В начале ХХI века имя Николая Жилина мало что говорит жителям современного Глазова. Однако столетие назад этот человек пользовался среди глазовцев большой популярностью и уважением, заслужив его неустанными трудами на пользу просвещения и во благо общества.
Почти треть века Николай Васильевич добросовестно и честно исполнял обязанности смотрителя местного духовного училища. В 1912 году жители Глазова избирают его депутатом IV Государственной думы Российской империи от Вятской губернии. О том, как сложилась судьба Николая Васильевича после революционного 1917 года, долгое время не было известно ничего. Но за последние несколько лет в фондах государственных архивов и библиотек Санкт-Петербурга, Ижевска и Кирова были обнаружены неизвестные прежде документы, позволившие дополнить и в общих чертах восстановить историю жизни Николая Жилина.
|
|
|
Смотритель Глазовского духовного училища статский советник Н.В. Жилин. 1888 год (из фондов Глазовского краеведческого музея) |
Он появился на свет 28 октября 1850 года (по старому стилю) в семье служителя церкви. Его отец, Василий Иванович Жилин, служил диаконом в селе Тойкино Сарапульского уезда, а в 1874 году был перемещен в село Люк того же уезда. Спустя два года о. Василий уходит из жизни в возрасте 47 лет. Диакона погребли в ограде Петропавловского храма села Люк.
Вдова Анна Николаевна в 1879 году указом Вятской духовной консистории была определена на должность просфорницы к Спасской церкви села Укан Глазовского уезда, где служила несколько лет. К тому времени один из ее сыновей – Иван – служит в Глазовском полицейском управлении. Одна дочь – Мария – после окончания Глазовской женской прогимназии трудилась учительницей церковно-приходской школы в селе Елово Глазовского уезда, а другая – Александра, согласно Клировой ведомости, числилась «грамотной».
Еще одни сын – Михаил – после окончания Вятской духовной семинарии учился в Санкт-Петербургской духовной академии, состоял в должности священника церкви при столичном училище глухонемых, а затем служил в храме Николаевского кавалерийского училища в Санкт-Петербурге.
Николай был старшим из детей диакона Василия Жилина. В 1866 году, после окончания Сарапульского духовного училища, он поступает в Вятскую духовную семинарию. Там юноша показывает успехи в учебе и занимает одно из первых мест в списке учеников. В 1872-м Николай Жилин закончил семинарию с аттестатом, где почти по всем предметам стояли оценки «отлично». Он был причислен «к первому разряду с званием студента» и получает направление на учебу в Казанскую духовную академию.
|
|
|
Казанская духовная академия. Начало XX века |
Примерно в это же время Николай Жилин женится на вдове священника села Юкаменского Глазовского уезда Николая Чистякова – Павле Николаевне, дочери чиновника. После свадьбы он удочерил дочь супруги от первого брака – Веру. Впоследствии приемная дочь Николая Васильевича, после окончания Вятского епархиального училища, становится супругой священника села Понино Александра Двинянинова.
В 1883 году в семье Жилиных родилась дочь Мария. После окончания епархиального женского училища она вышла замуж за доцента Варшавского университета Валентина Овчинникова, Ее муж, сын священника Глазовского уезда, со временем стал известным в России и СССР ученым-правоведом и историком.
Согласно послужному списку Николая Жилина, «по окончании полного курса наук в Казанской духовной академии по Богословскому отделению в 1876 году, Советом Академии» он был удостоен «степени Кандидата с правом на получение Магистра без предварительного устного испытания и с правом на преподавание в семинарии». 5 июля молодой человек получает диплом, а 15 августа обер-прокурор Св. Синода определил новоиспеченного «академика» на должность преподавателя Св. Писания в Полтавскую духовную семинарию. В Полтаве Николай Васильевич преподает в семинарии еще и французский язык, а в епархиальном женском училище учит девушек педагогике и «русской истории».
|
|
|
Полтавская духовная семинария. Начало ХХ века |
Жилин мог бы остаться до конца своих дней учителем на Украине, Однако 30 апреля 1878 года съезд депутатов Глазовского духовно-училищного округа избирает Николая Васильевича на должность смотрителя местного духовного училища. Учитель Полтавской семинарии был приглашен в Глазов как «уроженец Вятской епархии и человек, известный отчасти духовенству добрыми качествами души и сердца». 14 июня 1878 года епископ Вятский и Слободской Аполлос (Беляев), утвердив решение съезда, назначает Жилина на должность смотрителя.
Согласно Уставу духовных училищ от 14 мая 1867 года, смотритель, помимо учебно-воспитательной части, заведовал «имуществом и зданиями училища» В том числе он отвечал за делопроизводство, составление отчетов по части экономической, заботился о «заготовлении припасов и материалов, а также о производстве работ хозяйственным способом».
