Судьба смотрителя Глазовского духовного училища Депутат IV Государственной думы Николай Васильевич Жилин

В начале ХХI века имя Николая Жилина мало что говорит жителям современного Глазова. Однако столетие назад этот человек пользовался среди глазовцев большой популярностью и уважением, заслужив его неустанными трудами на пользу просвещения и во благо общества. 

Почти треть века Николай Васильевич добросовестно и честно исполнял обязанности смотрителя местного духовного училища. В 1912 году жители Глазова избирают его депутатом IV Государственной думы Российской империи от Вятской губернии. О том, как сложилась судьба Николая Васильевича после революционного 1917 года, долгое время не было известно ничего. Но за последние несколько лет в фондах государственных архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Ижевска и Кирова были обнаружены неизвестные прежде документы, позволившие дополнить и в общих чертах восстановить историю жизни Николая Жилина.



Смотритель Глазовского духовного училища статский советник Н.В. Жилин. 1888 год
(из фондов Глазовского краеведческого музея)
Он появился на свет 28 октября 1850 года (по старому стилю) в семье служителя церкви. Его отец, Василий Иванович Жилин, служил диаконом в селе Тойкино Сарапульского уезда, а в 1874 году был перемещен в село Люк того же уезда. Спустя два года о. Василий уходит из жизни в возрасте 47 лет. Диакона погребли в ограде Петропавловского храма села Люк. 

Вдова Анна Николаевна в 1879 году указом Вятской духовной консистории была определена на должность просфорницы к Спасской церкви села Укан Глазовского уезда, где служила несколько лет. К тому времени один из ее сыновей – Иван – служит в Глазовском полицейском управлении. Одна дочь – Мария – после окончания Глазовской женской прогимназии трудилась учительницей церковно-приходской школы в селе Елово Глазовского уезда, а другая – Александра, согласно Клировой ведомости, числилась «грамотной». 

Еще одни сын – Михаил – после окончания Вятской духовной семинарии учился в Санкт-Петербургской духовной академии, состоял в должности священника церкви при столичном училище глухонемых, а затем служил в храме Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге.

Николай был старшим из детей диакона Василия Жилина. В 1866 году, после окончания Сарапульского духовного училища, он поступает в Вятскую духовную семинарию. Там юноша показывает успехи в учебе и занимает одно из первых мест в списке учеников. В 1872-м Николай Жилин закончил семинарию с аттестатом, где почти по всем предметам стояли оценки «отлично». Он был причислен «к первому разряду с званием студента» и получает направление на учебу в Казанскую духовную академию. 



Казанская духовная академия. Начало XX века
Примерно в это же время Николай Жилин женится на вдове священника села Юкаменского Глазовского уезда Николая Чистякова – Павле Николаевне, дочери чиновника. После свадьбы он удочерил дочь супруги от первого брака – Веру. Впоследствии приемная дочь Николая Васильевича, после окончания Вятского епархиального училища, становится супругой священника села Понино Александра Двинянинова. 

В 1883 году в семье Жилиных родилась дочь Мария. После окончания епархиального женского училища она вышла замуж за доцента Варшавского университета Валентина Овчинникова, Ее муж, сын священника Глазовского уезда, со временем стал известным в России и СССР ученым-правоведом и историком. 

Согласно послужному списку Николая Жилина, «по окончании полного курса наук в Казанской духовной академии по Богословскому отделению в 1876 году, Советом Академии» он был удостоен «степени Кандидата с правом на получение Магистра без предварительного устного испытания и с правом на преподавание в семинарии». 5 июля молодой человек получает диплом, а 15 августа обер-прокурор Св. Синода определил новоиспеченного «академика» на должность преподавателя Св. Писания в Полтавскую духовную семинарию. В Полтаве Николай Васильевич преподает в семинарии еще и французский язык, а в епархиальном женском училище учит девушек педагогике и «русской истории». 



Полтавская духовная семинария. Начало ХХ века
Жилин мог бы остаться до конца своих дней учителем на Украине, Однако 30 апреля 1878 года съезд депутатов Глазовского духовно-училищного округа избирает Николая Васильевича на должность смотрителя местного духовного училища. Учитель Полтавской семинарии был приглашен в Глазов как «уроженец Вятской епархии и человек, известный отчасти духовенству добрыми качествами души и сердца». 14 июня 1878 года епископ Вятский и Слободской Аполлос (Беляев), утвердив решение съезда, назначает Жилина на должность смотрителя.

Согласно Уставу духовных училищ от 14 мая 1867 года, смотритель, помимо учебно-воспитательной части, заведовал «имуществом и зданиями училища» В том числе он отвечал за делопроизводство, составление отчетов по части экономической, заботился о «заготовлении припасов и материалов, а также о производстве работ хозяйственным способом».

