Трудовой народ, строй свой воздушный флот!

В марте 1925 года в город Глазов прилетел первый самолет.

В наше дни, в эпоху космических ракет и  воздушных лайнеров, трудно представить себе, что вся история авиации насчитывает немногим более ста лет. 



Полёт биплана братьев Райт. Художник Ж. Беро
Мечта человека взлететь в небо, подобно птице, с давних пор жила и в России. Бурное развитие авиации в стране началось в конце 1909 года, когда император Николай II повелел опубликовать в газетах обращение, в котором призывал народ жертвовать на создание военного воздушного флота. Для сбора средств был организован специальный «Комитет по усилению воздушного флота». Охотнее всех несли свои копейки и рубли на постройку аэропланов крестьяне, школьники и духовенство. Особо щедрым дарителям Общество выдавало нарядный золотой нагрудный значок, а остальным  − недорогой жетон на цепочке для ношения на пуговице с изображением самолета и двуглавого орла. 



Знак и жетоны Особого Комитета по усилению военно-воздушного флота России.
Санкт-Петербург 1912–1917 гг. 
К началу первой мировой войны Россия уже обладала самым крупным флотом воздушных судов в мире − и купленных за границей, и построенных своими силами дома. На всю Россию гремели славные имена первых русских авиаторов − Ефимова и Уточкина. Отважные летчики переезжали из города в город, устраивая публичные полеты на своих хрупких и ненадежных аппаратах под аплодисменты и крики восторженной толпы. 



Но маленький уездный городок Глазов тогда был еще очень далек от авиации. Только из газет или со слов немногих очевидцев горожане могли что-то услышать о неведомых «аэропланах». Лишь весной 1919 года, когда вокруг Глазова шли тяжелые бои красных войск с дивизиями адмирала Колчака, многим глазовцам удалось увидеть пролетевшие над городом крылатые машины.

19 мая 1919 года, накануне нового наступления белогвардейцев, в небе над Глазовом закружились самолеты армии Колчака. С аэропланов на улицы города сыпались сотни листовок. Подбирая с земли листки бумаги, горожане читали грозное предупреждение: «Кто уйдет с красными – их семьи будут уничтожены!» Другие листовки призывали население рвать в тылу красных войск телефонные и телеграфные провода, прятать хлеб и лошадей. 

Жителю Глазова Николаю Лобовикову запомнилось содержание одной из листовок – пародии на приказ руководителя Красной Армии Льва Троцкого: 

«Волею кронштадских хулиганов и матросов достиг я высшей власти» и т.д., а в конце говорилось: «А потому я приказываю по-прежнему убивать, грабить» и т.д. В конце стояла подпись: «Народный комиссар по военным и морским делам Лейба Троцкий-Бронштейн».

Попутно с листовками, как сообщала газета «Красный набат», один из самолетов сбросил на город две бомбы. К счастью, они не разорвались.



Возможность увидеть  таинственные «аэропланы» вблизи и даже прокатиться на них представится жителям Глазова лишь спустя несколько лет после окончания гражданской войны. 

1920-е годы были очень трудным временем для российской авиации. К тому времени все уцелевшие  самолеты морально устарели и были изношены до предела. Почти никто за рубежом не признавал республику Советов, и стране приходилось рассчитывать только на собственные силы. Средств на авиацию катастрофически не хватало. И тогда большевики вспомнили об успешном опыте дореволюционного «Комитета по усилению воздушного флота». 

В начале марта 1923 года в Москве было создано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). Был брошен клич: «Трудовой народ, строй Воздушный флот!», с восторгом встреченный молодежью, рвавшейся к знаниям и мечтавшей о светлом будущем. Всего за два года численность членов ОДВФ достигла двух миллионов человек. Членам общества, как и в царской России, выдавались красивые и яркие эмалевые значки из бронзы. 




Значки Общества друзей воздушного флота. 1920-е годы
Одной из самых эффективных форм пропаганды стали демонстрационные полеты аэропланов над городами и селами, сопровождавшиеся митингами с призывами к местному населению вступать в члены ОДВФ.

По всей стране возникали аэроклубы, авиашколы, уголки авиапропаганды, воздушно-спортивные и авиамодельные кружки. Издавался журнал «Самолет», проводились слеты и съезды. И самое главное  − шел сбор средств на постройку и закупку новых самолётов, на восстановление авиапромышленности. Всего было собрано свыше 4,5 миллиона рублей золотом, на которые построили до 120 военных и гражданских самолётов, десятки аэродромов и посадочных площадок.

Уже 26 сентября 1923 года в городе Глазов было организовано свое Общество друзей Воздушного флота. В феврале 1925 года, накануне «Праздника Красной армии», глазовская газета «Красный пахарь» писала: 

«ОДВФ пропагандирует мирное хозяйственное и культурное применение авиации, но оно не в праве забывать и не забывает о грозящей нам опасности и с земли и с моря и с наиболее открытых позиций пролетарских революции − с воздуха. Этим объясняется участие ОДВФ в укреплении воздушной обороны СССР − создание нескольких боевых эскадрилий и другая помощь нашему воздушному флоту». 

