Тайны глазовских крестов

Горожане часто обращаются к сотрудникам музея с вопросами краеведческого характера. Нередко вопросы касаются крестов, расположенных в черте города вне храмов и кладбищ. Работа по этим запросам привела нас к историко-религиозному расследованию, результаты которого изложены в статье.

Православные поклонные кресты – монументальные сооружения в виде креста, которые традиционно ставили при закладке города, церкви, монастыря или крепости. В Глазове поклонные кресты установлены на месте разрушенных храмов или в память о важных исторических событиях. В черте города расположено 7 таких объектов:

- в сквере им. В.Г. Короленко;
- у детского сада № 17 (ул. Ленина, 13б);
- по ул. Кирова между Ледовым дворцом спорта и зданием ДДК;
- у «старого» кладбища неподалеку от микрорайонов Птицефабрик и Сыга;
- около следственного изолятора (ул. Молодой Гвардии, 4);
- близ Свято-Преображенского собора;
- слева от моста через Чепцу.

Более ста лет назад улица, известная современному глазовчанину как Короленко, носила название Мясницкой. Здесь находилась площадь, прозванная в народе Красной, на которой в 1902 году построен православный храм, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу. С 1927 года здание Георгиевской церкви использовалось в культурно-просветительских целях, а в 1962 году снесено. В 1975 году на месте храма установили бюст В.Г. Короленко. В апреле 2008 года напротив памятника появился деревянный поклонный крест. Он был поставлен и освящен в дни общероссийского Богородичного крестного хода в память о Свято-Георгиевской церкви – последнем по времени постройки православном храме дореволюционного Глазова.
Поклонный крест в сквере имени В.Г. Короленко
в память о Георгиевской церкви

Только в 1988 году, в празднование 1000-летия крещения Руси, православные глазовчане основали новое культовое здание. Им стала возрожденная Свято-Георгиевская церковь в микрорайоне Сыга, освященная в 1989 году. Неподалеку от неё, у так называемого «старого» кладбища на горе, прозванной местными жителями «лысой», возвышается загадочный металлический крест. Он поставлен здесь в 1992 году на вершине могильного кургана над останками «глазовцев», перенесенных сюда в середине ХХ века с Духовского кладбища.
Поклонный крест на могильном кургане
у старого кладбища

Городское Духовское кладбище находилось на западной окраине уездного Глазова, за Загородной улицей в Покровской слободе. Сейчас на этом месте расположены Ледовый дворец спорта, плавательный бассейн, частично парк культуры и отдыха им. Горького и «сталинки» старого района города. На воротах кладбища, огороженного узорным металлическим забором, висело изречение: «Дорогой прохожий, не топчи мой прах, я у себя дома, а ты у меня в гостях». На территории городского погоста стояла церковь, построенная в середине XIX века. Она имела два престола: «в холодном храме во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов, в приделе теплом во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». И хотя официально кладбищенская церковь являлась Свято-Духовской, «глазовцы» звали её Покровской.

Духовская церковь была разобрана в 1938 году. Сегодня глазовчанам напоминает о ней деревянный Поклонный крест, стоящий рядом с тем местом, где находился когда-то храм. Интересно, что памятный крест установлен в 2008 году немного поодаль: Покровская церковь располагалась там, где сейчас проходит дорога между Ледовым дворцом и Пенсионным фондом. Деревья, которые находятся у мемориала, росли как раз у кладбищенского забора.
Поклонный крест возле Ледового дворца
в память о Духовской церкви

Однако, большая часть запросов горожан касается происхождения и назначения бетонного креста, расположенного у детского сада «Березка» по улице Ленина. Это самый загадочный крест, на нем нет опознавательных надписей и в документах упоминаний о нем не найдено, поэтому пришлось обратиться напрямую к архивариусу Глазовской епархии, известному краеведу Глебу Александровичу Кочину.