Поэтому по приезде в Глазов Николаю Васильевичу сразу же пришлось вплотную заняться идущими уже несколько лет работами по перестройке здания духовного училища. Каменный купеческий дом по улице Преображенской (сейчас – ул. Революции), приобретенный духовно-училищным округом еще в 1872 году, необходимо было расширить и приспособить под учебные нужды.



Перестроенное здание Глазовского  духовного училища. Начало ХХ века
За три года смотрителю удалось возвести с восточной стороны здания училища пристройку длиною в 10 метров и надстроить третий этаж. По случаю успешного окончания строительства съезд глазовского духовно-училищного округа выразил в сентябре 1881 года благодарность Правлению училища и лично Николаю Жилину.



Домовая церковь Глазовского духовного училища. Начало ХХ века
(Фотофонд Центрального государственного архива Кировской области. № 0085).
Особое внимание Николай Васильевич уделил обустройству в перестроенном здании домовой церкви. В начале 1880 года среди духовенства был объявлен сбор пожертвований на храм. Храм устроили в одном из залов училища и освятили 8 декабря 1881 года во имя святого благоверного князя Александра Невского. В сентябре 1888-го супруга смотрителя, Павла Николаевна, «в благодарность за исцеление от тяжкой болезни» пожертвовала училищной церкви копию прославленной Черниговской иконы Божией Матери, ставшую ее главной святыней. В документах 1900 года особо отмечались «благолепие» и «образцовая чистота» храма, «религиозная настроенность» Н.В. Жилина и его «особенная заботливость» об училищной церкви.



Один из списков Чудотворной Иконы Божией Матери Черниговской.
В духовном училище учились дети священников и служителей церкви, приезжавшие со всех волостей Глазовского уезда. В Глазове Николай Васильевич преподает катехизис и церковный устав. Кроме того, время от времени он вел уроки греческого и русского языка. Смотритель Жилин также состоял членом уездного отделения Училищного Совета и «Попечительства детских приютов учреждений Императрицы Марии», и был казначеем Глазовской уездной библиотеки.



Учебный кабинет в Глазовском духовном училище. 1913 год
(из фондов Российского государственного исторического архива)
Как свидетельствуют документы, Николай Васильевич успешно справлялся со своими обязанностями. В 1898 году глазовские священники даже похвалили постный стол учеников училища, «когда из простых припасов: картофеля, моркови, свеклы, лука и проч. приготовляется ежедневно вкусный и сытный обед». Особо отметили и «особенную внимательность к хозяйству до мельчайших подробностей г. Смотрителя училища» и объявили ему «глубочайшую признательность ... за отеческую заботливость о вверенном ему училище». 



Ученическая столовая Глазовского духовного училища. 1913 год
(из фондов Российского государственного исторического архива)
Как писали в 1903 году «Вятские епархиальные ведомости», за четверть века неустанного труда в Глазове Николай Жилин сполна «сумел оправдать надежды и доверие своих избирателей, служа самоотверженно и плодотворно... Полное искоренение остатков грубости и бурсачества, которое еще доживало свой век в начале его служения, и замена его благоприличием и воспитанностью; соответственная постановка учебно-воспитательного дела, улучшение материального положения - пищи, одежды, помещения учащихся, ... благоукрашение домовой церкви при училище: вот главные предметы забот и попечений неустанного, честного труженика...» Особенно отмечали такие черты характера Николая Васильевича, как гуманность, искренность и неподдельная религиозность, «отличающая всю его семью... Благожелательность, взаимность и добрый совет между начальником училища и представителями духовенства за все время его служения не омрачалось серьезными разногласиями, спорами и недоразумениями...». 



Смотритель Глазовского духовного училища статский советник Н.В. Жилин
К концу 1880-х годов духовенство Глазовского уезда снова поднимает вопрос о необходимости расширения здания училища, которое все еще оставалось «маловместительным» и неудобным. Правление учебного заведения начинает собирать капитал для новой перестройки училища. Строительство нового корпуса началось в 1903 году. Был проведен водопровод, «в изобилии снабдивший училище свежей водой». Полностью краснокирпичный трехэтажный корпус училища был закончен к сентябрю 1905 года. Делегаты-священники окружного съезда с удовлетворением отметили, что «новое училищное здание устроено вполне удобно и просторно, и света во всех училищных помещениях много».



Глазовское духовное училище. 1905-1913 годы
(из фондов Национального Музея Удмуртской Республики, № 24362-УРМ)
На верхнем этаже устроили новую училищную домовую церковь. Храм освятили в 1905 году в честь Черниговской иконы Божией Матери, чей список был пожертвован Жилиными. На крыше здания была возведена одноярусная колокольня с колоколом в 12 пудов и деревянным куполом, увенчанным крестом.