Поэтому по приезде в Глазов Николаю Васильевичу сразу же пришлось вплотную заняться идущими уже несколько лет работами по перестройке здания духовного училища. Каменный купеческий дом по улице Преображенской (сейчас – ул. Революции), приобретенный духовно-училищным округом еще в 1872 году, необходимо было расширить и приспособить под учебные нужды.
|
|
|
Перестроенное здание Глазовского духовного училища. Начало ХХ века |
За три года смотрителю удалось возвести с восточной стороны здания училища пристройку длиною в 10 метров и надстроить третий этаж. По случаю успешного окончания строительства съезд глазовского духовно-училищного округа выразил в сентябре 1881 года благодарность Правлению училища и лично Николаю Жилину.
|
|
|
Домовая церковь Глазовского духовного училища. Начало ХХ века (Фотофонд Центрального государственного архива Кировской области. № 0085). |
Особое внимание Николай Васильевич уделил обустройству в перестроенном здании домовой церкви. В начале 1880 года среди духовенства был объявлен сбор пожертвований на храм. Храм устроили в одном из залов училища и освятили 8 декабря 1881 года во имя святого благоверного князя Александра Невского. В сентябре 1888-го супруга смотрителя, Павла Николаевна, «в благодарность за исцеление от тяжкой болезни» пожертвовала училищной церкви копию прославленной Черниговской иконы Божией Матери, ставшую ее главной святыней. В документах 1900 года особо отмечались «благолепие» и «образцовая чистота» храма, «религиозная настроенность» Н.В. Жилина и его «особенная заботливость» об училищной церкви.
|
|
|
Один из списков Чудотворной Иконы Божией Матери Черниговской. |
В духовном училище учились дети священников и служителей церкви, приезжавшие со всех волостей Глазовского уезда. В Глазове Николай Васильевич преподает катехизис и церковный устав. Кроме того, время от времени он вел уроки греческого и русского языка. Смотритель Жилин также состоял членом уездного отделения Училищного Совета и «Попечительства детских приютов учреждений Императрицы Марии», и был казначеем Глазовской уездной библиотеки.
|
|
|
Учебный кабинет в Глазовском духовном училище. 1913 год (из фондов Российского государственного исторического архива) |
Как свидетельствуют документы, Николай Васильевич успешно справлялся со своими обязанностями. В 1898 году глазовские священники даже похвалили постный стол учеников училища, «когда из простых припасов: картофеля, моркови, свеклы, лука и проч. приготовляется ежедневно вкусный и сытный обед». Особо отметили и «особенную внимательность к хозяйству до мельчайших подробностей г. Смотрителя училища» и объявили ему «глубочайшую признательность ... за отеческую заботливость о вверенном ему училище».
|
|
|
Ученическая столовая Глазовского духовного училища. 1913 год (из фондов Российского государственного исторического архива) |
Как писали в 1903 году «Вятские епархиальные ведомости», за четверть века неустанного труда в Глазове Николай Жилин сполна «сумел оправдать надежды и доверие своих избирателей, служа самоотверженно и плодотворно... Полное искоренение остатков грубости и бурсачества, которое еще доживало свой век в начале его служения, и замена его благоприличием и воспитанностью; соответственная постановка учебно-воспитательного дела, улучшение материального положения - пищи, одежды, помещения учащихся, ... благоукрашение домовой церкви при училище: вот главные предметы забот и попечений неустанного, честного труженика...» Особенно отмечали такие черты характера Николая Васильевича, как гуманность, искренность и неподдельная религиозность, «отличающая всю его семью... Благожелательность, взаимность и добрый совет между начальником училища и представителями духовенства за все время его служения не омрачалось серьезными разногласиями, спорами и недоразумениями...».
|
|
|
Смотритель Глазовского духовного училища статский советник Н.В. Жилин |
К концу 1880-х годов духовенство Глазовского уезда снова поднимает вопрос о необходимости расширения здания училища, которое все еще оставалось «маловместительным» и неудобным. Правление учебного заведения начинает собирать капитал для новой перестройки училища. Строительство нового корпуса началось в 1903 году. Был проведен водопровод, «в изобилии снабдивший училище свежей водой». Полностью краснокирпичный трехэтажный корпус училища был закончен к сентябрю 1905 года. Делегаты-священники окружного съезда с удовлетворением отметили, что «новое училищное здание устроено вполне удобно и просторно, и света во всех училищных помещениях много».
|
|
|
Глазовское духовное училище. 1905-1913 годы (из фондов Национального Музея Удмуртской Республики, № 24362-УРМ) |
На верхнем этаже устроили новую училищную домовую церковь. Храм освятили в 1905 году в честь Черниговской иконы Божией Матери, чей список был пожертвован Жилиными. На крыше здания была возведена одноярусная колокольня с колоколом в 12 пудов и деревянным куполом, увенчанным крестом.
|
|
|
Церковь Черниговской иконы Божией Матери при Глазовском духовном училище. 1913 год (из фондов Российского государственного исторического архива) |
|
|
|
Новое здание Глазовского духовного училища. Начало ХХ века. Фотограф П.А. Молчанов |
За свою образцовую службу Николай Васильевич удостоился нескольких орденов Российской империи. В 1888 году он получает высокий чин статского советника и звание личного дворянина. В 1900 году «за особое усердие и ревность в деле благоустройства церковных школ Глазовского уезда» Училищный совет Св. Синода наградил его Библией.