Утром 15 марта 1925 года по Глазову разнеслась невероятная новость: «Сегодня в город из Вятки прилетает агитсамолет!» 

Тот мартовский день выдался ясный, солнечный и теплый. Для встречи гостя загодя была отобрана специальная «пятерка», которая пораньше выехала на аэродром, подготовленный на поле за городом. Вслед за «пятеркой» на окраину не спеша потянулись кампании горожан.

Очевидец вспоминал: «Час пятнадцать минут. Вдали показывается темное пятно, быстро продвигающееся к городу. Через несколько минут становится ясно, что это летит агитсамолет, давно ожидаемый глазовцами. Три костра на поле, расположенные треугольником, живо разгораются, указывая путь, где должен снизиться аэроплан».

Другой участник встречи, рабочий Солоницин, описывал прилет самолета так: «Поваливший густой дым от сигнальных костров дал знать, что приближающуюся машину уже заметили. Начинаем пытливо осматривать горизонт и после небольшого напряжения на западе  различаем темное пятно, которое очень быстро начинает увеличиваться и через 1-11/2 минуты приобретает форму аэроплана. Восторженные клики присутствующих заглушают шум пропеллера. Долгожданный гость, описав красивый круг над городом, снижается и останавливается невдалеке от собравшейся многочисленной толпы встречающих». 

Невиданное зрелище вызвало в Глазове большое смятение и переполох. Спустя несколько дней газета «Красный пахарь» поместила на своей странице шутливую карикатуру, отобразившую реакцию глазовчан на прилет аэроплана. Толпа, сломя голову, мчится вслед за крылатой машиной. Бегут люди, скачут лошади. Раздаются крики: «Летит, летит! Куда, леший, прёшь! Дай дорогу! Дядинька, меня задавишь! Ай, ребеночка потеряла! Черти, глаз оглоблей вышибли!».



Рисунок из глазовской газеты «Красный пахарь». 17 марта 1925 года
Несколько милиционеров и красноармейцев, охранявших порядок, были не в состоянии удержать напора тысячной толпы, которая «прорвав цепь, стремительно бросается к машине и окружает ее плотным кольцом». Сразу же последовал короткий митинг. Газета сообщала: «Первым выступает прибывший с агитсамолетом тов. Силин, приветствующий собравшихся от имени О.Д.В.Ф. Р.С.Ф.С.Р. В своем кратком приветствии он указал на задачи О.Д.В.Ф. и призывал вступать в члены такового. Речь его была покрыта громким «ура» собравшихся. После его приветствия выступили представители Укома и Упрофбюро».
 
После митинга были отобраны счастливцы, которым предстоял пробный полет на аэроплане. В первую партию попали четверо − трое крестьян и рабочий Солоницин, который оставил восторженное описание этого полета: 

«Наступает минута посадки. Мы внутри самолета. Усаживаемся на мягкие кожаные кресла. Летный персонал нас заботливо прикрепляет особыми ремнями к нашим сиденьям. Мы готовы к полету. Машина загудела. Легкое покачивание с боку на бок, поворот и машина, после небольшого разбега, легко поднимается в воздух, забирая все выше и выше. Необыкновенно приятное и легкое чувство охватывает меня.

Оглядываюсь на своих спутников и обращаю внимание на их тревожно вытянутые лица и неестественно выпрямленные как бы готовые к прыжку фигуры, но в глазах их уже чувствуется доверие к несущей их стальной птице. Пролетаем над городом, который сверху кажется чрезвычайно маленьким с игрушечными домиками и снующими по улицам карликами-людьми. Все видимое на земле выделяется особенно ярко и красиво. В кабине спокойно, не трясет, не качает и почти не слышно стука мотора. Прошло несколько минут и мы, сделав полный круг над городом, начинаем спускаться на землю, пролетев за это время расстояние в 8-10 верст. Спуск совершен благополучно. Мы снова на земле». 



Колхозники-ударники после воздушной прогулки
на самолете Агитэскадрильи имени Максима Горького. 
1934 год
Затем летчики прокатили над городом еще четырех человек. После второго полета агитсамолет поднялся в воздух и полетел по направлению к Перми, где его также ожидала торжественная встреча. 

По словам известного глазовского краеведа Михаила Буни, «когда в небе совсем растаяла удаляющаяся точка, сливаясь с весенней синевой дали, завороженная толпа еще долго не двигалась с места. Люди напряженно всматривались в небо в надежде увидеть хотя бы след исчезнувшего видения...»

