Как «Лира» стал «Свободой»

Любим мы, музейщики, уйдя с головой в изучение архивных документов, исследовать приметы давно ушедшего прошлого. Выбрав определенную тему, стремимся как можно лучше и полнее её изучить. Но не всегда минувшее прошлое готово сразу раскрыть все свои секреты, выдавая информацию небольшими порциями. Их, как фрагменты мозаики, нужно сложить в определенной последовательности, чтобы получить целостную картину. А иногда изученная тема снова нуждается в дополнении, когда открываются новые архивные документы. Так случилось и в этот раз.

Мы уже писали, что в дореволюционном Глазове существовали частные синематографы «Марс», «Луч» и «Лира». Но если о первых двух известно достаточно много, то с последним дело обстоит иначе.



Соборная площадь. На переднем плане - здание будущего кинотеатра Лира. 1910-1914 гг.
Впервые упоминание об электротеатре «Лира» мы обнаружили в Докладе к 20-летию советского кино, который хранится в Глазовском городском архиве. Там сказано: «Помещение кинотеатра «Свобода» было раньше торговым складом. В одной его половине частный предприниматель открыл кинотеатр «Лира». В период эвакуации Глазова и занятия города белыми в июне 1919 года имущество театра и электростанции были утеряны. В 1933-1934 годы началось его переоборудование. В 1935 году кинотеатр озвучен».

Следует отметить, что в 1939 году, на момент написания доклада, кинотеатр «Свобода» размещался в старинном здании, в котором сегодня находится Преображенский храм. Как позже выяснилось, некоторые сведения, изложенные в этом документе, не совсем верны. 

Так как же сложилась судьба кинотеатра, который появился на закате частного кинематографа, прошёл все трудности лихолетья Гражданской войны и становления нового Советского государства, и возродился как первый в Глазове государственный кинотеатр? Давайте разберёмся вместе.

10 ноября 1917 года Глазовская городская управа подала в Строительное управление Вятского губернского правления проект «приспособления существующих городских каменных лавок в Глазове для электротеатра «Лира». За те несколько месяцев, пока дело рассматривалось, и улаживались все бюрократические нюансы, в стране произошли глобальные перемены, которые отразились и на органах местной власти. В итоге проект «Лиры» был одобрен 18 февраля 1918 года строительным отделением Вятского Совета крестьянских, солдатских и рабочих депутатов. 



Проект перестройки городских лавок под кинотеатр Лира. 1917 г.

Рассмотрев план нового кинотеатра, несложно посчитать, что рассчитан он на 220 мест. Зрителям предлагалось размещаться на длинных скамьях и удобных стульях со спинками. Помимо основного зрительного зала кинотеатр включал также помещение для ожидающей публики. Аппаратная камера в целях пожарной безопасности находилась в отдельном помещении с отдельным входом.

Энергию для электротеатра вырабатывала своя электростанция, которая состояла из динамо-машины в 80 ампер в 110 вольт напряжения и приводившего её в движение нефтяного двигателя системы Дизель-Атлас в 9 лошадиных сил. Эта электростанция, также размещенная в отдельном помещении, в дальнейшем стала камнем преткновения в работе уже государственного кинотеатра, но об этом чуть позже. Итак, кинотеатр «Лира» занимал большую часть старинного здания «каменных лавок» на Преображенской площади, а с западной стороны по-прежнему располагался магазин некоего Касимова. В архивных документах начала 1917 года упоминается только один человек с такой фамилией – Касимов Ахметгис Тагирович. Он проживал на Никольской улице, а на Базарной площади содержал магазин, в котором торговал мануфактурой, галантереей и прялками. 

Хотя точная дата открытия кинотеатра «Лира» пока остается неясной, несомненно, что это событие состоялось вскоре после получения соответствующего одобрения. Спустя несколько месяцев, 3 июля 1918 года электротеатр был национализирован коллегией городского хозяйства «с полной обстановкой и имеющейся при электротеатре своей электрической станцией».

Летом 1918 года на территории Глазовского уезда всё чаще вспыхивали антисоветские и антибольшевистские восстания, жестоко подавляемые сторонниками новой власти. Началась Гражданская война.

2 августа 1918 года в городе было объявлено военное положение. Введены «сухой закон» (запрет на изготовление, продажу и употребление спиртных напитков) и комендантский час (ограничивалось «хождение» в ночное время, запрещались собрания, митинги, манифестации и «всякие сборища на улицах» без особого на то разрешения; все кинематографы и «прочие увеселительные дома» должны были закрываться в 21 час).

Однако, речи о полном закрытии кинематографа не шло. Наоборот, кино активно использовалось для коммунистической пропаганды. Везде – на фронтах, в крупных городах и в провинциях – зрителю показывали короткометражные фильмы-агитки: «Смельчак», «Беглец», «Последний патрон», «Мы выше мести», «Сильным слова», «Глаза открылись», «Отец и сын», «Кем ты был?», «Сон Тараса», «Дезертир», «Красная звезда».

