Газета «Удморт» – рупор революции
















       1917 год обрушил Российскую империю. До основания. Многовековое, и казалось незыблемое, самодержавие в одночасье рухнуло, открыв дорогу «ветру свободы». Во всяком случае, именно слово «свобода» более других присутствовало на многочисленных лозунгах и газетных полосах. День за днём, месяц за месяцем, от февраля – к октябрю кто-то «упивался» этой свободой, кто-то предостерегал от чрезмерной эйфории, а иные люто ненавидели всё то, что исходило от революционных масс и от спешно формировавшихся политических сил, претендующих на лидерство в революции.

       В советской историографии было принято говорить о двух революциях: Февральской и Октябрьской. Сейчас пишут о Великой российской революции, как о  взаимосвязанном процессе, о волне политических, социальных, экономических и культурных кризисов, которые усиливали друг друга и завершились в результате радикальной сменой власти. Революция, начавшись в февральские дни с отречения монарха, привела в октябре к образованию советской республики.

       Революционный пожар, вспыхнувший в Петрограде, охватил всю страну. Небольшой уездный центр Вятской губернии также не остался в стороне от событий. Глазов был переполнен солдатскими массами, которые готовились к отправке на фронт Первой мировой войны. Например, по сообщению уездного исправника, в 1916 г. в Глазове насчитывалось 6109 горожан, а количество мобилизованных – 4375 чел. Прибавим к этим данным количество беженцев, раненых воинов и военнопленных, и получим в итоге 10896 чел. Эта человеческая масса бурлила в революционном «вареве». А ими управляли и их возглавляли представители различных политических партий и общественных движений. 

       Одним из способов формирования общественного сознания и поведения стала печать. В Вятской губернии выходили 16 общегубернских газет, в том числе четыре на языках национальных меньшинств, и шесть журналов. Кроме того, в уездных городах издавались 23 местные газеты разных политических ориентаций. Значимую роль в воздействии на «умы» народа имели газеты монархические и Православной церкви («Слово и жизнь», «Вятские епархиальные ведомости»). Однако в Глазове, где революционная традиция была заложена еще политссыльными царской России, в 1917 г. лидировала народническая и социалистическая идеологическая печать (энесов-трудовиков, интернационалистов, эсеров и эсеров-интернационалистов). Речь идет о газетах «За землю и волю», «Свободная трибуна», «Удморт». Кстати, газета учащихся гимназий «Студиозус» также может быть отнесена к данной категории, несмотря на то, что сами издатели дистанцировались от политических заявлений. 

       Подробнее остановимся на удмуртской газете. 4 февраля 1915 года губернатор Вятского края А. Чернявский от имени Российского правительства выпустил первый номер газеты на удмуртском языке «Войнаись ивор» («Вести с войны / Военный вестник»). Газета призывала инородческое население края к повиновению власти и к войне до победного конца. Редактором её, как и одноименных на марийском и кряшено-татарском языках, был известный марийский просветитель и миссионер П.П. Глезденев.

       Соредактором газеты стал Василий Дмитриевич Крылов, удмурт, 1877 г.р., ур. д. Урясь-Учи Мамадышского уезда Казанской губернии. Он получил образование в Казанской учительской семинарии и работал в школах Елабужского (Старо-Сальинская, Нынекская, Асановская), Сарапульского (Русско-Сяконская), Глазовского (Русско-Чеканская, Удинская, Быгишевская, Медминская, Кыпкинская) уездов. В 1905 году перешел в духовную сферу, мотивируя свое решение желанием распространять евангельских свет среди сородичей удмуртов. Служил в церквях сел Нылги-Вамья (совр. с. Кыйлуд Увинского р.), Тортым (Кезский р.), г. Глазова. Одновременно вел активную миссионерскую и общественную деятельность, будучи инородческим миссионером Глазовского округа Вятской епархии, председателем Вятской губернской миссионерской переводческой комиссии. 

