Мы наш, мы новый мир построим... Сто лет назад в Глазове прошли первые субботники

Согласно энциклопедии, субботник – это сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в выходной и в свободное от работы время.

С давних времен и в России, и на удмуртской земле существовала традиция крестьянской взаимопомощи во время срочных и важных работ – «помочь». Если селянину надо было посадить или выкопать картошку, накосить для скотины сено или из заготовленных впрок бревен сложить дом, то к нему на помощь приходила вся его родня и соседи – от стариков до детей 6-8 лет. 



Помочь в деревне
«Помочь» всегда была безвозмездной. Но хозяйка никогда не забывала поднести добровольным помощникам по стопочке водки или пива с закуской. А в конце работы всегда следовало общее веселое застолье. Сегодня твоей семье помогут – ты стол накроешь. Завтра другой семье подсобят – накроют уже они.

Новая традиция безвозмездного труда уже не на благо отдельной семьи, а на пользу всей стране и обществу возникает в начале ХХ века – в суровые и голодные годы гражданской войны и всеобщей разрухи в стране.

Как известно, в ночь на субботу 12 апреля 1919 года в депо железнодорожной станции Москва-Сортировочная группа из 15 рабочих вечером не пошла домой, а вернулась в цех ремонтировать паровозы. По словам участников, «выйти в ночь на работу их заставили обстоятельства — всё депо было заполнено неисправными паровозами, а станция – поломанными вагонами. Работали при холоде и отсутствии освещения». За десять часов дружного труда было отремонтировано три машины.  «Отдохнув и попив чаю», рабочие решили: «ночную работу — с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться…». 



Массовый субботник на Московско-Каханской железной дороге
Спустя месяц, 10 мая, на Московско-Казанской железной дороге проходит первый массовый коммунистический субботник, где трудилось уже 205 человек. Были отремонтированы 4 паровоза и 16 вагонов, разгружено и погружено 9300 пудов груза. По этому поводу глава Советского государства В. И. Ленин немедленно пишет статью «Великий почин», где назвал субботник проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма и нового, коммунистического отношения к труду. 



Первый Коммунистический субботник на Казанском вокзале. 10 мая 1919 года
Так субботники прочно вошли в жизнь страны Советов. Участвовали в них, как правило, коммунисты, юные комсомольцы и так называемые «сочувствующие». Но можно не сомневаться, что, помимо революционного энтузиазма, людьми еще двигало и горячее желание навести порядок в разоренной гражданской войной стране и наконец-то покончить с затянувшейся разрухой.

Летом 1919 года ситуация и в России, и в Удмуртии оставалась очень непростой. После окончания ожесточенных боев с войсками адмирала Колчака председатель Глазовском уездного революционного комитета Михаил Исупов сообщал в Москву:

«Положение уезда в смысле восстановления жизни ужасное: лошадей нет, продуктов первой необходимости нет никаких, серпов, кос нет, медикаментов нет, пострадавшим от контрреволюции семействам красноармейцев денег нет... Люди хотят пить, есть. Недостаток лошадей сокращает посев. Удовлетворите по возможности все просьбы. Денежных знаков нет, соли нет. Жизнь стоит…».



Город Глазов. Вид с правого берега Чепцы. Начало XX века
Спустя всего месяц после изгнания колчаковцев по всей Удмуртии начинается целая череда «субботников» и «воскресников». Люди добровольно, без принуждения, выходили помогать крестьянам в полевых работах, восстанавливали разрушенные мосты, поднимали из Камы затонувшие пароходы, выгружали дрова, убирали накопившиеся кучи мусора и шлака, приводя в порядок захламленную территорию заводов и учреждений. Как сообщали газеты, все эти работы проходили «весело и дружно» и часто сопровождались митингами и песнями. 



Народы всего мира приветствуют Красную Армию труда. М., 1919.
Первый на территории Удмуртии коммунистический субботник прошел 5 июля 1919 года на полуразрушенной отступавшими белогвардейцами Постольско-Узгинской узкоколейной железной дороге, необходимой для доставки на Ижевский железоделательный завод леса и древесного угля.
 
