Обычную почтовую открытку прошлого столетия сегодня можно рассматривать как интереснейший артефакт. Предлагаем Вашему вниманию небольшую подборку открыток 1950-х годов – Золотого века отечественной художественной почтовой карточки, – главные герои которых дети. В них, как в зеркале, отразилось представление об идеалах воспитания советского человека: трудолюбие, взаимопомощь, организованность, уважение к старшим, любовь к животным и природе, интерес к активному образу жизни, умение дружить.
«Прибыл на каникулы»
Художник Ф.П. Решетников
Издание Министерства связи СССР, Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 г.
Совокупный тираж открытки с репродукцией картины народного художника СССР Фёдора Павловича Решетникова составил свыше 13 миллионов экземпляров – больше, чем тираж какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.
Картина «Прибыл на каникулы» написана в 1948 году и посвящена радостному событию – предновогоднему приезду мальчика-суворовца домой на каникулы. Внук в военной форме полушутя рапортует о прибытии деду. Внутренний оптимизм картины, подчёркнутый не только обаянием её счастливых героев, но и праздничным убранством дома, вызывает мысли о том, что большая война закончилась и впереди у мальчика открытое светлое будущее. Вместе с тем, полотно глубоко драматично: художник не даёт ответа, где родители бравого воина. Тот факт, что во время и после войны в суворовские училища часто брали детей, чьи мать и отец погибли на фронте, придаёт этой недосказанности трагическое звучание. Картина «Прибыл на каникулы» стала одним из самых популярных произведений мастера.
![](/uploads/posts/2022-11/medium/1668598994_otkrytki5.jpg)
«На прогулке»
Художник Т.Н. Скородумова
Москва, Первая образцовая типография им. А.А. Жданова, 1955 г.
В середине 20-х годов прошлого века в стране стали повсеместно появляться детские сады – первичное звено советской системы образования. Система, объединяющая детские сады и ясли, окончательно сформировалась к 1959 году. Она охватывала детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. В саду дети были окружены теплом и заботой, получали первый опыт общения с чужими взрослыми, учились взаимодействовать с группой сверстников. Программу образования и воспитания после детского сада продолжала школа.
![](/uploads/posts/2022-11/medium/1668599017_otkrytki12.jpg)
«Первый раз в первый класс»
Художник М.М. Писаревский
Ленинградская фабрика офсетной печати, 1955 г.
В1949 году, когда начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, в Советском Союзе ввели единую школьную форму. Школьная форма для мальчиков была серого цвета и состояла из брюк и рубашки типа солдатской гимнастерки. Дополнялся комплект широким кожаным ремнем с массивной пряжкой и фуражкой с кокардой.
«Первое сентября»
Цветное фото А.И. Становова
Издание Министерства связи СССР, Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 г.
Школьная форма СССР для девочек, как и дореволюционная, состояла из коричневого платья и фартука: черного по будням и белого по праздникам. Девочки должны были ходить аккуратно заплетенными в обычные дни с коричневыми или черными бантами, а в праздничные дни с белыми.
«На пляже»
Художник О.Б. Богаевская
Ленинград, Типография «Печатный двор», 1954 г.Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Была создана система санаториев, лагерей и домов отдыха, которые работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы — июнь, июль, август. Дошкольников вывозили в пригород целым детским садом, детскими яслями за государственный счет.
Какие же ценности прививались советским детям? Отлично и хорошо учиться, быть трудолюбивым в освоении знаний.
«Еще пятерка!»
Художник Е.Н. Гундобин
Издание Министерства связи СССР,
Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 г.Евгений Николаевич Гундобин – профессиональный живописец и график, работавший по заказам Министерства связи СССР. Созданные им открытки – классика жанра. Пользовавшиеся успехом полвека назад, они и сегодня привлекают внимание искусствоведов и коллекционеров. Часто в своих сюжетах художник изображал своего сына. Так появилась знаменитая открытка «Еще пятерка!»
![](/uploads/posts/2022-11/medium/1668599432_otkrytki2.jpg)
«Первоклассница»
Художник Н.Н. Жуков
Ленинградская фабрика офсетной печати, 1955 г.
На рисунках художника-графика Николая Николаевича Жукова дети занимаются обычными детскими делами. Прототипами многих маленьких героев на рисунках стали его дети.