       Средства печати важным направлением агитационно-пропагандистской деятельности выбрали проблемы национального движения. Как известно, Временное правительство выступало за сохранение единства Российского государства с предоставлением всем жителям страны равных гражданских прав и свобод. Между тем, Финляндия, Польша, Украина, Белоруссия выступали за автономию. А проживающие в центральных районах страны нерусские народы стали создавать национально-культурные общества, способствующие повышению национального самосознания и формированию политического сознания. Именно эту цель выдвигали образованные в Глазове в ходе революции удмуртское и татарское общества. Удмуртским обществом руководил священник Кладбищенской церкви Преображенского собора г. Глазова В.Д. Крылов. Девиз этого Общества можно выразить словами: помочь удмуртам «обрести достоинство и стать наравне с русским народом». Общество действовало с мая 1917 по 6 июля 1918 г. и провело три удмуртских съезда (13–15 июня 1917, 14–16 июля 1917, 10–12 марта 1918), собрав крестьян-делегатов из всего уезда, обеспечив им проживание и питание. 

       Одним из важных вопросов, обсуждаемых на первом съезде, являлось издание газеты. Как отмечал председатель съезда В. Крылов: «никакая народность не могла бы подняться в культурном отношении так высоко, на какой ступени развития стоят почти все западные народы, если бы не было у них таких двигателей, как печать». В этой связи съезд постановил: «издание общей для всех вотяков Вятской губернии национальной газеты признать неотложным и необходимым». Затем в Уставе Общества издание газеты было закреплено в пятом параграфе: газета «Удморт» печатает труды своих членов, а также помещает постановления вотских собраний и съездов» [7. С. 164]. Предполагалось, что издаваться она будет в Глазове; «если же это будет неосуществимо, то печатать газету в Вятке, а редакцию газеты все же лучше иметь в Глазове». На съезде же была избрана редакционная комиссия: В.Д. Крылов, И.Я. Поздеев, А.П. Боталов, А.П. Белослудцев, З.Г. Лекомцев, С.Г. Ившин [1. С. 74–75]. Съезд обратился к удмуртской интеллигенции предоставлять для публикации материалы, как собственного сочинения, так и переводы. Однако анализ номеров показывает, что немного авторов размещали свои труды на страницах первой удмуртской периодической печати. Причина, вероятно, единственная – отсутствие авторов, поэтому большинство текстов создавал сам В. Крылов.  

       С 15 августа 1917 года газета стала называться «Удморт» (1917–1918, г. Вятка, Глазов). Редактор поясняет, что издание это не новое, оно – продолжение газеты, издававшейся прежде под названием «Войнаись ивор». Периодичность газеты один раз в две недели. Подписная цена на год составляет 1.20 руб., на полгода – 0.70 руб. 

       Основное содержание имеющихся в нашем распоряжении номеров по-прежнему касается продолжавшейся мировой войны. Позиция создателей и издателей в отношении её не изменилась. Они писали, что Россия должна участвовать в войне, что помогать фронту – долг каждого жителя страны. В частности, в передовице, озаглавленной – «Удморт гражданъёс», редактор призывает читателей участвовать в «финансовой мобилизации граждан» – т.н. «Заёме Свободы», крупнейшей акции Временного правительства в сфере внутреннего государственного кредита в покрытии военных кредитов.

       Заём имел долгосрочный характер (тиражи в течение 49 лет, начиная с декабря 1922 г.). Облигации могли быть предъявлены к оплате в течение 30 лет со срока, назначенного для их оплаты. Подписная цена облигаций составляла 85 %, то есть за облигацию в 100 рублей подписчик должен был уплатить только 85 рублей. При покупке предусматривалось предоставление ссуд. При подписке на облигацию в 100 рублей можно было заплатить только 10 рублей, а остальные 75 рублей нужно было заплатить до 1 июля 1918 года. Официально был установлен 5-процентный доход по облигациям, который, по словам исследователя В. Страхова, фактически составлял в первый год выплаты дохода 7 %, а затем около 6,3 % [2. С. 31–45]. Ожидалось, что покупка облигаций способствует повышению патриотизма, оборонческих настроений, усилит политические позиции новой власти. В этой связи в стране через прессу началась агитационная кампания. Практически все партии России, начиная с буржуазных (кадетов) и заканчивая социал-демократическими (эсеры и меньшевики), поддержали заем. Лишь большевики осуждали его, называя «заем неволи, заем кабалы». 

       Газета «Удморт» также включилась в пропаганду мероприятия. Автор корреспонденции, являвшийся служителем православной церкви, советует покупать индивидуально, всем сельским обществом или даже всей волостью (в зависимости от финансовых возможностей) билеты займа. Эти деньги будут использованы на фронте, и тогда армия сумеет скорее «освободить родину от врага» и солдаты «скорее вернуться домой» (перевод В.Л.). Как видим, газеты выражает патриотические настроения, характерные для либеральной буржуазии. Кстати, партийная направленность газеты участниками съезда (июнь 1917 г.) однозначно определялась как платформа Всероссийского Совета крестьянских депутатов. Исходя из данного положения, партийную принадлежность самого редактора можно охарактеризовать как близкую к социал-революционерам или трудовикам (народные социалисты). 

