«Свет. Свеча. Светильник»

На протяжении многих столетий человечество стремилось осветить окружающее пространство. Источниками света долгое время служили лучина, свеча, масло, керосин. В XIХстолетии, когда исследование электричества было переведено из научного состояния в практическую плоскость, люди стали использовать для освещения, обогрева и работы механизмов электричество. Выставка «Свет. Свеча. Светильник» знакомит с осветительными приборами из фондов краеведческого музея, в разное время освещавшими дома глазовчан.

Светец.
Железо, ковка.
Вятская губерния, Глазовский уезд,
кон. XIX — нач. XX вв.
Светец.
Железо, ковка.
Вятская губерния, Глазовский уезд,
кон. XIX — нач. XX вв.

Продолжительное время основным источником света являлась лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева. В избе лучину закрепляли в светце — подставке. Металлические светцы в виде вилки ковали в кузницах. Защищая пространство от пожароопасных угольков, под лучину ставили ушат или корытце с водой.
Алтарь Преображенского собора, освещенный свечами.
Глазов, нач. XX в.

Свеча — один из самых первых созданных человечеством искусственных источников света.

На протяжении XIX–XX веков глазовчане пользовались свечами для освещения домашнего пространства.

Зажжённые перед иконой свечи или лампадки, по представлениям верующих, очищают воздух от скверны и дарят божественную благодать.
Подсвечник.
Металл, заводская.
Россия, Вятская губерния, нач. XX в.

Для безопасного и удобного использования свечей был придуман подсвечник. Главное требование к материалу, из которого он выполняется, — огнестойкость, пожаробезопасность.

В России со 2-й пол. XIX в. до 1917 г. работало несколько фабрик, производящих бронзовые и латунные подсвечники. Наиболее известны изделия фабрик купцов Юдиных в Архангельской, Московской и Вятской губерниях.

Канделябр.
Дерево, токарная работа.
УАССР, г. Глазов, 1960-е гг.

Канделябр — подсвечник на несколько свечей. Помимо утилитарных, канделябры выполняли декоративную функцию и становились образцом прикладного искусства.
Канделябр.
Металл, заводская.
СССР, 1960-е гг.

Подсвечники часто становились сувенирами или подарками. Например, этот канделябр в 1960-е годы был куплен в одном из городских магазинов А. Б. Шварц, прибывшей в Глазов в годы Великой Отечественной войны в числе немцев спецпереселенцев с территории Украины. Уезжая в 1996 году на постоянное место жительства в Германию, она оставила подсвечник на память своей соседке.

Подсвечники декоративные «Спокойной ночи» и «Конь».
Металл, заводская.
УАССР, УР, г. Сарапул, 1970 — 1980-е гг.

В 1970-е годы на Сарапульском электрогенераторном заводе (предприятие военно-промышленного комплекса) был освоен выпуск гражданской продукции, в том числе декоративных подсвечников. Литые из бронзово-оловянисто-цинковой смеси, они стоили 5 руб. и пользовались у населения повышенным спросом. Подсвечники не утратили своего бытового назначения, их приобретали «на всякий случай», если вдруг погаснет электрический свет или нужно осветить помещение, где нет электролинии.
Подсвечники.
Цирконий, заводская.
РФ, г. Глазов, 2000-е гг.

Чепецкий механический завод в городе Глазове — единственный в России и крупнейший в мире производитель изделий из циркониевых сплавов для атомной энергетики, химического машиностроения, металлургической промышленности. В конце 1990-х годов, в условиях конверсии, завод наладил производство столовых приборов, бижутерии, сувенирной продукции из циркония и его сплавов. Специальная технология нанесения декоративных анодных покрытий на поверхности металла позволила создавать изделия всевозможных цветов и оттенков. Циркониевые подсвечники стали украшением интерьеров квартир горожан.
Подсвечники для церковной свечи.
Оникс, керамика, заводская.
РФ, 2000-е гг.

Подсвечник из красной глины — изделие ОАО «Керамика-Глазов» (1967 — 2013). Свыше 50 наименований продукции заливной и гончарной керамики изготавливали из местной глины и покрывали черной, коричневой, зеленой, желтой глазурью. Продукция пользовалась большим спросом, поставлялась в Удмуртию, Кировскую и Пермскую области, Санкт-Петербург и Нижний Новгород, вплоть до Хабаровского края и Дальнего Востока.
Слесарная мастерская уездного ремесленного училища.
Вятская губерния, г. Глазов, нач. XX в.

В XIX–XX веках повседневное бытование получила керосиновая лампа — светильник, работающий на основе сгорания керосина. (маслянистой на ощупь горючей смеси жидких углеводородов желтоватого цвета).