Две недели спустя состоялся субботник в Тыловайской волости Сарапульского уезда. Как писала газета «Красная мысль», 18 июля «на субботнике в 17 селениях волости участвовало 2008 человек и 160 лошадей. Вспахано 11¾ десятин земли, вывезено на поле 913 возов навоза, накошено 4 воза сена». 38 человек строили изгороди, а 36 – рубили дрова для семей красноармейцев.



Песня труда. Плакат 1919 года
9 августа партийная организация Ижевского завода отправила 300 рабочих-коммунистов на помощь местным крестьянам. По словам одного из руководителей партии большевиков В.М. Молотова, прибывшего в то время в Ижевск на агит-инструкторском пароходе «Красная звезда», ижевцы «чинили крестьянский инвентарь, а затем взялись и за полевые работы. Так как рабочие работали бесплатно и на своих харчах, крестьяне не нахвалятся своими, невесть откуда свалившимися помощниками…»

А на Воткинском заводе субботник был организован по инициативе Бюро работниц. Как сообщала газета «Ижевская правда, накануне «были выброшены к населению воззвания о том, что наш долг идти на поля убирать хлеб. Вечером были устроены районные митинги с призывом, чтобы граждане шли записываться в трудовые артели и было пояснено значение этого субботника.

10 августа, в воскресение, в земельный отдел собралось около ста человек работниц и рабочих, которых распределили на группы, после чего они были отправлены с пением революционных песен в деревни...»

Осенью 1919 года проходит первый субботник и в Глазове. Тогда Чепца служила оживленной водной магистралью, по которой сплавлялся срубленный в ее верховьях лес. Порой плоты из связанных бревен тянулись по реке сплошной чередой. В это время у берега скопилось множество бревен, предназначенных для отопления учреждений и домов жителей города. И потому в воскресный день 28 сентября Глазовская организация Российской Коммунистической партии для выгрузки дров с реки объявила по всему городу субботник. 



Город Глазов в начале ХХ века. На берегу уложены штабеля сплавных бревен.
По словам писателя Виталия Николаева, работа началось после митинга на берегу. «Дул сильный ветер, Чепца сердилась. Но длинные бревна с темными щучьими спинами не могли увильнуть от цепких и сильных рук. Живой человеческий конвейер подхватывал бревна, выносил их на берег. Непрерывно визжали пилы, стучали топоры. По лицам мужчин и женщин струился пот, но, казалось, никто не замечал усталости. Вместе со всеми, успевая и на воде и на берегу, работал секретарь укома Корякин. Только и слышен был его хрипловатый голос:

          — Красная Армия, не подкачай!
          — Железная дорога, поднажми малость!
          — Молодцы, граждане,  зимой  зубами  стучать  не придется!»


Секретарь Глазовского уездного комитета партии Семен Корякин так описывал в газете «Деревенский коммунист» это событие:

«...на субботнике присутствовало около 300 человек, были тут коммунисты, красноармейцы, служащие учреждений и граждане города. Работа, нужно сказать, кипела в полном смысле этого слова и за каких-нибудь 2-3 часа было изъято из воды и сложено в поленницы 27 кубов.

Товарищи! Знаменательно не то, что было изъято 27 кубов, а то, что работа всеми велась с сознанием революционного долга, помочь своим личным физическим трудом правительству рабочих и крестьян справиться с создавшейся экономической разрухой... Если бы везде и всюду на территории Советской республики все граждане, которые подчас склонны обвинить коммунистов и Советскую власть в недостатке тех или иных продуктов существования человечества, старались бы общими усилиями устранить разруху в той или иной области народного хозяйства, то тогда не пришлось бы сидеть голодом в холодных помещениях и без мануфактуры...»


Следует напомнить, что в 1919 году «кубом» именовалась одна кубическая сажень. Одна сажень равнялась 2,13 метра. Соответственно, в одной кубической сажени дров насчитывалось почти десять кубометров.

Помимо общегородского субботника на Чепце, подобные мероприятия прошли и во многих учреждениях Глазова. Известно, что, днем ранее, 27 сентября, в первой Советской школе II ступени был организован свой субботник с обязательным «участием всех учеников и преподавателей» «для вырубки» 10 «кубов» дров. 