Церковь Черниговской иконы Божией Матери при Глазовском духовном училище. 1913 год
(из фондов Российского государственного исторического архива)



Новое здание Глазовского духовного училища. Начало ХХ века. Фотограф П.А. Молчанов
За свою образцовую службу Николай Васильевич удостоился нескольких орденов Российской империи. В 1888 году он получает высокий чин статского советника и звание личного дворянина. В 1900 году «за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковных школ Глазовского уезда» Училищный совет Св. Синода наградил его Библией.

1 июня 1901 года Н.В. Жилин избирается членом Комитета только что учрежденного Глазовского попечительства о народной трезвости. Задачей общества были антиалкогольная пропаганда и организация библиотек, чайных и столовых в уезде, проведение народных чтений и культурного досуга, способного отвлечь население от пьянства.



Торжества в городе Глазов по случаю 100-летия Бородинского сражения. Август 1912 года
В 1912 году Глазовское попечительство о народной трезвости берет на себя все расходы и заботы по организации торжества по случаю столетнего юбилея войны 1812 года с Наполеоном. 26 августа ‒ в день Бородинской битвы в городе проходит большой праздник. Помимо богослужений, в тот же день в Глазове состоялось торжество открытия памятника-бюста императору Александру II, прошли чтения в учебных заведениях, военный парад и народные гуляния. 

В марте 1911 года в здании духовного училища проходит годичное собрание членов Переводческой комиссии 4-го благочиннического округа Глазовского уезда, Задачей комиссии был перевод религиозных текстов и молитв на удмуртский язык и распространение их среди инородческого населения. «В свободное от своих учебных занятий время» смотритель Жилин, «являясь на заседание, принимал живое участие, в особенности при проверке переводов, в разъяснении тех или других догматических учений христианской церкви».

В 1912 году в Вятской губернии широко отмечалась трехсотлетняя годовщина со дня кончины св. преподобного Трифона, Вятского Чудотворца. К этой значимой дате смотритель Жилин составил краткое житие святого. Книжка Николая Васильевича была напечатана на средства Вятского Свято-Трифоновского монастыря и «разошлась в весьма большом количестве экземпляров».
 
В смутное время первой русской революции, 13 декабря 1906 года, в Глазове было учреждено первое в Вятской губернии отделение черносотенного Союза Русского народа. Николай Жилин, будучи по убеждениям консерватором и монархистом, становится его председателем. Глазовское отделение Союза имело книжный склад при уездной духовной библиотеке-читальне и выдвигало кандидатов-священников на важные общественные посты. 



Первая страница номера газеты «Глазовская речь» от 14 сентября 1912 года
В 1912 году отделение Союза Русского народа в Глазове начал издавать газету «Глазовская речь» – одно из самих первых печатных изданий города. Газета, помимо рассказа о различных событиях и происшествиях в городе и уезде, особое внимание уделяла проходившим в Вятской губернии выборам в IV Государственную думу. Всего в свет успело выйти шесть номеров. Первый был напечатан 29 июля 1912 года, последний – в январе 1913-го.

В 1912 году смотритель Глазовского духовного училища, ставший к тому времени вдовцом, активно участвует в избирательной кампании в Государственную Думу. Николай Васильевич выступал за то, чтобы депутатами законодательного собрания Российской империи были избраны не кандидаты от левых партий, а представители духовенства и «правой части общества», которым необходимо поддерживать друг друга. 
 
В рапорте глазовского исправника отмечалось: «В обществе Николай Васильевич Жилин пользуется почетом и уважением. Пред выборами в Государственную Думу устраивал предвыборные собрания, где выставлял свою кандидатуру, предвыборной агитации им устраиваемо не было, по политическим убеждениям принадлежит к партии правых. Имущества в городе Глазове не имеет». 4 октября 1912 года съезд городских избирателей по 2-й курии от города и уезда избрал смотрителя духовного училища выборщиком по 2-му съезду избирателей Глазова. При этом особо подчеркивалось, что Николай Жилин – «националист, знает нужды своего края, ... и способен принести пользу Отчеству...». 



Депутат IV Государственной думы от Вятской губернии Николай Жилин
Как жаловалась левая газета «Вятская речь», в ходе избирательной кампании в Глазове полиция не позволяла «унижать уважаемого в городе Н.В. Жилина» и критиковать его платформу. На одном предвыборном собрании полицейский даже произнес речь, «в которой заявил, что и он разделяет взгляды Жилина и считает, что государство опирается на дворянство, духовенство и православный народ». 25 октября 1912 года Николай Жилин, после изнурительной борьбы с приехавшим из Санкт-Петербурга кандидатом от левых Душечкиным, с небольшим перевесом – 186 голосов против 162-х – был избран депутатом IV Государственной думы от Вятской губернии. 8 ноября глазовцы проводили Николая Васильевича в столицу на новое место службы.



