В городском саду: из истории площади Свободы

В последнее время на площади Свободы начались работы по ее реконструкции. После окончания работ площадь должна стать зоной отдыха с пешеходными аллеями, лавочками, светильниками, парковками, цветниками и центральной клумбой. Однако далеко не все жители Глазова знают, что на площади когда-то размещался городской сад, десятки лет служивший любимым местом отдыха горожан.
Беседка в городском саду.
Снимок нач. ХХ в.

История сада неразрывно связана с судьбой глазовского Преображенского собора. Как вспоминал заслуженный врач УАССР Борис Андреевич Алфимов, основатель первой физиолечебницы города, в середине XIX века, когда город Глазов больше походил на большую деревню, леса тянулись вдоль Чепцы по обоим ее берегам. Со стороны Глазова прибрежный лес шел широкой полосой, почти полностью отделяя город от реки. На месте площади Свободы также стеной стояла густая роща, рядом с которой возвышалось несколько городских храмов: Вознесенский храм-колокольня, примыкавшая к нему Никольская церковь и старый Преображенский собор.
Вид на вход в горсад с крыши Преображенского храма.
Снимок 1940-е гг.

В 1870-е годы собор был разобран. На его месте началась строительство нового одноименного храма. Тогда же лес возле церквей был вырублен и пошел для сооружения торговых лавок. На месте вырубки возникла Базарная площадь. Уцелевшие деревья, спускавшиеся по береговому склону от храмов к реке, и пространство вокруг церквей были огорожены и стали именоваться церковным садом. У алтарной стены собора было устроено небольшое кладбище, где хоронили священников.
Беседка в городском саду.
Снимок нач. ХХ в.

Спустя два десятка лет, в 1898 году, сад уже носил название городского. В начале XX века общественный городской сад на площади служил популярным местом прогулок и отдыха горожан. Особенно любила проводить здесь свободное время учащаяся молодежь Глазова. Сам сад был невелик и скорее напоминал сквер, окружающий здания храмов. Площадь его составляла всего 2299 квадратных сажен, то есть примерно 100 на 100 метров.

В конце 1920-х годов, уже при Советской власти, общественный сад был серьезно расширен. Почти вся Базарная площадь, вместе с храмами, была обнесена забором и переименована в городской сад. Было посажено немного деревьев, восточнее Преображенского собора у реки сооружена танцевальная площадка. Однако еще в 1934 году на совещании в Горсовете отмечалось, «что состояние городского сада неудовлетворительное», отсутствуют древонасаждения. Как писала в 1950-е годы городская газета «Ленинский путь», «еще задолго до Великой Отечественной войны и после ее было немало попыток озеленить городской сад. Его озеленяли, расходовали государственные средства, но никакого ухода за насаждениями не проводилось и они погибали». Порою площадь превращалась в «свалочное место», через Горсад даже проходила дорога.
Памятник В.И. Ленину у центрального входа в горсад.
Снимок 1930-е гг.

В 1935 году между двумя парадными входами в Горсад, напротив улицы Революции, был поставлен трехметровый памятник В.И. Ленину на высоком постаменте. С одной стороны от памятника вдоль площади тянулись деревянные торговые ряды, где находилось несколько городских магазинов. С другой – стояло двухэтажное здание бывшего церковного постоялого двора, в котором размещался кинотеатр «Свобода», открытый в 1933 году и очень популярный среди глазовчан. Сейчас это здание, ставшее православным приделом Преображения, также находится в процессе реконструкции.

В 1936 году на Вознесенской колокольне была устроена парашютная вышка, с которой прыгали даже женщины и дети. Спустя год и колокольня, и Никольский храм были разрушены «для добычи стройматериалов». На их месте со временем устроили детскую площадку с деревянными домиками для игр и детской горкой. В течение 1930-1950-х годов городской сад служил местом, куда горожане приходили отдохнуть, погулять, потанцевать, поиграть в волейбол и футбол. Даже в годы Великой Отечественной войны жители Глазова продолжали гулять в городском саду, где играл оркестр, работала танцплощадка.
Праздник в горсаду.
Снимок 1930-е гг.