1 июня 1901 года Н.В. Жилин избирается членом Комитета только что учрежденного Глазовского попечительства о народной трезвости. Задачей общества были антиалкогольная пропаганда и организация библиотек, чайных и столовых в уезде, проведение народных чтений и культурного досуга, способного отвлечь население от пьянства.
|
|
|
Торжества в городе Глазов по случаю 100-летия Бородинского сражения. Август 1912 года |
В 1912 году Глазовское попечительство о народной трезвости берет на себя все расходы и заботы по организации торжества по случаю столетнего юбилея войны 1812 года с Наполеоном. 26 августа ‒ в день Бородинской битвы в городе проходит большой праздник. Помимо богослужений, в тот же день в Глазове состоялось торжество открытия памятника-бюста императору Александру II, прошли чтения в учебных заведениях, военный парад и народные гуляния.
В марте 1911 года в здании духовного училища проходит годичное собрание членов Переводческой комиссии 4-го благочиннического округа Глазовского уезда, Задачей комиссии был перевод религиозных текстов и молитв на удмуртский язык и распространение их среди инородческого населения. «В свободное от своих учебных занятий время» смотритель Жилин, «являясь на заседание, принимал живое участие, в особенности при проверке переводов, в разъяснении тех или других догматических учений христианской церкви».
В 1912 году в Вятской губернии широко отмечалась трехсотлетняя годовщина со дня кончины св. преподобного Трифона, Вятского Чудотворца. К этой значимой дате смотритель Жилин составил краткое житие святого. Книжка Николая Васильевича была напечатана на средства Вятского Свято-Трифоновского монастыря и «разошлась в весьма большом количестве экземпляров».
В смутное время первой русской революции, 13 декабря 1906 года, в Глазове было учреждено первое в Вятской губернии отделение черносотенного Союза Русского народа. Николай Жилин, будучи по убеждениям консерватором и монархистом, становится его председателем. Глазовское отделение Союза имело книжный склад при уездной духовной библиотеке-читальне и выдвигало кандидатов-священников на важные общественные посты.
|
|
|
Первая страница номера газеты «Глазовская речь» от 14 сентября 1912 года |
В 1912 году отделение Союза Русского народа в Глазове начал издавать газету «Глазовская речь» – одно из самих первых печатных изданий города. Газета, помимо рассказа о различных событиях и происшествиях в городе и уезде, особое внимание уделяла проходившим в Вятской губернии выборам в IV Государственную думу. Всего в свет успело выйти шесть номеров. Первый был напечатан 29 июля 1912 года, последний – в январе 1913-го.
В 1912 году смотритель Глазовского духовного училища, ставший к тому времени вдовцом, активно участвует в избирательной кампании в Государственную Думу. Николай Васильевич выступал за то, чтобы депутатами законодательного собрания Российской империи были избраны не кандидаты от левых партий, а представители духовенства и «правой части общества», которым необходимо поддерживать друг друга.
В рапорте глазовского исправника отмечалось: «В обществе Николай Васильевич Жилин пользуется почетом и уважением. Пред выборами в Государственную Думу устраивал предвыборные собрания, где выставлял свою кандидатуру, предвыборной агитации им устраиваемо не было, по политическим убеждениям принадлежит к партии правых. Имущества в городе Глазове не имеет». 4 октября 1912 года съезд городских избирателей по 2-й курии от города и уезда избрал смотрителя духовного училища выборщиком по 2-му съезду избирателей Глазова. При этом особо подчеркивалось, что Николай Жилин – «националист, знает нужды своего края, ... и способен принести пользу Отчеству...».
|
|
|
Депутат IV Государственной думы от Вятской губернии Николай Жилин |
Как жаловалась левая газета «Вятская речь», в ходе избирательной кампании в Глазове полиция не позволяла «унижать уважаемого в городе Н.В. Жилина» и критиковать его платформу. На одном предвыборном собрании полицейский даже произнес речь, «в которой заявил, что и он разделяет взгляды Жилина и считает, что государство опирается на дворянство, духовенство и православный народ». 25 октября 1912 года Николай Жилин, после изнурительной борьбы с приехавшим из Санкт-Петербурга кандидатом от левых Душечкиным, с небольшим перевесом – 186 голосов против 162-х – был избран депутатом IV Государственной думы от Вятской губернии. 8 ноября глазовцы проводили Николая Васильевича в столицу на новое место службы.
|
|
|
Таврический дворец, где проходили заседания Государственной думы |
В Государственной Думе депутат Жилин входил в фракцию правых. Был членом различных комиссий: по народному образованию, редакционной, о путях сообщения, по военным и морским делам, о мерах к прекращению ненормального вздорожания предметов первой необходимости, по рабочему вопросу. В 1913 году он вступил в Русское собрание, а год спустя становится членом-учредителем Всероссийского Филаретовского общества народного образования.
