Улиц прямые ресницы
Церковь – зрачок, как алмаз,
И с высоты дикой птицы –
В небо распахнутый глаз.
Это наш город любимый,
Выгнута бровью Чепца,
И нет в Удмуртии милой
Больше такого лица.
Ю.И. Рунц – глазовский художник и поэт
За 344 года своей истории Глазов рос, обновлялся его облик, сменялись поколения жителей. Выставка «ОбЛики города» предлагает увидеть эти изменения глазами художников ушедшей эпохи и наших современников.
Картины глазовчанина П.М. Квятковского будто «зеркало времени» отражают облик глазовских улиц и дворов рубежа XIX – XX веков. Эти работы по праву можно считать живописным источником по истории нашего города. Петр Михайлович Квятковский был внуком купца второй гильдии, владельца водочного завода Петра Федоровича Васильева. Известно, что Петр не получил профессионального художественного образования: в прагматичной купеческой семье профессия живописца, не приносящая большого дохода, считалась несерьезным занятием. Петр Михайлович посвятил жизнь преподавательской деятельности, но рисование, по всей видимости, оставалось его любимым занятием. Несмотря на заметное искажение пропорций и нарушение перспективы, его картины имеют особую атмосферу и притягивают взгляд.
Переправа через Чепцу Квятковский П.М.
Холст, масло. К. XIX в. – н. XX в.
На пейзаже «Переправа через реку Чепцу» её берега, которые ещё не соединил железобетонный мост. Река, по свидетельствам очевидцев, тогда была значительно шире и составляла примерно 100 саженей (213 м). Для сравнения длина современного железобетонного моста 160 м. На ближнем плане картины находятся подводы с лошадьми и люди, ожидающие своей очереди на переправу. На бревнах мужики дымят трубками и что-то обсуждают. Вдали видны дома горожан и пожарная каланча, а сквозь рощу городского сада проглядывает колокольня и купола Преображенского собора. Зимой люди пересекали реку по льду.
Вид Глазова
Квятковский П.М.
Картон, масло, н. XX в.
На картине – Глазовское городское училище, в котором трудился П.М. Квятковский. Это двухэтажное каменное здание на ул. Кругло-Вознесенской (ныне ул. Первомайская) построено в первой половине XIX века. В училище преподавали Закон Божий, обучали чтению и письму, языкам, точным наукам, географии и истории, черчению и рисованию, гимнастике, а также некоторым ремёслам. В нём получили образование революционер и дипломат Е.А. Бабушкин, работавший с В.И. Лениным в Париже; профессиональный революционер и государственный деятель И.А. Наговицын, первый издатель произведений А.М. Горького – А.П. Чарушников. Зритель «смотрит» на здание училища со стороны улицы Никольской (совр. Молодой Гвардии).
Комплекс Вознесенско-Преображенского собора – доминанта в серии графических работ современного художника Светланы Лузиной.
Светлана Борисовна Лузина (род. 1953 г.) - профессиональный художник, заслуженный работник культуры Удмуртской Республики. По признанию художницы, графика для неё больше, чем живопись: «В живописи можно править, довести до ума, показать себя с выгодной стороны. А в рисунке – что ты есть, то и есть, вся подноготная. Профессионализм – в графике, ведь в графике карандаш способен показать, что солнце светит. Графика – вершина мастерства художника».
Глазовские огороды на фоне собора
Лузина С.Б.
Картон, сепия. 2016 г.
Картина выполнена с фотографии Петра Алексеевича Молчанова, сделанной с самой высокой точки города – пожарной каланчи, которая находилась на улице Кругло-Вознесенской (совр. Первомайской).
Преображенский собор
Лузина С.Б.
Картон, сепия. 2016 г.
Перекресток. Столбы
Лузина С.Б.
Картон, сепия. 2016 г.
Картины выполнены с фотографий нач. ХХ века Петра Алексеевича Молчанова.
Строительство храмового комплекса в Глазове длилось свыше ста лет с 1786 по 1887 годы. Комплекс состоял из трех храмов: Вознесенской церкви (каменный трехъярусный храм-колокольня), Никольской церкви и краснокирпичного пятикупольного Преображенского собора.