9 мая 1945 года стал для Горсада особенным днем. Сразу после получения известия об окончании войны весь город, без преувеличения, собрался на праздничный митинг перед Преображенским собором. Затем в городском саду началось стихийное массовое гуляние. На домах развевались флаги, играли баяны, гремели со столба из радиорупора песни военного времени, толпы народа прогуливались по деревянному мосту и набережной, десятки пар кружились по площади под мелодию вальса…
Молодежь на танцплощадке.
Снимок 1950-е гг.

В послевоенные годы городскому саду стало уделяться больше внимания. Недалеко от улицы Сибирской была построена новая, более просторная круглая танцплощадка, посажено много молодых деревьев, сделана разбивка клумб. Были отремонтированы летний театр, открытая эстрада, спортивная и детская площадки. Некоторые предприятия и учреждения города пронимали активное участие в благоустройстве сада. Так, например, в 1950 году коллектив хлебокомбината доставил кирпичи для обрамления клумб, а рабочие торфопредприятия подвезли торф для удобрения цветников. Сад работал в будни с 9.00 до 17.00, а по выходным дням с 9.00 до 24.00. Территория его была сравнительно невелика: 690 метров в окружности.

До 1947 г. городской сад находился в ведении городского отдела культпросветработы. В целях уменьшения расходов он в 1948 г. был передан районному Дому Культуры. А с 1953 года с городской сад перешел в его ведение только что образованного отдела культуры при исполкоме горсовета. Городскому саду в его деятельности оказывали помощь горком комсомола, Комитет физкультуры и спорта, профсоюзы, добровольные оборонные общества, музей, библиотеки, торговые отделы. В саду работал небольшой коллектив штатных сотрудников. Также на работу приглашали баянистов, художников, духовой оркестр, нанимали внештатных работников для ремонтных работ, продажи билетов, расклейки афиш, озеленения клумб, для поливки цветов. Часто в Горсаду трудились студенты, подрабатывающие во время летних каникул.
Глазовчане у входа в горсад.
Снимок 1947 г.

Городской сад являлся хозрасчетной организацией. Действовал он за счет собранных средств: в послевоенное время плата за вход в сад составляла 1 рубль, за посещение платной лекции с одного человека также брали по рублю, за танцы и за концерты – по 3 рубля. В центре сада возвышался величественный Преображенский собор. От парадного входа и памятника Ленину к собору вела неширокая аллея.

Как вспоминают старожилы, в саду ближе к реке росло немало кустарников и высоких деревьев, в основном березы, посаженные незадолго до войны, тополя и липы. Газоны отделялись от аллей невысокой изгородью. Там, на красивых цветочных клумбах и в вазах росли цветы львиный зев и мальва. Цветы выращивали здесь же, в специальных парниках, даже имелся свой огород. Между деревьями и на берегу реки стояли деревянные скамейки и беседки, где по вечерам любили сидеть посетители сада. Со стороны города у входа в собор стоял стенд с портретами коммунистических вождей – от Карла Маркса до Сталина. Там же находился небольшой каменный круглый бассейн с фонтаном, куда дети часто любили бросаться камушками.
В горсаду у скульптуры «Девушка с веслом».
Снимок 1955 г.

В послевоенные годы городской сад также украшали непременные тогда бюсты Ленина и Сталина на высоких постаментах, гипсовые скульптуры, такие как девушка с веслом, городская доска почета с фотографиями передовиков соцсоревнования, портреты ученых-лауреатов Сталинской премии. Ежедневно в городской сад приходили отдохнуть сотни горожан. По вечерам здесь бывало особенно многолюдно. Больше всего посетителей собирала танцевальная площадка, работавшая по праздникам, в субботние и воскресные вечера. Танцевали под баян, духовой оркестр, под радиолу. Чаще всего играли музыканты из общества слепых. Это был лучший оркестр в городе, состоявший из 6- 8 человек.
Девушки на фоне танцплощадки горсада.
Снимок 1950-е гг.

