В ноябре 1918-го... Первая годовщина Октябрьской революции и гражданская война в истории города Глазова

Тревожная и сумрачная осень 1918 года...

Всего девять месяцев назад, в январе на созванном в Глазове IV уездном съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов большевики и их сторонники окончательно берут власть в городе и уезде в свои руки. Решением съезда волостные земские управы были упразднены, а их полномочия возложены на выборные деревенские комитеты. Председателем уездного исполнительного комитета стал большевик Иосиф Шубин. Вечером 24 января он телеграфировал в Вятку о переходе всей власти в уезде в руки Советов.

Но, согласно архивным документам, Глазовское земское собрание и городская дума еще несколько месяцев после съезда продолжали сосуществовать рядом с Советами. Уездную земскую управу упразднят только 20 марта, а 10 мая городскую думу преобразуют в Коллегию городского хозяйства.

Почти полгода понадобилось глазовским большевикам на налаживание работы Советов. Вскоре, укрепившись, новая власть жестко напомнила крестьянам об необходимости исполнения всех государственных повинностей. В том числе – о введенной еще при Временном правительстве хлебной разверстки, необходимой для снабжения армии и уже начинающего голодать населения городов. От крестьян большевики потребовали сдать по низким ценам весь собранный ими хлеб, за исключением зерна, необходимого для нужд семьи и засева полей.

Но село, привыкшее во время разгульной анархии 1917 года к полной независимости от «городских» властей, и не думало подчиняться большевикам. Повсюду крестьяне разгоняли советы и комитеты, уклонялись от уплаты контрибуции и налогов, прятали запасы хлеба и упорно не везли его на ссыпные пункты. Тогда в уезд для насильственной реквизиции хлеба были направлены продотряды и местные дружины.

В ответ зажиточные селяне, при поддержке и агитации партии эсеров, берутся за оружие. Среди крестьян было немало недавних фронтовиков, прихвативших с собой домой «на всякий случай» свою винтовку, а порой и пулемет. Так в Глазовском уезде начинается трагедия гражданской войны.

Летом 1918 года по всему уезду происходит до 80 мятежей. Большевиков и членов местных советов избивали и убивали, продотряды встречали и провожали выстрелами и вилами, а попавших в плен красноармейцев закапывали живыми в землю...

8 августа на Ижевском заводе вспыхивает мощное антибольшевистское восстание местных рабочих, к которому присоединились город Сарапул и заводские поселки – Воткинский завод и Камбарка. Мятежи охватывают уже половину территории Удмуртии. Повсюду шли бои и столкновения вооруженных отрядов, сопровождаемые казнями и расстрелами. Пощады к врагам не знали ни восставшие, ни большевики...

В начале августа в Афанасьевской волости у села Бисерово продотряд уездного продовольственного комиссара Алексея Соболева попадает в засаду. Соболев и шесть красноармейцев были убиты. Их изуродованные трупы крестьяне затоптали в яму, а в могилу вбили осиновый кол. Но красные отряды, прибывшие из Вятки и Глазова, быстро разогнали восставших. 70 крестьян были арестованы, а 19 – расстреляны.

Тела бойцов продотряда были перевезены в Глазов и торжественно похоронены в сквере напротив духовного училища. До нас дошли имена только четырех из погибших: комиссар Алексей Соболев, сотрудник уездного продовольственного комитета Николай Казымов и двое красноармейцев – Кузовлев и Воронин



Один из похороненных в братской могиле к - командир продотряда Алексей Соболев
В конце августа в Святогорской волости вспыхивает новое восстание – одно из крупнейших в Глазовском уезде. Против большевиков с оружием в руках пошли до 500 крестьян и бывших фронтовиков. Целый месяц в лесу между восставшими и прибывшим из Глазова отрядом красных идут бои и перестрелки. В ответ красные сжигают дома в деревнях Тараканово и Русский Караул. Вместе с восставшими гибли женщины и дети. В селе Святогорском каратели закололи штыками священников Василия Лапшина и Иоанна Блинова. После суда будут расстреляны еще шестеро участников бунта.

Вскоре в сквере у духовного училища появляется новая братская могила, где хоронят 15-20 красных бойцов, павших при подавлении Святогорского восстания. Из их числа известны имена только трех – уроженца Шарканского района М.М. Столярова, бывшего монтера связи Кускова и работника телеграфа Румянцева.

В Игринской волости Глазовского уезда с сентября за села Игра, Зура и Чутырь идут упорные сражения с ижевскими повстанцами. Спустя месяц красные войска окончательно выбивают противника из села Чутырь и гонят его к Ижевску.