В начале 1919 года для Глазова начался новый виток Гражданской войны. Всё ближе подходила сибирская группа колчаковских войск. Стремительное наступление белой армии А.В. Колчака сдвинуло Восточный фронт на запад. Штаб 3-й армии РККА разместился в Глазове. 

Атмосферу в городе несложно представить, прочитав доклад начальника гарнизона г.Глазова Н.И. Воинова от 22 февраля 1919 года. Он пишет: «Глазов уже слышит орудийную стрельбу. Скоро, наверно, запахнет настоящим порохом… Бои идут по линии от ст.Балезино до Понино и далее…». Понимая неминуемость захвата Глазова белыми, городские власти начали масштабную эвакуацию городского имущества. Уже в конце февраля Воинов поспешил отчитаться: «Из города вывезли всё, исключая грязь, которую оставлю белым, если угодно будет судьбе его отдать им. Теперь мне его не жаль».

Однако, архивные документы свидетельствуют, что эвакуация города проходила позже, 17-20 марта. Электротеатр «Лира», переданный 11 марта в ведение Отдела Народного образования под руководством Н.Я. Шубина, вместе с оборудованием был эвакуирован в село Верхосунье Глазовского уезда. При этом тщательность, с которой город опустошали, поражает: в здании электротеатра были сняты даже все провода и лампочки.

Трёхмесячная эвакуация нанесла кинотеатру серьёзный урон: его электростанция не была возвращена. Динамо-машина и нефтяной двигатель остались в селе Верхосунье, где были приспособлены для освещения села, а также работали в мастерских по оборудованию земледельческих машин.

В августе 1919 года заведующим «Лиры» назначен Кадышников. Электротеатр остался в ведении уездного отдела народного образования, а здание вернулось в распоряжение городского коммунального хозяйства, председателем которого являлся Орлов. Было решено немедленно приступить к необходимому ремонту здания кинотеатра, а для работы приспособить энергию с городской электрической станции, что и было исполнено. 

26 октября 1919 года «Лира» возобновил работу как государственный кинематограф. Надо полагать, что на тот момент он остался единственным в городе кинотеатром. Еще 27 августа 1919 года Ленин подписал декрет о национализации кино. После издания декрета в течение нескольких месяцев кино полностью перешло из рук частных предпринимателей в собственность и ведение советского государства. О кинотеатрах «Марс» и «Луч» больше упоминаний нет. Что стало с их оборудованием, пока остается неясным.

Но и этой единственной возможности посмотреть фильмы у глазовских зрителей вскоре не стало. В конце февраля 1920 года в связи с большими перегрузками городская электрическая станция наотрез отказалась давать энергию в кинотеатр. Она оказалась не в силах обслуживать своей энергией «Лиру» совместно с городскими абонентами.

Конфликт с городской электростанцией был улажен компромиссом: с 13 июня электротеатр, возобновил показ кинофильмов, но только по воскресным и праздничным дням с 12 часов до 15 часов. 

Такая ситуация продолжилась и в последующее время. Заведующий кинотеатром Кадышников в январе 1921 года в порыве отчаяния писал: «В конце концов, становится непонятным: не нужен что ли никому этот электротеатр? Потому что по всем пунктам, касающимся этого электротеатра, получается во всем остановка или его затирание. А между тем губернская кино-секция высказала свое пожелание о поднятии кино-дела на должную высоту!».

Вероятно, рентабельность кинотеатра снизилась настолько, что содержать его в отдельном здании было уже нецелесообразно. В январе 1922 года специальная комиссия осмотрела правое здание бывшего Духовного училища, где на тот момент находился Красный клуб (ныне корпус №2 ГГПИ им. Короленко по адресу ул. Революции, 17). Комиссия постановила, что в помещении верхнего этажа, где предполагалось устройство электротеатра, необходимо перестлать половину площади пола в объеме 16 кв. саженей, усилить существующие половые балки дополнительными, поставить две переборки для проекционной будки. Препятствий к размещению здесь кинотеатра не обнаружено.

Красным клубом в этот период назывался Народный дом, который был открыт 6 ноября 1918 года, к первой годовщине Октябрьской революции. Интересно, что в рамках празднования этой даты в здании мужской гимназии состоялись 4 сеанса бесплатного кинематографа. Был ли это один из приезжих «балаганов», популярных до появления стационарных кинотеатров, или же организаторы позаимствовали кинооборудование у местных синематографов, вопрос пока остается открытым.

Интересно, что в левом здании бывшего Духовного училища, выходящем торцом на улицу Революции, в 1922 году разместился педагогический техникум. Год от года число студентов, будущих учителей, росло. В июле 1926 года педтехникум занимал уже оба здания бывшего Духовного училища, кроме 2-го этажа, занятого «КИНО». Такое соседство крайне беспокоило заведующего Глазовским УОНО И.Ф. Ившина, который писал в Глазовский уездный исполком: «существование кино при учебном заведении представляет большую и серьёзную опасность в смысле занесения заразы в здание учебного заведения». Наверняка, мешало оно и учебному процессу. 