Классическая керосиновая лампа состоит из емкости для керосина, горелки, стекла, формирующего воздуховод, металлического каркаса для его защиты и ключа-регулятора светимости фитиля.

Известны многочисленные разновидности фитильных керосиновых ламп — с защитой от пролива керосина, с системой подогрева воздуха для улучшения горения, лампы с отражателями, подвесные, настольные, ветростойкие лампы для уличного применения и др.

В середине XIX– начале XX веков керосин, горелки, фитиль, ламповое стекло глазовчане покупали в лавке купца Г. С. Глотова. Керосин в розлив также продавался в лавке наследников купца О. М. Гырдымова.
Керосиновая лампа была не только предметом освещения, но и украшала домашние интерьеры, являясь произведением декоративно-прикладного искусства. Такие лампы хранились на протяжении долгих лет в семьях глазовчан, переходя от одного поколения к другому.

Керосиновая настольная лампа в стиле модерн.
Металл, заводская.
Австрия, кон. XIX — нач. XX в.

На регуляторе подачи керосина в горелку сохранилось клеймо изготовителя: «GERBRUDER BRUNNER WIEN» (Братья Брюннер Вена). Такие изделия в Россию привозили из Австрии. Легенда этой керосиновой лампы, вернее, резервуара для керосина, утрачена. Можно лишь предположить, что глазовские купцы приобретали их на ярмарках столичных городов и продавали в своих магазинах.

Керосиновая настольная лампа
в стиле модерн со стеклянным резервуаром.
Металл, стекло, заводская.
СССР, Москва, завод «Металламп»,
перв. пол. XX в.

Для керосиновых ламп приспособлялись фарфоровые и стеклянные вазы. В 1880 – 1930-е гг. стеклянные резервуары выпускались на Ключинском хрустальном заводе А.В. Болотина в Тверской губернии (в советские годы – завод «Красный май» Калининской области). Металлические части к ним делались из бронзы и чугуна, а горелки поставляли московский завод «Металламп» и завод концессионного общества «Ян Серковский» в Ленинграде.

Керосиновая настольная лампа в виде головы Кобольда.
Металл, заводская.
Россия, кон. XIX — нач. XX вв.

Кобольд – персонаж английской, немецкой и скандинавской мифологии – это домовой, подземный дух, родственник эльфа и гоблина. Он добродушен, как любой представитель неземного мира, но и может стать коварным, пламя – одна из его ипостасей. Светильники в виде головы домового выпускала немецкая фирма «HugoSchneider» в Лейпциге, основанная в 1863 году как кустарная мастерская, выпускающая механизмы для керосинок. Об этом говорит штамп и надпись на ручке: «SCHNAEIDER. LEIPZIQ». В верхней части резервуара есть еще надпись: «15777 Полярная звезда». Под таким названием мастерские фирмы были запатентованы в России в начале XX в.

Керосиновая лампа настольная с резервуаром
и колпаком из прозрачного стекла.
Стекло, металл, заводская.
СССР, Брянская область, Дятьковская хрустальная фабрика,
1920 — 1930-е гг.

Советская ламповая промышленность продолжила традиции декоративного исполнения ламп и резервуаров. Так, на Дятьковском хрустальном заводе промышленников Мальцовых (1830-е гг.) после национализации стали выпускать стеклянные керосиновые лампы повсеместного бытования.

Керосиновая лампа стенная с подвесом и рефлектором (отражателем).
Металл, стекло, заводская.
СССР, Москва, завод «Металламп», 1920 — 1950-е гг.
Керосиновая лампа настольная.
Металл, стекло, заводская.
СССР, Москва, завод «Металламп», 1950-е гг.

Керосиновые лампы советского производства в городе и сельских поселениях использовались вплоть до 1970-х годов там, где не было стационарной электропроводки. Они не были предметами декоративного искусства, но функциональные обязанности выполняли исправно.

Керосиновая лампа «Летучая мышь».
Металл, стекло, заводская.
СССР, Лысьвенский металлургический завод, 1970-е гг.
Керосиновые фонари «Летучая мышь» - очень надежный, абсолютно безопасный и неприхотливый осветительный прибор.

«Летучая мышь» – это название бренда (Fledermaus) немецкой фирмы Stubgen & Co, которая разработала этот керосиновый светильник и первой стала их производить еще в XIX веке.

В СССР фонарь с 1920-х годов выпускали на Ленинградском заводе металлоизделий. В 1943 году эвакуированный завод наладил производство на Березниковском заводе металлоизделий и Лысьвенском металлургическом заводе Пермского края. На корпусе лампы голубого цвета клеймо: ЛМЗ. Выпуск фонарей на заводе продолжается и сегодня. Керосиновый фонарь незаменим там, где бывают перебои с подачей электричества, где нет возможности провести стационарную электропроводку. А еще ими охотно пользуются охотники и туристы.
Фонарь сигнальный железнодорожный.
Металл, стекло, заводская.
СССР, Оренбургская область, Новосергиевский механический завод, 1952 г.

