Луппов П.Н. Фотопортрет 3 ноября исполнилось 155 лет со дня рождения Павла Николаевича Луппова, выдающегося российского и советского историка, вятского краеведа, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Удмуртской АССР (1945 г.).
Он родился 22 октября (3 ноября) 1867 г. в с. Усть-Чепца Вятской губернии (ныне г. Кирово-Чепецк Кировской области), умер 2 февраля 1949 г. в Ленинграде.
Научное наследие П.Н. Луппова поистине огромно: более чем 500 наименований, хранящихся в архивах, музейных и библиотечных фондах Москвы, Санкт-Петербурга, Ижевска, Кирова и Кирово-Чепецка.
Коллекцию книг и рукописей, собранных на протяжении более чем шестидесяти лет, условно делят на четыре темы: история города Вятки и Вятской губернии, история политической ссылки в Вятский край, история народного просвещения, история Удмуртии и удмуртского народа. Последняя тема освещена в более чем 60 работах. Большое внимание исследователь уделил истории христианизации удмуртов «со времени первых известий» до XIX века. Собрал и опубликовал уникальный комплекс архивных документов по нашумевшему судебному делу (1892–1896 гг.) о мултанских удмуртах, несправедливо обвиненных в человеческом жертвоприношении и оправданных благодаря неравнодушному участию публициста и общественного деятеля В.Г. Короленко и знаменитого российского юриста А.Ф. Кони.
Благодаря трудам П.Н. Луппова читатели узнали о просветительской роли в глазовской глубинке известного в конце XIX в. общественного деятеля В.Е. Чешихина, пребывавшего в Глазове в политической ссылке и организовавшего здесь «Литературно-музыкальное и народообразовательное общество» в дни подготовки к юбилею со дня рождения А.С. Пушкина.
Обложка книги
«Луппов П.Н. Политическая ссылка
в Вятский край. М., 1933» Однако большинству глазовских читателей имя Луппова известно по книге «Документы по истории Удмуртии XV – XVII веков». Книга была издана в Ижевске в 1958 году через девять лет после его смерти. Однако редакторы А.А. Александров, В.Г. Гусев, Р.М. Филимонова совершенно справедливо заключили, что документы, собранные Павлом Николаевичем в архивах Вятки-Кирова, Москвы и Санкт-Петербурга-Ленинграда имеют полное право быть обнародованными. Тем более, что по полноте представленных сведений самого раннего письменного периода жизни и истории нашего края этот список не может сравниться ни с каким иным изданием.
Обложка сборника документов «Документы по истории Удмуртии
XV – XVII веков. Ижевск, 1958»
Из сборника документов мы узнаем о расселении удмуртов, бесермян, татар и русских в северных районах нынешней территории Удмуртии. Многие документы и аналитические статьи Павла Николаевича освещают социально-экономические отношения между народами и государственной властью. Отдельные документы знакомят с некоторыми подробностями присоединения нашего края в составе Вятской земли к Московскому княжеству, далее – Российскому государству.
Один из самых интересных документов – это первое упоминание о нашем городе «Деревня Глазова за рекою Чепцею» датируется 1678 годом. (Кстати, именно с публикации этого документа начинается сборник «Глазов. Документы и материалы. 1678 – 1989 гг.», изданный в 1992 г.). Как известно, история «рождения» любого селения отсчитывается с первого о нем письменного упоминания. Получается, что город в наступающем 2023 году отметит 345-летие со дня рождения!
Деревня впервые попала в перепись селений формирующегося Русского государства и входила в состав Каринской волости Хлыновского уезда. П.Н. Луппов отмечает, что эта Перепись была проведена писцами М. Воейковым и подьячим (помощник писца) Ф. Прокофьевым. Она оценивается как более полная и разносторонняя по сравнению с предыдущими переписями. Исправно отмечалась национальность жителей: удмуртов, татар, бесермян, русских, учитывалось все мужское население, более точно записан возраст опрашиваемых, отмечены родственные отношения членов «тяглых» дворов. Указанные сведения нужны были для взимания подати феодальным государством с каждой податной единицы – двора. (Подать - форма налога денежными и натуральными платежами, отбыванием повинностей в виде доставления конских подвод для транспортировки грузов, укрепления государственных границ – т. н. «засечных черт», строительства городов, несения солдатской службы – т.н. «стрелецкая подать» и множество других весьма обременительных сборов зависимого класса «землепользователей»).
Что же представляла собой деревня Глазова в 1678 году, которая, по мнению краеведов, располагалась в начале современной улицы Первомайской? Имела свое кладбище. А это значит, что деревня, как минимум, существовала уже лет пять – десять
. Кладбище, очевидно, находилось за речкой
Шаешур, впадавшей в Чепцу. Русло речки терялось в лесу, простиравшемся вдоль Чепцы по обеим берегам и еще в XIX в. называемом
шаймы (сегодня – пустырь на углу современных улиц Толстого и К. Маркса).