       Народно-социалистических взглядов, вероятно, придерживался также Комитет просветительного кружка при Союзе Глазовского уездного духовенства (членом которого, вероятно, являлся Крылов). Во всяком случае, в обращении в Глазовскую уездную земскую управу Комитет излагает просьбу «оказать материальную поддержку на издание листков и брошюр на русском и вотском языках и на приобретение литературы для бесплатной раздачи по ознакомлению населения о текущих событиях <…> в деле спасения Родины от врагов внешних и внутренних, а равно и в деле закрепления завоеванной свободы» [3. Л. 26–26 об.]. Комитет видел свою задачу в поддержке  свершившейся февральской революции и продолжавшейся войны, требовавшей подъема патриотических настроений. Одним из способов выражения патриотизма являлось формирование в войсках национальных подразделений. Так, в 154-м запасном пехотном полку, расквартированном в уездном центре, была создана 12-я удмуртская рота, куда собрали новобранцев удмуртов со всего полка. Солдаты помещалась в бараке на площади против ст. Глазов. Командиром роты стал подпоручик Д. Керов, командиром взвода – И. Сысоев. Невозможно проследить настроения самих солдат, о том нет сведений в газете. Однако, зная, что за продолжение войны выступал Глазовский гарнизонный военный комитет, возглавляемый эсером А. Шульцем, можно предугадать материалы газеты «Удморт». В одном из номеров газеты  обращение А. Шульца переведено на удмуртский язык. Свое отношение к войне комитет сформулировал в постановлении: «война должны вестись под флагом отказа от всяких аннексий и контрибуций, на основе самоопределения наций». Следовательно, газета в целом отражала взгляды и действия Временного правительства в военном вопросе. Правда, при этом нелишне будет упомянуть пацифистское настроение самого редактора. Личное отрицательное отношение В.Д. Крылова к продолжению войны однозначно демонстрирует публикация информации правления Вятских инородческих курсов о наборе слушателей 1–2 сентября 1917 года. Информация привлекает внимание тем, что подчеркивает возможность отсрочки учащихся этих курсов от мобилизации на войну.
 
       Другой материал, представленный в этом же номере, приветствует Февральскую революцию. Поясняется, что эксплуататор свергнут, отныне новая власть (Временное правительство – В.Л.) предоставляет каждому народу право самому решать свои проблемы («тüледды пачкатыса возьысь поттэмын, аслэсьтыд улондэс ачидэс зечен-лякытэн улоно карелэ»). Примечательно, что автор статьи приводит исторические аналогии свободной, самостоятельной жизни удмуртского общества. Он напоминает о временах жизни легендарного Идна батыра, когда удмурты были сильными и несокрушимыми, потому что жили коллективно, помогая друг другу. Резюме статьи – объединение – одно из непременных условий правильной жизни. В связи с этим автор знакомит читателей с прошедшим в мае 1917 года в Казани съездом малых народностей Поволжья, участником которого он являлся. 300 участников съезда, в числе которых были представлены и удмурты, выразили свое доверие членам Временного правительства и, в частности, постановили:

       1. Вести богослужение в церкви и обучение в школе на родном языке.
       2. Передать землю в руки его истинных хозяев – крестьян. 
       3. Объединяться в сообщества для выработки основ коллективистской жизни.  

       Публикация постановления съезда позволяет свидетельствовать о народно-социалистической политической ориентации газеты и ее редактора. Приведем еще ряд  умозаключений, доказывающих данное положение.