Железнодорожный фонарь занимает особое место среди керосиновых ламп не только из-за своей конструкции, но и по предназначению. Стеклами разного цвета, устанавливаемыми в рамке фонаря, передавали сигналы поездам. Например, сигнал о переведенной стрелке «с прямого пути на косой» - фонарем с синим светом, для остановки поезда «посреди колеи» - красным. Фонари также использовали для освещения и обозначения места работ на путях. В такой фонарь могли вставлять свечку или небольшую керосинку. На боковой поверхности вытяжного устройства сохранилось клеймо с надписью: «1952 г. НСЕРГИЕВСКАЯ…», означающее дату выпуска изделия и название завода-изготовителя.

В музей фонарь передали из д. Золотарево Глазовского района Удмуртской Республики. Можно предположить, что там он оказался по истечении срока службы на железной дороге.
Фонарик карманный.
Металл, стекло, заводская.
СССР, 1960 – 1970-е гг.

Название «фонарик» было присвоено карманному осветительному прибору, работающему на батарейках. Внутри латунной коробки находится плоский гальванический элемент с двумя язычками, соединение разных полюсов которых создает электрический ток и зажигает маленькую лампочку в 3,5 вольт. В корпус дополнительно вложена запасная лампочка. На коробке прикреплена петля, за которую фонарик можно повесить. Фонарики под плоские батарейки штамповали на многих заводах СССР. Встречаются эмблемы с названием города на корпусе: «Черновцы», «Витебск», «Ленинград». Фонарики были незаменимы в быту, в дороге, в туристских походах. Благодаря недорогой цене – один рубль семь копеек, фонарик пользовался большим спросом у советских детей.
Изобретение лампы накаливания Томасом Эдисоном в 1879 г. дало начало эпохе использования электричества для освещения. Источником света здесь выступала раскаленная вольфрамовая нить, через которую протекал электрический ток.

Сегодня существует огромное разнообразие форм и видов ламп.

Среди них – настольные лампы. Они освещают небольшое пространство, создают гармонию домашнего интерьера и особый уют в комнате.

Настольная лампа.
Металл, стекло, заводская.
Армянская ССР, Ереванский электротехнический завод, 1950-е гг.

Настольная лампа НЭЛ-13.
Металл, стекло, заводская.
СССР, Ленинград, Электроаппаратный завод «ЭАЗ», 1960-е гг.

НЭЛ-13 - популярный в СССР ночник-грибок. Светильник был рассчитан на лампу накаливания 25Вт, однако его часто использовали в качестве настольной лампы, поэтому устанавливали в него лампы на 60 и даже на 100 Вт.
Настольная лампа «Луч».
Металл, заводская.
СССР, Ленинград, ПО «Луч», 1968 г.

Классическая настольная цельнометаллическая лампа «Луч» серии ЛГШ-2 («Лампа с Гибкой Штангой», в просторечии «Лампа Гибкая Школьная»). Гибкая стойка позволяла поворачивать абажур в нужном направлении. Клеймо на донце стойки свидетельствует, что этот экземпляр изготовлен в 1968 г. и предназначен для лампы накаливания в 40 вт. Цена 6 руб.

Лампа изготовлена на Ленинградском производственном объединении «Луч», начавшем свою историю в 1939 г. как кооператив по изготовлению электротехнических приборов.
Настольная лампа с матовым плафоном.
Металл, стекло, заводская.
СССР, 1970 – 1980-е гг.

Лампа принадлежала семье известного глазовчанина – поэта, литературоведа-критика, члена Союза писателей России, кандидата филологических наук, преподавателя, Почетного профессора ГГПИ им. В.Г. Короленко В.В. Захарова (1946 – 2012). Вячеслав Васильевич приобрел лампу в одном из глазовских магазинов. Свет, отражаемый непрозрачным матовым плафоном, создавал особый уют и способствовал творческим размышлениям. Возможно, именно за этой лампой он создал одно из своих знаменитых стихотворений о Глазове, ставшее песней – «Город моей юности» (1982 г.).

Свет стал символом просвещения, знаний, умений, рывком в новое и неизведанное. Человек научился управлять светом и создавал предметы-приспособления для использования естественного света – огня и искусственного электрического света.

Наш быт стремительно меняется, вместе с ним меняются осветительные приборы, предлагая неисчерпаемые возможности для обеспечения уюта и комфорта. Эволюция осветительных приборов далека от завершения, а потому коллекция светильников краеведческого музея будет пополняться и дальше.


Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории
07.12.2022

👁 163

Вверх