Выяснилось, что в 1992 году верующими города Глазова на площади Свободы около спортивной школы установлен бетонный закладной крест как символ того, что на этом месте будет возведён храм. После строительства Свято-Преображенского собора закладной монумент перенесли на улицу Ленина, где он находится по сей день. Место выбрано не случайно – здесь планируется строительство духовно-просветительского центра «Георгиевский».
Закладной крест по ул. Ленина
на месте будущего духовно-просветительского центра

У Свято-Преображенского храма всё же стоит каменный крест – «Хачкар» (в переводе с армянского «хач» - крест, «кар» - камень). Этот памятник армянской культуры представляет собой каменную стелу из красного вулканического туфа с резным изображением креста. Хачкар открыли 5 августа 2017 года на площади Свободы на территории Спасо-Преображенского кафедрального собора в память о геноциде армянского народа 1915 года и жертв Великой Отечественной войны. Армянская святыня является символом дружбы двух народов, объединенных общей историей и религией.
Каменный армянский крест «Хачкар»
у Свято-Преображенского храма

В черте нашего города находятся ещё два креста, вызывающих интерес. Один из них расположен у следственного изолятора. В 1857 – 1871 годах на ул. Никольской (совр. ул. Молодой Гвардии) построен Тюремный замок. В 1872 году для арестантов в замке открылась домовая церковь во имя Архангела Михаила. В память о Свято-Михайловской церкви у южной стены следственного изолятора установлен крест, освященный в сентябре 2010 года.
Поклонный крест у следственного изолятора
в память о Свято-Михайловской церкви

Другой крест расположен слева от моста через Чепцу. Деревянный поклонный мемориал напоминает о глазовчанах, расстрелянных в годы Гражданской войны неподалеку на «вшивой горке». Горка эта находилась на лугах, примерно в 200 метрах от современного железобетонного моста, если повернуть от него налево и двигаться вдоль реки. Она больше напоминала курган небольших размеров, поэтому, скорее всего, и получила название «вшивой». Горку срыли в 1950-е годы на строительные нужды. Деревянный поклонный крест установлен близ этого места в январе 2009 года.
Поклонный крест на правом берегу Чепцы
в память о расстрелянных в годы Гражданской войны глазовчанах

Исследуя документы, мы наткнулись на служебную записку от 19 августа 2010 года исполнительного директора восстановительных работ Преображенского прихода (в прошлом – начальника отдела культуры Администрации г. Глазова) Евгения Григорьевича Самойлова. Согласно документу, адресованному настоятелю храма Преображения Господня протоиерею Виктору Сергееву, на перекрестке улиц Толстого и Первомайской на газоне между пешеходным тротуаром и дорожным полотном ул. Толстого напротив налоговой инспекции предполагалось установить памятный мраморный крест. Дело в том, что на этом месте стояла первая деревянная церковь Глазова – Вознесенская (1745-1820-е гг.) Этот храм дал название одной из основных улиц - Кругло-Вознесенской (совр. Первомайская), но и «превратил» деревню Глазова в село Глазово. Идея, датированная августом 2010 года, пока в реальность не воплощена.

Интересна также судьба креста, который был поставлен в память о Вознесенско-Преображенском соборе на площади Свободы в ноябре 2008 года. Многие глазовчане помнят этот двухметровый памятник из черненой стали скульптора Владимира Кельма. В ходе реконструкции центральной площади в 2011 году крест демонтировали. Архивариус Глазовской епархии на наш вопрос о судьбе памятника ответил, что он перевезен в село Понино к Свято-Троицкому храму.
Поклонный крест на площали Свободы
в память о Вознесенско-Преображенском соборе

Таким образом, проблема появления и назначения памятных крестов в нашем городе тесно связана с религиозным подъёмом и интересом к дореволюционной истории Глазова. В период с 1992 по 2017 год поклонные монументы ставили на месте разрушенных храмов и в память о важных событиях. Наибольшее количество установленных крестов относится к 2008 году и связано с возрождением главного православного храма Глазова на центральной площади города. Загадка «Глазовских крестов» стала интересным историко-религиозным кейсом, в ходе «разработки» которого мы не только ответили на вопросы глазовчан, но и наткнулись на некоторые «белые пятна» городской летописи, заполнить которые представляется нам интересной задачей для новых краеведческих изысканий.


Автор: С.А. Яшкина, заведующий отделом истории
16.11.2022

👁 1 664

Вверх