастся восстановить свое имя и положение граждан Великой Родины». Писал, что вместе с ним в лагерь отправляют лучших людей: «очень много железнодорожников, есть писатели, художники, красноармейцы и командиры, инженеры и политработники, рабочие и колхозники, татары и финны, немцы и русские, украинцы и удмурт». Дорога к месту заключения в арестантском поезде лежала через Глазов. Молодой человек второпях написал небольшую записку родителям на почтовой открытке. Бросил её на перрон с указанием адреса в надежде, что записка попадет «в руки догадливого человека, не лишенного чувства солидарности, а через него и к вам».Он писал: «Der unser Zug geht nach dem Wladiwostok (Наша дорога идет на Владивосток – нем.). Что дальше – Колыма, Камчатка, Биробиджан – не знаю. Я готов ко всему». Через год умер от паралича сердца в лагере пос. Нижний Атурях Ягоднинского района Магаданской области.

Однако Евдокия Ильинична не сдалась горю, стойко несла клеймо матери «врага народа, изменника Родины», продолжила воспитывать юное поколение советских граждан. Всегда находилась в авангарде общественной работы. Можно предположить, что еще в молодости откликнулась на призыв Глазовского уездного отдела народного образования участвовать в ликвидации безграмотности среди взрослого населения, обучать грамоте на родном языке. Тогда они с мужем Василием Ивановичем из Зуринской школы переехали в удмуртскую школу д. Сепыч. Возможно, оба были участниками уездного съезда работников просвещения, организованного в августе 1919 года перед началом нового учебного года. На сохранившейся в музее фотографии запечатлено это событие, объединившее огромное количество учителей со всего Глазовского уезда. К сожалению, сегодня невозможно идентифицировать на снимке Е. Главатских, трудно восстановить фамилии и узнать портреты других присутствующих.
Участники уездного съезда работников просвещения. Глазов, 25 августа 1919 года.
На снимке присутствуют О. Бем (зав. уездным отделом народного образования),
Б. Есипов (зав. школьным подотделом уоно),
П. Конев (зав. Ягошурским волостным отделом народного образования),
городские и сельские учителя Бердышев, Бирюков, Трофимов,
Першин, Капкановский, Грибанов, Пивоваров,
П. Перевощиков, Е. Мерзлякова (в замужестве – Шамшурова),
Е. Пирожкова, О. Отрыганьева, О. Жилина.
Фотография из семейного архива глазовчанина Васильева Г.А.,
племянника О.А. Отрыганьевой.

В 1920 году учительница вступила в профессиональный Союз работников просвещения. А в августе 1924 года участвовала в работе 3-го Всероссийского съезда работников просвещения удмуртов. В воспоминаниях она пишет, что в Глазове в 1920-е годы успешно формировалась советская система образования и складывалась удмуртская социалистическая культура. В Удмуртском клубе изучали удмуртский язык и литературу, марксизм, работали этнографическая, историческая, фольклорно-драматическая и музыкально-хоровая секции. Сама Евдокия Ильинична, по воспоминаниям, «обладала прекрасным голосом, любила музыку, пела, играла на инструментах и повсюду, где работала, создавала хор».

Таковы грани судьбы Главатских Евдокии Ильиничны, её долгой, длившейся почти полвека, просветительской миссии, одной из многих и многих учителей, несших свет просвещения глазовчанам и воспринимавших учительство как
«не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!»

* Благодарим Г. А. Кочина за предоставленную возможность познакомиться с письмами А. В. Главатских.


Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории
22.06.2023

👁 4 744

Вверх