Разумеется, впечатлений и воспоминаний о прилете крылатого гостя хватило  глазовцам надолго. Газеты «Красный пахарь» посвятила агитсамолету несколько корреспонденций. В одной из них Яков Плехов, один из крестьян, совершивших полет над городом, делился впечатлениями от пережитого: 

«Мне 61 год. Полетать на аэроплане пришлось в первый раз. Если бы не советская власть, то мне не удалось бы, как птице, подняться кверху и оттуда посмотреть на землю. Летать не страшно. Так, что мне очень понравилось. Теперь я с удовольствием помогу воздушному флоту, чем только могу».

Другой крестьянин, Тимофей Веретенников, отозвался так:

«Летать нисколько не боязно. Во время полета чувствуешь себя спокойно, никаких толчков не чувствуется. При царском строе наверное бы полетать не пришлось, так как я вотяк, а вотяку тогда сказали бы − «куда лезешь»...». 



Самолет «Дорнье Комета II». 1920-е годы
Но что за самолет прилетал в Глазов в марте 1925 года? Им мог быть только самолет «Комета II», построенный немецкой авиастроительной фирмы «Дорнье». Это был полностью металлический моноплан с верхним расположением крыльев и  низко расположенными шасси. Самолет был рассчитан на перевозку 4 пассажиров в закрытой кабине. Летчик и механик сидели в открытой кабине у передней кромки крыла. «Дорнье Комета II» являлся одним из самых популярных типов пассажирских самолетов того времени. Известно, что несколько «Комет» в 1920-е годы летали на внутренних маршрутах Советского Союза. 



Самолет «Дорнье Комета II» в одном из музеев Германии
С тех пор авиация прочно вошла в историю города Глазова. 

Спустя два месяца ОДВФ было переименовано в Авиахим, который в 1927 году вошел в общесоюзный Союз обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству (Осоавиахим). 

В Глазове успешно работало местное отделение Осоавиахима. Известно, что с 1933 до 1935 годы глазовское отделение общества располагалось в здании закрытой Георгиевской церкви на Красной площади. Там молодежь города и района с увлечением обучалась военному делу, изучала парашюты и материальную часть самолета. Занятия вел инструктор парашютного дела Одинцов. Для прыжков с  парашютом курсанты выезжали в Ижевск и Воткинск.




Значки членов Осоавиахима
Вскоре стоявший по городской площади Свободы Вознесенский храм-колокольня, занятый под пожарную каланчу, был перестроен под 28-метровую парашютную вышку. Как сообщалось в глазовской газете «Ленин сюрес», вышка начала работать в День авиации 18 августа 1935 года. После проведения торжественного митинга первый прыжок с бывшего храма совершил  инструктор по парашютному делу Салтыков. По словам местного журналиста, в этот день сразу 30 человек спустилось с вышки  с парашютом.



Вознесенская церковь на площади Свободы города Глазов.,
переделанная под парашютную вышку.
1935 год
Прыгали с колокольни не только спортсмены, но и все желающие. Но вышкой Вознесенская колокольня прослужила недолго. Спустя всего год, под предлогом «добычи стройматериалов», в которых была тогда большая нужда, храм вместе с еще двумя церквями Глазова был снесен до основания. 



Комсомолец на самолет! Плакат 1920-1930-х годов
Около 30 летчиков были подготовлены на курсах глазовского клуба Осоавиахима. Двое из них − Александр Пряженников и Аркадий Логинов − в годы Великой Отечественной войны удостоились высокого звания Героя Советского Союза. 
 
На южной окраине города был устроен аэродром, представлявший собой ровную площадку, огражденную невысоким заборчиком. На нем приземлялись легкие самолеты Ан-2, доставлявшие почту, грузы и немногочисленных пассажиров. Теперь район бывшего аэродрома застроен частными домиками и промышленными предприятиями. Но в память о том, что Южный поселок когда-то принимал самолеты, эту часть города по-прежнему так и называют: Аэродром. 



Глазовские парашютисты. Фото из газеты «Красное знамя». 17 августа 1971 года
Существовала еще одна отдельная площадка у городского кладбища по Ярскому тракту, в сторону Сыги, предназначенная для самолетов, привозивших медикаменты. Еще в 1970-1980-е годы на том поле тренировались команды парашютистов из Глазова и Ижевска, занимавшихся по линии ДОСААФ − преемника Осоавиахима.

И в наши дни мечта о небе не оставляет многих глазовчан. Более полутора десятка лет в городе существовало маленькое общество парапланеристов, поднимающихся в воздух на параплане − спортивном парашюте, предназначенном для горизонтального полёта. До недавнего времени со склона горы Солдырь, подхваченные ветром, на ярко окрашенных куполах взлетали в небо наследники глазовских крестьян и горожан, с восторгом бежавших вслед за агитсамолетом в тот памятный холодный мартовский день 1925 года. 

08.04.2020
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.

👁 868

Вверх