«С праздником Великого Октября»Художник С.В. Адрианов
Издание Министерства связи СССР,
Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 г.
В политическом воспитании особое значение придавалось участию детей в революционных праздниках, в том числе 7 ноября – Дне Великой Октябрьской социалистической революции. Чтобы привлечь внимание детей к празднику создания нового государства рабочих и крестьян, поэты сочиняли стихи о нем, композиторы – песни, а в поздравительных открытках художники создавали сюжеты с изображением детей.
«Первое сентября»
Художник А.В. Волков
Издание Министерства связи СССР,
Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 гБелорусский художник Анатолий Валентинович Волков написал картину «Первое сентября» в 1950 году. Она оказалась весьма популярной и востребованной — в августе 1951 года её опубликовал на своей обложке известный советский журнал «Огонёк», в 1954 году была выпущена почтовая открытка с её репродукцией.
Сюжет картины прост: нарядная школьница завязывает перед зеркалом пионерский галстук. Через пионерскую организацию, созданную в 1922 году, прошли многие поколения советских детей. Пионерами становились дети в возрасте от 9 до 14 лет. Вопрос о приеме кандидата обсуждался на сборе пионерского отряда, существовавшего при школе. Решение принималось открытым голосованием. Новый участник произносил клятву в присутствии товарищей, после чего ему повязывали красный галстук и вручали пионерский значок. Основными постулатами для юных пионеров были преданность родине и пролетарскому интернационализму, любовь к труду и духовной культуре.
«Артек. Фанфаристы»Цветное фото Б.Н. Романова
Издание Министерства связи СССР,
Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 г.
За примерное поведение и отличные успехи в учебе пионеров награждали бесплатной путевкой во всесоюзную здравницу, пионерский лагерь «Артек» в Крыму, у подножия Медведь-горы. Лагерь был открыт в 1925 году. В «Артек» ездили не только пионеры СССР, но и дети из более 100 дружественных стран мира. Путёвка в «Артек» считалась престижной наградой, как для советских детей, так и для зарубежных.
«Друзья»Цветное фото О.Б. Кнорринга
Ордена Ленина типография газеты
«Правда» имени И.В. Сталина, 1955 г.
«Мальчик с двумя щенками»Художник Э.В. Стрелкова
Издание Министерства связи СССР,
Московская печатная ф-ка Госзнака, 1954 г.
В детях воспитывались такие общечеловеческие ценности, как любовь к ближнему, умение заботиться о младших и слабых, любовь к животным.
«Где ошибка?»
Цветное фото Д.Н. Бальтерманца
Москва, Экспериментальная типография ВНИИППиТ, 1955 г.Важное значение уделялось организации детского досуга. Разнообразные кружки, творческие студии и спортивные секции способствовали творческому развитию юных талантов.
Фотография Дмитрия Николаевича Бальтерманц "Где же ошибка?" была опубликована в журнале "Огонек" №22 за май 1953 г. На ней запечатлены юные авиамоделисты-семиклассники Алеша Воробьев и Геннадий Синенко из Ленинградского Дворца пионеров. Открытка была выпущена позже.
![](/uploads/posts/2022-11/medium/1668599679_otkrytki14.jpg)
«Интересная передача»
Художник Н.Н. Жуков
Ленинградская фабрика офсетной печати, 1955 г.
Разнообразию досуга жителей страны, в том числе и детей, послужило новое изобретение – телевизор КВН. Экран был совсем маленьким, поэтому смотрели в него через лупу: специальных два стекла, между которыми наливалась вода, глицерин или технический спирт. Аббревиатура КВН означала Кенигсон, Варшавский, Николаевский – имена инженеров, сконструировавших телевизор. Первые модели появились в 1949 году и, модифицируясь, выпускались до 1967 года. Это первый массовый телевизор СССР. Можно считать, что с момента его появления на рынке в СССР началась телевизионная эра.
Богатая тематика, живые сюжеты, светлые лица – то, чем привлекают внимание открытки 1950-х из музейного собрания. В них отразилась бесконечная любовь авторов к подрастающему поколению.
Авторы:
Л.Л. Лихачева, зав. этнографическим отделом
И.Г. Беккер, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
16.11.2022