Лишь в мае 1927 года городские власти занялись решением этого вопроса. Они снова обратили внимание на здание, где прежде располагался кинотеатр «Лира». Уездный инженер Сарычев предложил сделать пристройку к старому зданию кинотеатра, чтобы расширить его вместимость до 500 мест «с возможностью приспособления его и для театральных постановок». Стоимость работ он определил в 42.000 рублей. Но таких средств у города не нашлось, так как шло строительство новой электростанции. 23 мая 1927 года на заседании президиума Глазовского горсовета было принято решение: «Имея ввиду, что имеется помещение, пригодное для использования под кинотеатр, проработать вопрос о постройке кинотеатра, не выходя из пределов 20.000 рублей расхода в нынешнем году, включая сюда внутреннее оборудование театра с расчетом минимального расхода средств и открытия его ко дню десятилетия Октябрьской революции». Стремясь «на первое время хотя бы сохранить кино», было решено оборудовать помещение под кинотеатр в существующем каменном здании, без пристроек. 

Можно предположить, что решение Горсовета было исполнено, и в ноябре 1927 года кинотеатр вернулся в своё прежнее здание. Какое название он носил в это время неясно. В городском архиве есть упоминание, что в 1931 году «в каменном здании бывшего магазина» находится Профкино.

Что смотрели глазовские зрители в этот период? В 1920-х годах кинотеатр оставался черно-белым и немым. В 1926-1929 годах на экран вышла целая серия блестящих произведений советского киноискусства: «Броненосец Потемкин» С.Эйзенштейна, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Н. Зархи и В.Пудовкина, «Арсенал» А.Довженко.

В 1931 году вышла первая советская звуковая полнометражная картина «Путевка в жизнь» Н. Экка. С этого времени немое кино отступает на второй план. Не удивительно, что и в нашем городе озаботились созданием звукового кинотеатра. В Областной исполком Удмуртской автономной области была направлена заявка на выделение средств для закупки звукового оборудования кинотеатра «Свобода» в Глазове. Так впервые в документах появилось это название.

28 ноября 1932 года на заседании Президиума Областного исполнительного комитета постановили: «На оборудовании звукового кино в городе Глазове отпустить 5.000 рублей, в виде ссуды с покрытием этой суммы в четвертом квартале 1933 года».

В 1932 году здание кино было отремонтировано и приспособлено к показу звуковых картин; увеличилась и пропускная способность кинотеатра за счет присоединения помещения бывшего магазина Касимова. Летом, пока шел ремонт, фильмы глазовчанам показывали в помещении летнего театра в Горсаду.

Первый в Глазове звуковой кинотеатр «Свобода» открылся 9 мая 1933 года. Однако, в 1933-1934 годы продолжались ремонтные работы: скамьи заменены стульями, при кинотеатре организован буфет. В 1935 году установили новейший кинопроектор последнего типа (модель КЗС-22), который позволил демонстрировать качественные звуковые фильмы. Наконец глазовчане смогли увидеть кино с хорошим звуком! 



Кинотеатр Свобода. 1960 г.
В полную силу «Свобода» заработал в следующем 1936 году: состоялось 915 сеансов. В кинотеатре показывали киноленты «Мы из Кронштадта», «Депутат Балтики», «Я дала слову Сталину», «Юность Максима», «Крестьяне», «Буденыши», «Борьба за Киев», «Вражьи тропы», «Абиссиния», «Последний табор», «Подруги» и др. Но чаще старожилы вспоминают фильм «Чапаев»: будучи детьми, они снова и снова бегали в кинотеатр, чтобы посмотреть на приключения легендарного начдива. О показе нового фильма зрители узнавали из рекламы в газете и радио, а так же из афиши, которая размещалась на специальном стенде возле кинотеатра. Она привлекала внимание художественным оформлением некоторых кадров или зарисовкой главных действующих лиц. Билет на один сеанс в среднем стоил 1 рубль 20 копеек. 

Кинотеатр «Свобода» стал играть важную роль в жизни Глазова: здесь демонстрировались кинофильмы для взрослых и детей, проходили торжественные заседания Президиума горсовета, конференции, отчеты, различные мероприятия самодеятельности. Но это уже совсем другая история – о том, как развивался первый звуковой кинотеатр города; как пережил тяжелейшие годы Великой Отечественной войны; как окреп и успешно конкурировал с другими городскими кинотеатрами – «Пионер», «Родина», кинотеатр мехзавода; как пережил их всех, чтобы возродиться в постсоветское время и снова стать любимым кинотеатром в Глазове, известным сегодня под названием «Star Kinolux» («Стар КиноЛюкс).

А его предыстория – путь от «Лиры» до «Свободы» – теперь представляется достаточно ясно. За многими «вероятно», «предположительно» и «возможно», с множеством невыясненных пока вопросов, судьба последнего частного и первого государственного кинотеатра отныне не будет белым пятном в истории Глазовского кинематографа. Но и ставить точку в изучении этого вопроса пока рано. Исследование продолжается…

13.12.2018
Автор: Е.О. Тугбаева, научный сотрудник музея отдела истории.

👁 722

Вверх