Объявление о проведении субботника в Глазове 2 ноября 1919 года
(ЦДНИ УР. Ф.2. Оп.1. Д.2. Л.129)
Накануне празднования второй годовщины Октябрьской революции в понедельник 2 ноября 1919 года в Глазове состоялся новый субботник. Согласно объявлению Бюро по организации субботников, «явка коммунистов» была обязательной. «Для советских служащих и рабочих явка добровольная. Явка мужчин желательна с топорами и лопатами, женщин – с ножами для плетения гирлянд».

Особенно широко субботники проходят в следующем 1920 году. Уже в январе в Удмуртии проходит «Неделя фронта», где рабочие безвозмездно трудились в помощь фронту. А весной, по решению IX съезда РКП(б), в день большого праздника Международной солидарности трудящихся – 1 мая, по всей стране был объявлен Всероссийский субботник. 



Плакат «1 Мая - Всероссийский субботник». Художник Дмитрий Моор. 1920 год
В инструкциях 1920 года субботники провозглашались «одной из форм пропаганды идеи трудовой повинности и самоорганизации рабочего класса» и предназначались «для особо важных и срочных работ». Их участники должны были «стремиться превзойти» установленные трудовые нормы. Коммунисты, замеченные в уклонении от участия в субботнике, подлежали партийному суду, а несознательные беспартийные подвергались «воздействию» со стороны профсоюза. Участвовать «должны были все граждане обоего пола, не исключая подростков и старшего возраста, которым должна даваться работа согласно их силе». От субботника освобождались только беременные женщины и дети моложе 16 лет.

Как и в других городах России, в Глазове при уездном комитете партии и во всех местных учреждениях и организациях были созданы комиссии по «устройству первомайского субботника». Согласно предварительному плану, 1 мая в городе намечались «огораживание и вспашка коммунального огорода, починка тротуаров в городе и собирание дров па реке».



Плакат «1 Мая 1920 года». Художник Николай Кочергин. 1920 год
По городу и всему Глазовскому уезду составлялись списки участников, согласовывались участки и объем общественных работ для каждого учреждения. Так, комитет служащих и рабочих Фаленско-Глазовского райсоюза попросил комиссию разрешить провести «работы 1 мая» не в городе, а «на огороде трудовой огородной артели «Самопомощь» по загораживанию и приготовлению его к посадке овощей». Земельный отдел Глазовского уездного исполкома пообещал, что «на субботнике будет участвовать служащих 36 человек». А уездный отдел народного образования сообщил, что его сотрудники «в день первомайского праздника» могли бы «исправить дорогу между зданиями Уотнаробраза и аптекой. Для выполнения этой задачи потребуется 10 возов песку или щебня, и прорыть канаву длиною 5 сажень».

Также была составлена инструкция по проведению праздника 1 Мая. Все учреждения уезда сообщали в Глазов, какие флаги, плакаты, лозунги и портреты вождей они смогут выставить в праздничный день. В частности, Глазовский уездный комитет Всероссийского почтово-телеграфного Союза доложил, что имеет в наличии только два флага с лозунгами, портрет Председателя Совнаркома Ленина и два портрета наркома просвещения Луначарского.



Плакат «Да здравствует коммунистический субботник 1 Мая!» 1920 год.
Зато Юридическое бюро уездного исполкома смогло предоставить для оформления праздника сразу два портрета Ленина, портреты Карла Маркса, Луначарского, Урицкого, Зиновьева, один флаг и транспарант с лозунгом: «Народный суд – школа коммунистического правосознания трудящихся!».

Накануне праздника в Глазове на всех общественных зданиях были развешаны флаги и гирлянды из веток хвойного дерева – пихты. На улицах стояли арки, украшенные пихтой, портретами и плакатами с лозунгами: «На трудовом фронте нет тыла, выходи все на передовые позиции» и «Только общими силами мы победим разруху. Помни и сделай свое дело». 



