В дореволюционной России Пасха – самый радостный праздник христианской церкви. В субботу накануне Светлого Христова Воскресения во всех храмах освящали куличи, творожные пасхи и окрашенные яйца – её главные и зримые символы. В конце XIX века еще одним символом Пасхи стали открытки, которые несли теплые слова поздравления всем, кто не смог в праздник оказаться дома или рядом с близкими.
Первые пасхальные поздравительные открытки в России были выпущены к празднику 1898 года Московской православной общиной Св. Евгении, самым крупным дореволюционным издательством. Это были четыре акварели «на весенние сюжеты», написанные известным писателем и художником Николаем Каразиным.
Карточки почтовые «Христосъ Воскресе!»
Россия, 1904 – 1918 гг.
Пасхальные открытки в благотворительных целях выпускали и в других издательствах. Яркие, радующие глаз эскизы к ним рисовали профессиональные русские художники. Над открытками трудились такие мастера кисти, как Л. Бакст и А. Бенуа, И. Билибин и Б. Кустодиев, И. Репин и Е. Бем.
Сюжетами открыток служили церковные обряды и традиции народов России: христосование, торжественный крестный ход, пасхальные гуляния, праздничный стол с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой.
Карточки почтовые «Христосъ Воскресе!»
Россия, Москва, изд. А.Ф. Постнова, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Россия, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Всемирный почтовый союз. Россия, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Поздравляю!»
Австрия, изд-во «Братья Кон», нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Россия, нач. ХХ в.Карточка почтовая «Христосъ воскресе!»
Россия, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Россия, С.-Пб., нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ воскресе!»
Россия, нач. ХХ в.
Открытки, адресованные на имя глазовского священника А. Мальгинова в 1911 – 1914 гг.
Карточка почтовая
Берлин, изд. «Moriz & Barschall», нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христос Воскресе!» В годы Первой мировой войны на пасхальных открытках стали изображать российских воинов на полях сражений, солдат, обнимавших своих жен и любимых, раненых бойцов на больничных койках в госпиталях и помогающих им сестер милосердия. Часто средства от продажи этих почтовых карточек шли на нужды фронта и помощь раненым.
Карточки почтовые «Христосъ Воскресе!»
Репринтное издание открыток 1915 г.
Государственный центральный музей современной истории России,
2000-е гг.
В начале ХХ века спрос в Российской империи на поздравительные открытки, в том числе и на пасхальные, рос настолько быстро, что часть их заказывали за границей – чаще в Германии и Австрии. Вместо золотых православных куполов на этих почтовых карточках возвышались башенки католических костелов и протестантских кирх. На русском были только надписи: «С праздником Св. Пасхи!» и «Христос воскресе!»
Карточка почтовая
Германия, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ воскресе!»
Всемирный почтовый союз, Берлин, изд. «Martin Schlesinger (M. S.i.B.)», нач. ХХ в.
Карточка почтовая
Германия, нач. ХХ в. Зарубежные издатели использовали совсем не свойственную для России западноевропейскую пасхальную символику: зайцев и кроликов (символ плодородия и богатства), волокущих гигантские яйца; вылезающих из гигантских разбитых яиц фривольных красавиц, утят и цыплят.
Карточка почтовая
Париж, изд. И.С. Лапин, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе»
Германия, изд. «Paul Pittus», нач. ХХ в.
Карточка почтовая
Берлин, изд. «Moriz & Barschall», нач.ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Германия, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Берлин, изд. «Moriz & Barschall», нач. ХХ в.
Карточка почтовая
Германия, изд. «Amag», нач. ХХ в.
Немалую часть пасхальных открыток составляли черно-белые карточки сентиментального характера с милыми детишками и девушками, нежными ангелами, целующимися парочками в окружении цветов и веток вербы. На некоторых карточках традиция пасхального троекратного поцелуя («христосования») изображалась в чрезмерно страстной и игриво-фривольной форме.
Революция 1917 года, в корне изменившая жизнь страны, отразилась и на издании поздравительных открыток: их запретили печатать как элемент быта буржуазного общества.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе!»
Берлин, изд. «E. A. Schwerdtfeger & Co», нач. ХХ в.
Карочка почтовая «Христосъ воскресе!»
Россия, Москва, изд. А.Ф. Постнова, нач. ХХ в.
Карточка почтовая
Германия, нач. ХХ в.
Карточка почтовая «Со светлой Пасхой»
Германия, нач. ХХ в.
Возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 1980-х годов во многом за счет тиражирования дореволюционных открыток.
Карточка почтовая
Худ. Б. Кустодиев
Фоторепродукция Б. Грошникова. Изд. «Планета», 1991 г.
Карточка почтовая
Худ. Ершов. Репринтное издание открытки 1909 – 1917 гг. Изд. «Панорама», 1991 г.
Карточка почтовая «С праздником Святой Пасхи»
Автор неизвестен. Репринтное издание открытки нач. ХХ в.
Изд. «Панорама». 1991 г.
Карточка почтовая «Со светлым праздником!»
Репринтное издание открытки нач. ХХ в.
Изд. «Художественная литература», 1992 г.
Карточка почтовая «Христосъ Воскресе»
Автор неизвестен. Репринтное издание открытки нач. ХХ в.
Изд. «Панорама». 1992 г. Карточка почтовая «С праздником!»
Худ. Е. Куртенко. Изд. «Панорама», 1991 г.
Карточка почтовая
Худ. С. Комарова
Изд. «Панорама», 1991
Карточка почтовая «Христос Воскрес!»
Худ. В. Зарубин. Изд. «Марка», 1992 г.
Карточки почтовые «Христос Воскресе»
Россия, 1990-е гг.
Праздничные открытки хранились во многих семьях в течение многих десятилетий. Они были дороги как память о друзьях и родных или как напоминание о далекой молодости. Сегодня эти карточки ценятся как особый вид печатного искусства, не уступающий красотой и изяществом исполнения литографии или гравюре.
Авторы:
В.В. Ивасенко, заместитель директора по науке
Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории
11.03.2022