Вскоре были подавлены последние мятежи в уезде. Как сообщала в отчете 19 октября Глазовская уездная ЧК, «жители Сардыкской волости, принимавшие участие в контрреволюционном выступлении, ... оставили свои дома и скрылись неизвестно куда. При взятии Сардыка с белыми шел бой. С нашей стороны работали пулеметы... в лагерях белых в пределах Глазовского уезда полный развал: белогвардейцы, бросая оружие, разбегаются, вожаки их скрываются, кто куда может...»

В начале ноября части Красной армии начинают штурм Ижевского завода. После разгрома повстанцы, оставив Ижевск, 7-8 ноября с толпами беженцев отступают за Каму.

После наведения порядка в Глазовском уезде местные большевики неуклонно продолжают претворять в жизнь социалистические идеалы. В сентябре 1918 года все частные лавки и магазины «как в Глазове, так и Глазовском уезде» были изъяты у их хозяев в пользу пролетарского государства. А в октябре начинается «национализация всех доходных домов города и уезда и муниципализация домов, как частных, так и кооперативных».

Но, несмотря на множество неотложных проблем и угроз, Глазовский уездный исполнительный комитет не забывает о важной дате, наступившей в эти дни. В начале ноября исполнился ровно год с того памятного дня, когда партия большевиков свергла Временное правительство в Петрограде и пришла к власти в стране.

Для организации большого торжества в Глазовском исполкоме была избрана особая комиссия, а в волости для «правильного освещения происходящих событий» отправились до 40 агитаторов.

Местом проведения праздника стали корпуса бывшего Глазовского духовного училища и небольшой городской сквер перед ним. Летом 1918 года в зданиях училища разместился отряд Красной Гвардии из местных коммунистов и клуб большевистской партии «Коммуна». Часть помещений была занята Военным Комиссариатом под камеры, где сидели под стражей до 90 арестованных.

Перед праздником, 30 октября 1918 года, Исполком Глазовского Совета передал «на новое обсуждение партии коммунистов» вопрос «о передаче здания бывшего Глазовского Духовного училища» под Народный Дом (т.е. клуб).

В архиве сохранился подробный отчет организационно-информационного подотдела уездного исполкома, благодаря которому мы можем представить, как проходил в городе праздник первой годовщины Великого Октября.

Напротив бывшего училища в сквере у могил красноармейцев накануне торжества был сооружен высокий обелиск в виде остроконечной деревянной башни. Обелиск был красиво «иллюминирован и далеко маячил в темноте своими разноцветными лампочками, также красиво были иллюминированы ворота, ведущие в сквер, и арки около зданий коммуны и чрезвычайной комиссии».

Вечером 6 ноября, в здании училища прошло торжественное открытие Народного дома в память годовщины Октябрьской революции. Как сообщалось в отчете, на открытии присутствовали «члены местной партии и масса граждан. После того, как собрание в достаточной степени было ознакомлено т.т. Коганицким и Л. Пиндрик с ходом текущих событий и тем, что дала Октябрьская революция истинным пролетариям, с приветствиями выступали представители отделов исполкома, профессионального союза рабочих и мастеровых г. Глазова и других организаций. Речи ораторов покрывались дружными аплодисментами, и после каждой речи оркестром исполнялась «Марсельеза». Память погибших борцов за свободу собрание под звуки похоронного марша почтило вставанием.

В конце заседания посланы приветственны телеграммы т. Луначарскому и вождям мирового пролетариата...»

На другой день, 7 ноября, согласно отчету, «с утра город представлял из себя красивую и живописную картину. Все, как советские учреждения, так и частные дома, были разукрашены гирляндами зелени, красными флагами и всевозможными плакатами с соответствующей учреждению надписью.

К 12 час. дня к зданию коммуны начали стекаться квартирующие в городе красноармейские части, организации и просто граждане, все со своими знаменами». В час дня председатель комиссии по устройству празднеств Коганицкий с балкона духовного училища открыл митинг, приветствуя собравшихся красноармейцев и горожан. «После чего, как и при открытии Народного дома, выступал целый ряд ораторов, говоривших с большим подъемом о значении прошедшего года как для русского, так и мирового пролетариата и заслугах вождей мировой революции.

По окончании митинга в сквере началась манифестация, в которой принимали участие положительно все граждане города, не исключая и буржуазных элементов». По словам организаторов торжеств, «подъем чувствовался громадный, и граждане, как в большие праздничные дни, поздравляли друг друга с праздником. В 3 час. дня манифестанты, сделав полукруг по городу с пением «Интернационала», разошлись по домам».