Таврический дворец, где проходили заседания Государственной думы
В Государственной Думе депутат Жилин входил в фракцию правых. Был членом различных комиссий: по народному образованию, редакционной, о путях сообщения, по военным и морским делам, о мерах к прекращению ненормального вздорожания предметов первой необходимости, по рабочему вопросу. В 1913 году он вступил в Русское собрание, а год спустя становится членом-учредителем Всероссийского Филаретовского общества народного образования.

После Февральской революции 1917 года Николай Васильевич покидает Таврический дворец. Наступали совсем другие времена... 



Зал заседаний Государственной думы
В мае левые партии – эсеры и большевики – созвали в Глазове первый уездный Крестьянский съезд. На утреннем заседании 17 мая, по инициативе студента Есипова, члена временного комитета по организации Советов крестьянских депутатов, собравшиеся постановили отправить в Государственную думу телеграмму о том, что съезд «не считает депутата Н.В. Жилина представителем населения Глазова и Глазовского уезда, требует лишить его звания депутата и не выдавать ему депутатского жалования». Как отмечалось в протоколе съезда, это «предложение при громких аплодисментах» было принято «единогласно».
 
В 1917 году Николай Васильевич, вернувшись в Глазовский уезд, поселился в селе Понино в 18 верстах от Глазова, в семье приемной дочери Веры – супруги местного священника Александра Двинянинова. В марте 1918-го недавний депутат Государственной думы грустно писал налоговому инспектору Глазовского уезда: 
 
«С сентября 1917 г., вследствие расстройства финансов Республики, я не получаю пенсии, и на 1918-й год нет ее ассигновки. С ноября я не получаю содержание по должности члена Госуд. Думы, т. к. Гос. дума упразднена в Октябре. 1917 г. 



Депутат IV Государственной думы от Вятской губернии Николай Жилин
(из альбома 1913 года)
Не имею никаких источников дохода, кроме указанных и в 1917 г. полученных оттуда средств. И в текущем году Республика оставила меня без всяких решительно средств. Если бы не призрели меня родственники, то я должен бы был умирать с голода, или просить милостыню. Указывая на это печальное положение, прошу совершенно освободить меня от уплаты подоходного налога, или возвратить мою пенсию за 35 лет службы...».

15/28 февраля 1918 года на заседании Святейшего Синода под председательством Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, был рассмотрен «составленный б. смотрителем Глазовского духовного училища Н. Жилиным акафист Божией Матери». Было решено: «передать для рассмотрения в Богослужебный отдел Священного Собора».



Троицкая церковь села Понино. Начало ХХ века
(Фотофонд Центрального государственного архива Кировской области. № 0113)
Бывшему смотрителю училища посчастливилось пережить кровопролитные сражения гражданской войны, гремевшие в 1919 году вокруг села Понино. В 1924 году Николай Васильевич, которому к тому времени уже исполнилось 75 лет, по-прежнему оставался в доме дочери. Вместе со стариком на попечении бездетных супругов Двиняниновых жили приемные внучки – сестры Анастасия и Юлия Максимовы.
 
В феврале 1930 года, в жестокую эпоху коллективизации, священник села Понино Петр Крекнин был раскулачен «за неуплату» тракторного займа. Пенинский сельсовет изъял его дом и все имущество: «постель, белье, мебель, посуду и т.д.». Следует полагать, что такая горькая участь не миновала и семью настоятеля Троицкой церкви о. Александра. Известно только, что в одно и то же время и Крекнины, и Двиняниновы были вынуждены покинуть Понино и переехать в Глазов. Семьи священников поселились в небольшом двухэтажном деревянном доме недалеко от площади Свободы.

Как очевидно, раскулачивание, унижения и бегство в город не прошли даром для Николая Васильевича. Этих испытаний старик, чей возраст к тому времени перевалил за 80, пережить не смог. Согласно сведениям Управления ЗАГС Администрации г. Глазова Удмуртской Республики, «Жилин Николай Васильевич, русский, вдовый, возраст 81 год, безработный, проживающий по адресу: Глазов, улица Красная, дом 2, скончался 16 марта 1931 года от крупозного воспаления легких». 



Второй корпус Глазовского государственного педагогического института. 2015 год
Единственное, что в Глазове напоминает сейчас о том незаурядном человеке, это два корпуса бывшего духовного училища, построенные хлопотами и усилиями смотрителя Николая Жилина и глазовского духовенства. В наши дни в этих зданиях разместились педагогический и музыкальный факультеты, а также Учебно-методический центр истории педагогического института.
05.02.2020
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.

👁 824

Вверх