На субботнике по заготовке топлива в Глазове. 1 мая 1920 года.
Утром 1 мая на площади в Глазове прошел торжественный митинг, где перед народом выступили представители уездного комитета Российской коммунистической партии и исполкома. Людям были розданы 800 воззваний, 300 номеров газеты «Жизнь крестьянина», 300 номеров газеты «Вятская правда» и 28 брошюр. В этот день в честь праздника одна из главных улиц Глазова – Кругло-Вознесенская была переименована в Первомайскую. 

Затем начался субботник. Согласно докладу уездной комиссии, 1 мая в городе прошла «починка тротуаров и огораживание коммунальных участков... В субботнике принимало участие до 1388 чел. (мужчин—1184 и женщин — 204), главным образом, красноармейские части.

Результаты работ субботника таковы:
а)  отремонтировано тротуаров — 740 сажен, 
выстроено новых — 62 сажени, 
сделано переходных мостиков — 2;
б)  собрано дров с реки — 60 куб. сажен;
в) вспахано земли под огороды — 6 десятин, 
возведено изгороди — 85 сажен.

Кроме того, произведено много мелких работ, как перекопка школьных участков (силами учащихся), устройство ворот, скамеек, очищение от мусора ям, дворов, садиков, детских площадок, спортивной площадки, посадка на огородах и питомниках ягодных кустов и т. п.». 



Работники партийных и советских учреждений Глазова на субботнике по заготовке топлива
(выгрузка бревен) на Чепце. Снимок 1920-23 гг.
В частности, руками четырех сотрудников Рабоче-крестьянской инспекции в тот день был «исправлен тротуар у дома Тимофеева, сравнена дорога, подметена улица и исправлены сходни и переходы около дома». Служащие Президиума уездного исполкома и отдела управления уездом «починили по Вятской улице тротуар», «переменили» там доски, очистили уличную канаву, перекинули через нее восемь новых переходов, врыли в землю новые столбы и «очистили двор исполкома». Усилиями учеников второй школы II ступени было «нагружено и доставлено 2 вагона жердей» из Чепцы и «вспахано около стрельбища 2 десятины».

Вечером в городе прошли «спектакли в Красном клубе, клубе имени Троцкого, при Союзе Коммунистической Молодежи, в конском запасе (пьесы поставлены были: «Гибель надежды» — Зудерина, «Сокровище» — Киреева-Гатчинского, «Сон на Волге» — Островского)». Был также дан «концерт в отделе народного образования. Всего было распределено 780 билетов для участников субботника. Кроме того, в двух школах были устроены «детские утра» для учеников I ступени и литературно-музыкальный вечер в одной из школ II ступени».

Со временем субботники становятся привычным и повседневным явлением в стране «победившего социализма». Как правило, они приурочивались к пролетарским праздникам и являлись одним из средств «коммунистического воспитания масс». Участие в субботнике оставалось принудительно-добровольным.



Советский агитационный плакат.
Тот, кто уклонялся от такого труда без уважительных причин, как и в 1920-е годы, подвергался всеобщему порицанию как тунеядец и лентяй.

Обычно субботники проводились по месту работы. Но чаще всего люди безвозмездно трудились над облагораживанием своего двора, улицы или парка – красили заборы, штукатурили стены, убирали снег, обустраивали газоны, клумбы и детские площадки, сгребая в кучу прошлогодние листья и мусор. 



Дружный субботник у знаменитой среди глазовчан кулинарки на ул. Кирова. 1960-е годы
В наши дни понятие «коммунистическое» ушло из жизни страны, а вот труд общественный – остался. Теперь субботником считается только работа по благоустройству силами самих граждан, сотрудников, учащихся и студентов. Как правило, субботники организуются после того, как растает снег, что совпадает с 22 апреля – днем рождения В.И. Ленина. В это время люди собирают мусор, высаживают кустарники, белят стволы деревьев, делая мир вокруг себя хоть не намного, но лучше.

Так старая добрая традиция соседской «помочи», пережив Советский Союз, перешла и в наш сегодняшний день под привычным всем именем – «субботник». 

06.05.2020
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.

👁 767

Вверх