В то время танцевали такие танцы, как «яблочко», краковяк, польку, вальс, танго, фокстрот и другие, почти позабытые в наши дни. Танцевали все, и молодые, и пожилые. Как правило, танцы продолжались до полуночи. Хотя плата за вход на танцплощадку была небольшой, многие молодые люди исхитрялись попадать на нее бесплатно, подделывая контрамарки, представляющие собой кусочек обоев определенного цвета с печатью. Обои подбирали, узнав, какого цвета будут в этот вечер контрамарки, а печать изготавливали из картофеля. А также просто перебирались через лазейки в невысоком заборе.

Девушки, которых не пускали из-за слишком юного возраста, тайком перебирались через ограду танцплощадки, пока никого не было, и прятались там. С началом танцев они выбирались из укрытия и танцевали вместе со всеми. Иногда на танцплощадке из-за девушек случались драки местных парней с приезжими или солдатами, находящимися в увольнительной. Порядок на территории сада поддерживался нарядами милиции и людьми, специально приглашенными на дежурство за определенную плату.

Никогда не пустовала и бильярдная - небольшой бревенчатый дом неподалеку от входа в сад. В нем было две комнаты с бильярдными столами, где играли «на интерес» и никогда не делали денежных ставок. В павильоне настольных игр можно было сыграть в шахматы, шашки, домино. Много посетителей, особенно молодежи, приходило в стрелково-пневматический тир, который одновременно представлял собой выставку макетов стрелкового оружия: винтовок, автоматов, ручных и станковых пулеметов. В спортивном городке имелись две волейбольные, одна баскетбольная и городошная площадки, полоса препятствий, несколько спортивных снарядов. На летние месяцы еще устанавливали вертящиеся бревно и барабаны, качели.
Входная группа в горсад.
Снимок 1955 г.

Недалеко от входа в горсад располагались два небольших деревянных киоска, где продавали мороженое, пирожки, ватрушки, очень вкусный винегрет и прочую снедь, а также прохладительные напитки: ситро, боржоми и другое. Спиртных напитков в Горсаде не продавали, и пьяные там появлялись очень редко. На крутом берегу реки Чепцы, напротив собора, на сваях стояло небольшое кафе со стеклянной верандой голубого цвета, нависающей над берегом Чепцы. Этом кафе носило романтичное название «Голубой Дунай», еще его называли «питейная». В нем можно было недорого и вкусно поесть, выпить лимонад или кофе, Здесь царили уют и доброжелательная атмосфера.
Кафе «Голубой Дунай» в горсаду.
Снимок 1947 г.

Кафе «Голубой Дунай» в горсаду.
Снимок 1950 г.

Горсад также служил подлинным очагом культуры. Отдыхающие могли уединиться в читальном зале, рассчитанном на 50 мест, или в летнем сквере для чтения на природе. В саду у реки находился открытый летний театр в виде арки с куполом и летняя эстрада, где по выходным выступали свои самодеятельные артисты и заезжие гастролеры. Почти каждое лето в летнем театре выступал Удмуртский драматический театр. На открытии сезона 1949 года был приглашен Украинский театр, выступали отдельные бригады Удмуртской государственной филармонии и другие коллективы. Здесь часто проводились различные творческие конкурсы среди взрослых и детей на лучшее исполнение художественных номеров различных жанров, смотры коллективов художественной самодеятельности, организовывались тематические вечера и концерты, встречи с удмуртскими писателями и поэтами.