1. В деревне указаны 12 самостоятельных дворов, т.е. семейных хозяйств, которые платили подворную подать государству один раз в год, напрямую доставляя натуральные продукты и деньги в Новгородскую четь/четверть (Приказ).
2. 11 дворов из них удмуртские.
3. 1 двор принадлежит татарину, но в нем живет удмуртская семья половника. Половник обрабатывал землю хозяина и расплачивался «исполу», т.е. отдавал хозяину половину урожая.
4. В описание каждого тяглого (податного) двора внесено всё мужское население. В итоге в деревне переписаны 66 мужчин и мальчиков. Если хотя бы удвоим это число для обозначения жителей женского пола, получим цифру 132. Получается, что в деревне проживало не менее 130 человек обоего пола.
5. В переписи не указан возраст хозяев дворов и женатых членов семьи. Для переписчиков этот факт не имел значения, потому что податные обязанности двор выполняет независимо от возраста его членов.
6. Указан возраст неженатых взрослых и младших членов мужского пола каждого двора:
Митка 20 лет, Камашко 15 лет, Мамайко 9 лет, Леска 1 ½ году. Эти сведения собирались по расспросам жителей и являются самыми неточными. Дети не знали своего возраста, а взрослые удмурты счет времени вели по-другому. Как известно, в удмуртской традиционной системе летоисчисления линейные отрезки времени, в отличие от циклических, не были тщательно разработаны, и жизнь отдельного человека не всегда конкретизировалась годами
ар, а вмещалась в отрезки
улон (жизнь, жизненный отрезок, судьба)
, вапум, даур, гумыр (в современном удмуртском языке означают век).
7. Возрастные сведения (самому младшему мальчику
Азманко полгода, самому старшему юноше
Алешке 20 лет) позволяют предположить, что население в деревне не старое, вероятно, не старше 40 – 45 лет.
8. Указаны родственные отношения членов двора:
у него дети Асылко да Чюпка; у него ж внук Азманко; у него брат Палдышко. Это было важно, чтобы установить податную способность тягла.
9. Из 12-ти отмеченных фамилий (родовых/семейных имен)
Терехин упоминается в 6-ти дворах,
Посегов/Пасегов – в 2-х дворах,
Ядысев/Едычев – в 2-х дворах, по одной –
Первушин, Аскеитов и
Деветьяров. Можно предположить, что носители фамилий Терехин, Посегов/Пасегов, Ядысев/Едычев являются родственниками в каждой группе фамилий. Разночтение фамилий – результат взаимослышимости носителей разных языков.
10. Свод имен (именник) жителей деревни имеет характерные особенности. Отмечены удмуртские, татарские, русские имена с русским уменьшительным суффиксом «к»:
Падешко, Туктамышко, Будка, Келдыбечко, Андрюшка, Васка, Фетка.11. Вместе с трёхчленной формой имени: имя Личное – имя Отца (с дополнением ~ сын) – имя Деда (в форме фамилии):
Сенка Кузешев сын Терехин отмечена также двухчленная форма: имя Личное – имя Отца (без дополнения ~ сын):
Хадречко Келдышев.
12. Состав 4-х семей:
Почанко Пасегова, Вазиско Терехина, Тукташко Терехина, Удешко Едычева формируется по прямому родству (отец–сын); 2 семьи:
Падешко Посегова и
Балтачко Ядысева – по родству отец–сын–внук; в 2-х семьях:
Будки Терехина и
Туктарко Терехина сложный прямой и боковой состав (отец–сын–брат–племянник); состав отец–сын–брат у
Богдашки Терехина и
Тухтахулко Аскеитова; состав семьи брат–брат–племянник у
Сенки Терехина; одна семья соединена прямым родством (брат–брат), это –
Фетко и Балтачко Первушины. 13. Отмечены социально-экономические отношения жителей деревни: во дворе
татарина Усея Деветьярова живет половник
Тухтахулко Мурзин сын Аскеитов с семьей. Как отмечалось выше, половник – категория феодального зависимого населения. В России эта система существовала c XIV – до первой половины XIX в. Половнические отношения скреплялись договором. Половник, как правило, безземельный и безлошадный крестьянин, брал ссуду у хозяина, на его лошадях пахал его землю, сеял его семена, кормил хозяйский скот. Ежегодно возвращал лучшую половину урожая хозяину и часто не мог порвать с зависимым положением даже после выполнения пунктов договора. В деревне Глазовой указанный половник мог быть переселенцем. Предположение основано, во-первых, на отличающемся от имен других жителей деревни именнике членов данной семьи:
Тухтахулко, Мурзин,Аскеит, Палдышко, Тухтарко, Тухбайко. Во-вторых, детский возраст брата и детей
Тухтахулко (12, 9 лет и 2 года) позволяет считать его самого молодым, в силу каких-то причин оставшимся без земли и вынужденным стать половником.