После Февральской революции 1917 года Николай Васильевич покидает Таврический дворец. Наступали совсем другие времена...
|
|
|
Зал заседаний Государственной думы |
В мае левые партии – эсеры и большевики – созвали в Глазове первый уездный Крестьянский съезд. На утреннем заседании 17 мая, по инициативе студента Есипова, члена временного комитета по организации Советов крестьянских депутатов, собравшиеся постановили отправить в Государственную думу телеграмму о том, что съезд «не считает депутата Н.В. Жилина представителем населения Глазова и Глазовского уезда, требует лишить его звания депутата и не выдавать ему депутатского жалования». Как отмечалось в протоколе съезда, это «предложение при громких аплодисментах» было принято «единогласно».
В 1917 году Николай Васильевич, вернувшись в Глазовский уезд, поселился в селе Понино в 18 верстах от Глазова, в семье приемной дочери Веры – супруги местного священника Александра Двинянинова. В марте 1918-го недавний депутат Государственной думы грустно писал налоговому инспектору Глазовского уезда:
«С сентября 1917 г., вследствие расстройства финансов Республики, я не получаю пенсии, и на 1918-й год нет ее ассигновки. С ноября я не получаю содержание по должности члена Госуд. Думы, т. к. Гос. дума упразднена в Октябре. 1917 г.
|
|
|
Депутат IV Государственной думы от Вятской губернии Николай Жилин (из альбома 1913 года) |
Не имею никаких источников дохода, кроме указанных и в 1917 г. полученных оттуда средств. И в текущем году Республика оставила меня без всяких решительно средств. Если бы не призрели меня родственники, то я должен бы был умирать с голода, или просить милостыню. Указывая на это печальное положение, прошу совершенно освободить меня от уплаты подоходного налога, или возвратить мою пенсию за 35 лет службы...».
15/28 февраля 1918 года на заседании Святейшего Синода под председательством Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, был рассмотрен «составленный б. смотрителем Глазовского духовного училища Н. Жилиным акафист Божией Матери». Было решено: «передать для рассмотрения в Богослужебный отдел Священного Собора».
|
|
|
Троицкая церковь села Понино. Начало ХХ века (Фотофонд Центрального государственного архива Кировской области. № 0113) |
Бывшему смотрителю училища посчастливилось пережить кровопролитные сражения гражданской войны, гремевшие в 1919 году вокруг села Понино. В 1924 году Николай Васильевич, которому к тому времени уже исполнилось 75 лет, по-прежнему оставался в доме дочери. Вместе со стариком на попечении бездетных супругов Двиняниновых жили приемные внучки – сестры Анастасия и Юлия Максимовы.
В феврале 1930 года, в жестокую эпоху коллективизации, священник села Понино Петр Крекнин был раскулачен «за неуплату» тракторного займа. Пенинский сельсовет изъял его дом и все имущество: «постель, белье, мебель, посуду и т.д.». Следует полагать, что такая горькая участь не миновала и семью настоятеля Троицкой церкви о. Александра. Известно только, что в одно и то же время и Крекнины, и Двиняниновы были вынуждены покинуть Понино и переехать в Глазов. Семьи священников поселились в небольшом двухэтажном деревянном доме недалеко от площади Свободы.
Как очевидно, раскулачивание, унижения и бегство в город не прошли даром для Николая Васильевича. Этих испытаний старик, чей возраст к тому времени перевалил за 80, пережить не смог. Согласно сведениям Управления ЗАГС Администрации г. Глазова Удмуртской Республики, «Жилин Николай Васильевич, русский, вдовый, возраст 81 год, безработный, проживающий по адресу: Глазов, улица Красная, дом 2, скончался 16 марта 1931 года от крупозного воспаления легких».
|
|
|
Второй корпус Глазовского государственного педагогического института. 2015 год |
Единственное, что в Глазове напоминает сейчас о том незаурядном человеке, это два корпуса бывшего духовного училища, построенные хлопотами и усилиями смотрителя Николая Жилина и глазовского духовенства. В наши дни в этих зданиях разместились педагогический и музыкальный факультеты, а также Учебно-методический центр истории педагогического института.
05.02.2020
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.