Вознесенско-Преображенский Храм не простоял и века. В 1936 году были снесены Вознесенская колокольня и Никольская церковь. В 1938 году разобраны купольные башни собора. В 1960 году было принято решение о сносе Преображенского собора в связи со строительством железобетонного моста через реку Чепцу.
Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, лауреат Государственной премии УР Валентин Леонидович Белых (род. 1952 г.) уже более десяти лет воспроизводит облик городов Удмуртии до 1917 года. Опираясь на фотографии дореволюционного Глазова, Валентин Белых посвятил несколько картин и нашему городу.
Г. Глазов. Базарная площадь с Преображенским собором в начале ХХ в.
В. Белых
Холст, масло. 2021 г.
Центральная площадь Глазова носила названия «Соборная», «Базарная», «Торговая» и «Хлебная». На ней до революции находилось большинство купеческих лавок и шла бойкая торговля. Дважды в год устраивались крупные ярмарки: Успенская – летом и Никольская – зимой. По церковным праздникам - мелкие торжки. Здесь не только обменивались товарами городские и сельские жители, но совершались и крупные сделки. Например, глазовские купцы оптом скупали зерно и отвозили его для сбыта более крупным предпринимателям в Вятку или Слободское. Перевозка товаров проходила по суше через Сибирский тракт, а также по воде через Чепцу.
Панорама города Глазова с реки Чепца.
В. Белых
Холст, масло. 2021 г.
На Чепце имелась пристань, которая так и называлась «Глазов» и находилась недалеко от водочного завода (историческое здание ликеро-водочного завода). Весной, при большом подъеме воды в Глазов заходили небольшие пассажирские буксирные пароходы.
Художественная реконструкция православных храмов и улиц Глазова позапрошлого века – новое увлечение глазовского художника Александра Леонидовича Поздеева (род. 1964).
Улица Никольская
Поздеев А.Л.
Холст, масло. 2020 г.
Одна из исторических улиц Глазова известна современному глазовчанину как улица Молодой гвардии. Свое первое имя «Никольская» получила потому, что её перспективу замыкала Никольская церковь. Центральное место на картине занимает купеческий дом Якова Стрижева с вывеской магазина «Нижечикъ». Зелик Гиршев Нижечик арендовал у купца здание для торговли предметами роскоши: граммофонами, часами, ювелирными изделиями из золота и серебра.
Часовня Александра Невского
Поздеев А.Л.
Холст, масло. 2020 г. Часовня, находящаяся на перекресте улиц Молодой Гвардии и Первомайской, является правопреемницей часовни 1890-го года постройки. Храм освящен в честь Святого Александра Невского – покровителя Александра II. В 1937 году, будущий царь-освободитель вместе со своим воспитателем Василием Жуковским, посетил Глазов. В 1931 году здание было разобрано на кирпич. В 1990-е годы часовня воссоздана на прежнем месте.
Покровская церковь
Поздеев А.Л.
Холст, масло. 2020 г. На картине изображен кладбищенский храм, возведенный в 1848 году и освящённый во имя сошествия Святого Духа на Апостолов. Эта небольшая церковь была «зданием каменная, с таковой же колокольней, крепка», «утварью достаточна». Престолов в ней было два: «в холодном храме во имя сошествия Св. Духа на Апостолов, в приделе теплом во имя Покрова Пресвятой Богородицы». И хотя официально кладбищенская церковь являлась Свято-Духовской, в народе она носила имя Покровской. В Свято-Духовской церкви отпевали умерших, проводили богослужения и требы для городских и деревенских жителей, живущих по соседству с храмом.
Работы глазовчанина пропитаны любовью к родному городу. Любовь же к живописи, по словам А. Поздеева, ему «привили» в художественной школе Глазова. Одним из главных своих учителей он считает Леонида Мордвина.