В фондах Национального музея Удмуртской республики хранится фотография, сделанная в тот день из окна здания училища и запечатлевшая праздничный митинг в городском сквере. Перед украшенным гирляндами обелиском и трибуной стоит толпа из нескольких сотен солдат и жителей города. В их руках – многочисленные транспаранты и флаги. Недалеко от обелиска заметен холмик – как очевидно, одна из братских могил красноармейцев. Посреди толпы возвышается мраморный постамент недавно уничтоженного памятника императору Александру II.



Митинг в честь первой годовщины Октября в Глазове 7 ноября 1918 года
Вечером 7 ноября в здании мужской гимназии состоялся бесплатный спектакль для горожан и красноармейцев. Шла пьеса в 4-х частях «Безработные», принадлежавшая перу популярного драматурга начала века Софьи Белой (Богдановской). Это была тяжелая и безысходная драма из жизни рабочих, по мнению авторов отчета, «по своему содержанию как нельзя лучше подходившая к моменту». Затем последовали четыре сеанса бесплатного кинематографа и вечера в почтово-телеграфной конторе и в здании Пленбеж (Глазовской коллегии по учету военнопленных и беженцев при исполкоме). На тех вечерах гостям «удалось познакомиться с историей русского революционного движения, начиная с Новгородского вече и до наших дней».

Торжества в ближайших волостях уезда «также прошли оживленно, причем ... граждане на вечерах и митингах знакомились с текущими событиями благодаря волне агитаторов, посланных в уезд...» По словам участников, митинги «в дни празднеств прошли везде с большим успехом и подъемом».

Кроме того, 7-го ноября рабочие станции Балезино послали за агитаторами в Глазов специальный паровоз, красиво разукрашенный зеленью с надписью «Вперед к коммунизму». С того паровоза по просьбе служащих станции Глазов товарищ Люба Пиндрик произнесла пламенную речь. А «затем паровоз последовал дальше через ст. Балезино, Чепца, Кез и Кузьма, где на каждой станции паровоз ожидался толпами рабочих и крестьян, по выслушании речей производивших бурные овации...»

Помимо торжеств, по случаю годовщины Октябрьской революции уездная Чрезвычайная Комиссия освободила «из Глазовского дома заключения тринадцать заложников, которые были взяты от города Глазова» и одного дезертира-красноармейца, отправленного в свою часть.

8 ноября в 12 часов дня в солдатском клубе был показан спектакль для малолетних жителей города. Также было приготовлено бесплатное угощение «приблизительно на 2500 детей». Одновременно прошел новый митинг в сквере. Вечером «октябрьский» праздник «прошел в том же порядке», что и 7 ноября. А «9-го вечером в мужской гимназии вместо пьесы «Безработные» учащиеся совместно с учащими устраивали вечер своими силами...»

Но до конца братоубийственной войны еще было очень и очень далеко. Той же осенью из Сибири начнется мощное наступление на Пермь войск адмирала Колчака. В марте 1919 года кровопролитные сражения года снова охватят почти всю территорию Удмуртии. И в мае в сквере у Глазовского духовного училища появится новая братская могила – павших бойцов красного Волынского полка 29-й стрелковой дивизии. Среди них будут командир роты батальона Блохин, командир взвода Пьянков, красноармейцы Щербаков, Бобков и еще девять оставшихся безымянными солдат.

3 июня колчаковцы без боя войдут в Глазов. Скорее всего, именно тогда в сквере и был уничтожен величественный обелиск над могилами красноармейцев. Однако 13 июня белогвардейцам под натиском Красной армии пришлось отступить и оставить город. К концу июня войска адмирала Колчака будут окончательно изгнаны из пределов Глазовского уезда.

После 1919 года в городском сквере будут похоронены еще шесть человек – первый председатель горсовета Яков Орлов и погибшие в разное время члены уездного исполкома.



Памятник погибшим красноармейцам в Глазове (начало 1950-х)
Долгое время покой павших бойцов хранил скромный деревянный обелиск, увенчанный звездой. 9 мая 1965 года в сквере был открыт новый памятник – стоящая на постаменте фигура красноармейца из розового камня со склоненным знаменем. На его пьедестале высечены слова: «Слава героям гражданской войны». Этот памятник до сих пор украшает сквер перед Глазовским педагогическим институтом, напоминая нам о трагедии и мужестве бойцов того далекого и кровавого времени – гражданской войны..




Памятник героям гражданской войны. 1979 год
07.11.2018
Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.

👁 713

Вверх