Иногда по пятницам проводились комсомольские вечера, а по вторникам и средам – молодежные гуляния. В план работы Горсада также входили спортивные состязания, детские утренники, карнавалы, а также проведение лекций и докладов на научнопопулярные темы, которые, правда, читались нечасто. Вот темы лекций, которые читались в саду местными и приезжими лекторами: «О международном положении», «Моральный облик советского человека», «Детские годы любимых вождей Ленина и Сталина», «Что требует товарищ Сталин от советских детей», «Дети герои отечественной войны» и т.д.

Праздником для всего города становились проводившиеся в саду народные гуляния, посвященные различным праздникам: Дню Военно-морского флота, авиации, железнодорожников, физкультурника, победы над Японией и т.д. К этим датам территория сада празднично оформлялась, организовывались передвижные выставки, различные конкурсы, аттракционы, игры, шла широкая торговля кондитерскими изделиями, мороженым и прохладительными напитками.

Для глазовской детворы Горсад служил местом, где можно было встретиться с друзьями, обсудить новости и даже спрятаться, убежав с уроков. В теплое время года на аллеях сада у школьников проходили уроки физкультуры. Зимой на территории городского сада между улицами Молодой Гвардии и Кирова, заливался каток, где можно было покататься на коньках. Посередине игровой площадки у западной стены собора под Новый год ставилась высокая, привезенная из леса ѐлка, строилась из снега большая фигура Деда Мороза, в разукрашенных деревянных домиках устраивался детский базар.

Горсад прекратил свое существование в конце 1950-х годов. В то время, когда в Советском Союзе с новой силой развернулась компания по уничтожению православных храмов, была окончательно решена судьба глазовского Преображенского собора. В 1958 году Совета Министров УАССР утвердил решение Городского Совета о сносе старого храма. Официальный повод – строительство нового железобетонного моста через реку Чепцу и реконструкция площади с целью сооружения развязки уличных магистралей. Вместе с собором был приговорен и городской сад.

8 октября 1958 г. власти города приняли решение «о ликвидации Глазовского горсада». Смертельный приговор Горсаду и собору вызвал активный протест среди горожан. Когда начали спиливать деревья возле стен собора под предлогом, что «они поражены болезнью», в Городской совет также посыпались «претензии» со стороны глазовчан. Городским чиновникам пришлось приложить немало усилий, чтобы заглушить недовольство и «убедить» людей в «правильности действий исполкома». Очень скоро почти все сооружения Горсада и деревья были снесены бульдозерами. Рядом с собором на краю опустевшей площади оставалась стоять только летняя эстрада.
Разрушенный Преображенский собор
май 1961 года

В 1960 году, когда мост был в основном построен, началось уничтожение остатков Горсада. Эстрада была разобрана быстро. Но для разрушения собора понадобилось несколько взрывов и два года немалых усилий с применением техники. К концу 1962 года больше ничто не напоминало о существовании когда-то любимого глазовчанами городского сада. Долгое время площадь Свободы представляла собой почти полностью вытоптанный пустырь, по которому во все стороны тянулось множество тропинок. Летом здесь было пыльно, зимой все сковывал лед, всегда пахло бензиновой гарью от множества машин, проносящихся вокруг площади. Только на южной стороне площади сохранилось несколько деревьев и продолжало стоять бывшее здание кинотеатра «Свобода», в 1962 году переданное под спортивную школу.

Кроме того, напротив улицы Революции по-прежнему возвышался памятник Ленину. В 1970 году скульптура вождя была перенесена к зданию железнодорожного вокзала. Вместо него тогда же на площади был открыт памятник воинам Великой Отечественной войны. Только в конце 1970-х годов, накануне празднования 200-летия города Глазова, на площади Свободы было высажено почти полторы сотни березок, проложены тротуары из плитки и разбиты цветочные клумбы. В таком виде площадь Свободы и дожила до наших дней.

Дай Бог, чтобы после очередного ее переустройства это пространство снова стало уютным и любимым местом отдыха горожан, хоть в малой степени напоминающее тенистые аллеи старого городского сада.

Автор: Глеб Кочин, научный сотрудник музея отдела истории
13.04.2018

👁 490

Вверх