Леонид Андреевич Мордвин (1941-1984) работал в стиле реализма, поэтому его картины резко контрастируют с полотнами предыдущих художников. Представители этого течения старались максимально точно отразить современную им действительность. На пейзажах Мордвина изображен Глазов советский.
Полустанок
Мордвин Л.А.
Картон, масло. 1969 г. Картина «Полустанок», по одной из версий, показывает, как выглядела станция в конце 1960-х годов. В то время станция Глазов, открытая в 1899 году, действительно больше напоминала полустанок. Только в 1971 году место ветхого деревянного здания занял новый корпус вокзала из стекла и бетона.
Картина «Утро рабочего дня» отражает будний день на Площади Свободы. Современный горожанин, привыкший не только к общественному, но и личному транспорту, посмотрев на картину задастся вопросом: «Почему на площади в буднее зимнее утро так много разделенных на группы людей?» Ответ прост: в 1960-е предприятиями города организовывались автобусы, чтобы доставлять глазовчан до места работы и обратно. Взгляд зрителя падает на историческое здание – бывший купеческий особняк, в котором в то время размещался ресторан «Север». Напротив белеет невысокое здание спортивной школы. До революции здесь находились торговые площади купцов Арасланова и Касимова. В настоящее время это строение входит в комплекс Свято-Преображенского кафедрального собора города Глазова.
Глазов. Пл. Свободы.
Начало рабочего дня
Бумага, гуашь. 1969 г. Если на картинах Мордвина явно прослеживается вокзал и площадь Свободы, то в работах его современника Валерия Бабайлова сложно отгадать, какой именно уголок Глазова запечатлел художник.
Валерий Валерианович Бабайлов (1941-2001) родился в селе Русская Лоза Игринскогого района Удмуртской АССР. В 1964 году закончил художественно-графический факультет УдГПИ и был направлен учителем рисования и черчения в школу №3 города Глазова. Трудился в нескольких школах 52 часа в неделю и умудрялся писать картины! С 1970 г. по 1980 г. работал завучем в детской художественной школе, учил своих воспитанников видеть прекрасное, прививал любовь к живописи. Валерий Валерьянович много работал над пейзажем и портретом.
Март
Бабайлов В.В.
Холст, масло. 1979 г. На пейзаже «Март» автор изобразил один из районов города, где деревянные дома с двускатными крышами соседствуют с многоэтажными новостройками. В конце 1970-х годов, когда была написана картина, темпы жилищного строительства в Глазове были одними из наиболее высоких в СССР. В год сдавалось до 29 тыс. м² жилья (это примерно 600 квартир площадью около 50 м²). По генеральному плану 1968 года предусматривался снос деревянных строений, видимо, поэтому сложно определить район города, изображенный на этой работе. Возможно, детей с картины, играющих на дороге около деревянных мостков, вскоре ждал переезд, так как жители домов «под снос» становились счастливыми обладателями квартир в новостройках.
Майское утро
Бабайлов В.В.
ДВП, масло. 1979 г.
В пейзаже взгляд притягивает снег, который, с одной стороны, выглядит весьма реалистично, а, с другой стороны, имеет всевозможные тона: от традиционного бело-голубого до весеннего нежно-розового. Розовая цветовая гамма, но уже не мартовского снега, а майской листвы привлекает внимание зрителя на другой картине Валерия Бабайлова. Какому уголку нашего города посвящено «Майское утро» также, как и в предыдущей работе, не ясно, хотя и написана картина почти на 30 лет позднее, в 1990-е годы. Картины связывает общая, какая-то домашняя атмосфера, от них веет спокойствием и уютом.
Современный Глазов постоянно меняется, обновляется, иногда его улицы сложно узнать даже на картинах 30-летней давности. Но и сто лет назад и сейчас у художников остаётся прежним желание любоваться городом, запечатлевать в своих работах его облик, тем самым сохраняя память о себе и нем.
«Город – та же отчизна,
Здесь мне знаком каждый дом,
Глазов как линия жизни,
Детство и юность – все в нем»
Ю.И. Рунц – глазовский художник и поэт
Автор: С.А. Яшкина, заведующий отделом истории
03.06.2022