14. Возможно, возглавляли общину деревни (
бускель) «старейшины»
тöро. Таковыми представляются
Падешко Максимов сын Посегов, Балтачко Ахкузин сын Ядысев, Будка Андреев сын Терехин. Именно их семьи самые многочисленные и самые сложносоставные. А, может, они же когда-то стали инициаторами создания новой деревни?
Итак, благодаря опубликованному П.Н. Лупповым документу мы знаем первожителей деревни Глазова и даже можем предположить, что современная фамилия глазовчан Терехиных и Терешиных имеет вот такую древнюю родословную.
Вместе с тем, документ дает возможность задать еще больше вопросов. Например, почему удмуртская деревня названа по-русски? Почему в названии звучит предлог
за рекой, а не:
по реке, над рекой, у реки?Не имела ли деревня начального этапа существования в форме
починка? Кто основатели деревни или починка Глазова? И еще много, много вопросов задавайте и вы, уважаемые читатели, и ищите на них ответы.
ПЕРВОЕ ПИСЬМЕННОЕ УПОМИНАНИЕ О ДЕРЕВНЕ ГЛАЗОВА И ЕЕ ЖИТЕЛЯХ
– ИЗ ПЕРЕПИСНОЙ КНИГИ КАРИНСКОЙ ВОЛОСТИ ХЛЫНОВСКОГО УЕЗДА
ПИСЦА М. ВОЕЙКОВА И ПОДЬЯЧЕГО Ф. ПРОКОФЬЕВА
1678 г.
Деревня Глазова за рекою Чепцею:
Во дворе Падешко Максимов сын Посегов, у него дети Андрюшка да Терешка, да Чюпашко, да Камайко, женаты; Апачко 10 лет, у Андрюшки дети Васка 6 лет, Родка 3 лет, у Чюпашка дети Ситка 4 лет, Силка 2 лет.
Во дворе Почанко Возисов сын Пасегов, у него дети Алешка да Азманко, женаты.
Во дворе Балтачко Ахкузин сын Ядысев, у него дети Асылко да Чюпка, да Зянкелдейко, женаты, Первушка 12 лет, Сенка 8 лет, у Чюпки дети Аскейко 8 лет, Камайко 1 ½ году, у Зянкелдейка дети Зянкейко 7 лет, Леска 1 ½ году;
Во дворе Будка Андреев сын Терехин, у него братья Шудешко да Келдыбечко, женаты, у Будки дети Юрешко 15 лет, Юлка 14 лет, Алешка 12 лет, Бачка 10 лет, Исайко году, у него ж внук Азманко ½ году, у Шюдешка дети Баженко 9 лет, Первушка 6 лет, Максимко 5 лет, у Келдыбайка сын Левка 2 лет, у них же племянник Хадречко Келдышев 5 лет;
В дворе Сенка Кузешев сын Терехин, у него братья Покчанко да Ялашко женаты, Алешка 20 лет, у Сенки сын Мишка 5 лет, у Покчанка сын Дениско 4 лет;
В дворе Богдашка Асылов сын Терехин, у него братья Митка 20 лет, Камашко 15 лет, Мамайко 9 лет, у Богдашки сын Васка 2 лет;
Во дворе Туктарко Афонасьев сын Терехин, у него брат Шишка 6 лет, у него ж племянники Первушка 4 лет, Бегенейко 3 лет Афонкины дети, у Туктарка сын Сютка 2 лет;
Во дворе Вазиско Карин сын Терехин, у него детей Тухтамышко 8 лет, Юрешко 3 лет;
Во дворе Тукташко Кузешев сын Терехин, у него дети Ситка 8 лет, Бегенейко 5 лет;
Во дворе Удешко Семенов сын Едычев, у него сын Туктамышко женат;
Двор Каринского татарина Усея Деветьярова, а в нем половник его отин Тухтахулко Мурзин сын Аскеитов, у него брат Палдышко 12 лет, у Тухтахулка дети Тухтарко 9 лет, Тухбайко 2 лет;
Во дворе Фетка да Балтачко Афонасьевы дети Первушины женаты.
ИсточникиДокументы по истории Удмуртии XV – XVII веков / Сост. П. Н. Луппов. Ижевск, 1958. – С. 298-299.
Глазов. Документы и материалы. 1678 – 1989 / Под ред. А. А. Тронина. – Ижевск: Удмуртия, 1992. – С. 10-11.
Подлинная переписная книга татарских, бесермянских, чепецких и отяцких деревень и починков в волости Каринской и Закаринском стане переписи Михаила Петровича Воейкова и подьячего Федора Прокофьева // Удмуртское Прикамье по писцовым описаниям и подворным переписям XVII – начала XVIII веков [Электронный ресурс] / автор-сост. Чураков В. С. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2009. – Л. 701 об.-705.
Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории
16.11.2022