       На втором съезде Глазовского культурно-просветительского общества было организовано выдвижение кандидатов в депутаты Учредительного собрания (намечалось на 5–7 января 1918 года). Съезд поставил задачу информирования населения о выборах в местные органы власти (волостные и уездные земства) и в Учредительное собрание на родном языке. После обстоятельных рассуждений и долгих прений наметили кандидатуры депутатов в высшее законодательное собрание страны Павла Филипповича Целоусова, бывшего члена 1-ой Государственной Думы, и Иосифа Федотовича Ившина – преподавателя Кронштадской военно-морской школы. Они отвечали предлагаемым условиям: «Оба они из вотяков и оба по партийным взглядам социалисты-революционеры» [4. Л. 24–24 об.]. Оба кандидата трудились на ниве политического просвещения и образования своего народа на родном языке. Именно этим задачам посвящены многие статьи газеты, в том числе, П.Ф. Целоусова,  инструктора земской управы по народному образованию для удмуртских школ. Культурно-просветительное общество рекомендовало его школьной комиссии управы, «как имеющего долголетний педагогический стаж и более или менее способного взять на себя такой ответственный и новый творческий труд в деле рациональной постановки учебного дела в вотских школах» [4. Л. 31–32]. Через месяц работы в новой должности инструктор уже внес ряд предложений для улучшения национального образования, например, 1  издавать удмуртские книги и брошюры на средства, заимствованные «у частных лиц»; 2 – выделить 50 экземпляров букварей на удмуртском языке для занятий со взрослыми (речь идет о солдатах удмуртской роты 154-го запасного полка); 3 – предоставить не менее половины мест для удмуртов в учительской семинарии; 4 – в Глазовской женской гимназии и учительской семинарии удмуртский язык сделать обязательным предметом обучения для удмуртов, «дабы они имели возможность по окончании курса в этих учебных заведениях занять должности учителей и учительниц в вотских школах»; 5 – при поступлении в мужскую и женскую гимназии удмуртским детям предоставить «некоторую льготу, т.к. многие из них, хорошо зная известный предмет, в силу слабого знания русского языка, не выдерживают установленного конкурса и оказываются в большинстве за бортом» 6 – открыть удмуртскую учительскую семинарию в Глазовском уезде; 7 – устроить в Глазове несколько лекций на удмуртском языке на тему: «Кого и как выбирать в Учредительное собрание» [5]. Как видим, на страницах газеты «Удморт» освещались близкие и понятные народу лозунги революции: свобода слова, равные права народам России, право развивать свою культуру и язык.  

       После свершения Октябрьской революции газета выступила с поддержкой Советской власти. Основная тема материалов по-прежнему касалась сохранения и развития родного языка, справедливого распределения земли – основного богатства крестьянского населения, повышения национального самосознания и политического сознания удмуртов. Тем не менее, после мая 1918 года газета закрылась. Причин можно обозначить несколько: отсутствие финансов, проблема кадров, связанная с Гражданской войной, а главное – мелкобуржуазная политическая ориентация, идущая вразрез с большевистской платформой. Как известно, с мая этого года стала издаваться газета «Известия Глазовского Совета крестьянских, рабочих и красноармейских депутатов» (май – декабрь 1918 года). Очевидно, руководители глазовской организации РКП(б) считали, что Известия выражают всеобщие классовые интересы, которые гораздо важнее национальных проблем.

       За недолгую историю газета «Удморт» стала рупором революционного сознания зарождающегося удмуртского движения. Газета стояла на защите равноправия народов, предлагала пути решения вековых проблем общества, осуществляла политическое и правовое просвещение народа. Главная заслуга газеты в том, что она просвещала народ, объясняла читателям сложные вопросы современных революционных событий на родном языке. Не случайно же и Общество называлось культурно-просветительным. Справедлива высокая оценка Н.П. Павлова, данная газете и её авторам и редактору, которые подталкивали «удмуртское национальное движение на решение новых задач, использование новых возможностей, возникающих в результате победы Октябрьской революции» [6. С. 87].


Источники и литература
1. Октябрьская социалистическая революция в Удмуртии. Сборник документов и материалов. 1917 – 1918 гг. Ижевск, 1957.
2. Страхов В.В. «Заем Свободы» Временного правительства // Вопросы истории. 2007. № 10). URL: http: // www. bonistikaweb. ru / STATYI / strahov. htm. Дата обращения 28. 09. 2017).
3. ЦГА УР. Ф. 5. Оп. 1. Д. 1568.
4. ЦГА УР. Ф. Р–1072. Оп.1. Д. 1, 2. 
5. Там же.
7. 1917 год в истории Удмуртии: Документы и материалы. Ижевск, 2017.
6. Павлов Н.П. Самоопределение, автономия: идеи, реалии. Ижевск, 2000.


Автор: Л.А. Волкова, зав. отделом истории.
16.01.2018

👁 1 834

Вверх