«Царский» катер - первый памятник города Глазова

       В самом центре города Глазова, на перекрестке улиц Первомайской и Молодой Гвардии стоит небольшое кирпичное здание, увенчанное золотой маковкой с крестом. Это Александро-Невская часовня, восстановленная на месте прежней, снесенной до основания еще в 1930-е годы. Тот маленький храм был возведен в память об императоре Всероссийском Александре II, в юности проезжавшем через наш город во время долгого путешествия по России.
Глазов. Александро-Невская часовня. 2000-е годы

       Долгое время рядом с часовней хранилось сооружение, непосредственно связанное с историей пребывания царевича в городе на Чепце. Это была большая лодка, на которой переправлялся через реку наследник престола. Ее по праву можно назвать самым первым памятником города Глазова.

       Как известно, цесаревич Александр Николаевич по дороге из Вятки на Воткинский завод заехал в наш город поздно вечером 20 мая 1837 года. Переночевав со своими спутниками в каменном двухэтажном доме глазовского купца Ивана Волкова, и посетив утром 21 мая Преображенский собор, царевич отправился в путь к селу Балезино. Там конный поезд Александра должен был переправиться через Чепцу. По воспоминаниям очевидцев, «за полчаса до прибытия свиты Его Высочество уже был у Балезинского перевоза, где собралось около 500 человек, в числе которых находились татара и вотяки. В ожидании свиты Государь Наследник ходил по берегу и рассматривал народ – татарок и вотячек...»

       Наследнику понравилось «приятное картинное местоположение берегов реки» и его воспитатель – известный поэт Василий Жуковский – быстро набросал на бумаге панораму Чепцы. Многие из свиты Александра Николаевича там же, на берегу, отведали выставленные на столе удмуртские блины с яйцами. Затем началась переправа. По Чепце царевич переправлялся на так называемом катере. В то время это было гребное судно, по размерам превосходившее обычные речные лодки и ялики.

       На катере Его Высочества чести быть гребцами удостоились семеро сыновей глазовских купцов. Для такого случая они принарядились «в нарочито» приготовленную ими красивые голубые рубашки из плотного глянцевого полотна, обшитые по воротнику золотым галуном и белые шаровары, надели круглые шелковые шляпы и подпоясались «малиновыми шелковыми кушаками...» После катания цесаревича со свитой по реке, купеческие сыновья «удостоились Высочайшей благодарности и награды 100 рублей».
Цесаревич Александр Николаевич в мундире Атаманского полка

       Известны имена гребцов, переправлявших через Чепцу самого цесаревича. Это были Яков и Алексей Чирковы, Иван и Григорий Сергеевы, Петр Смагин, Ефстафий Завалин и Дмитрий Попов. Почти все они продолжат дело своих отцов и войдут в число самых богатых и влиятельных купцов Глазова.

       Память о посещении города будущим императором оставалась надолго. На сто рублей, подаренные царевичем, молодые купцы заказали большую икону во имя святого князя Александра Невского, небесного покровителя царевича, и поместили ее в холодном храме глазовского собора.

       А лодка-катер, катавшая наследника престола по Чепце, была перевезена в Глазов и помещена на вечную стоянку под навесом на Соборной площади города. Полвека кораблик стоял в самом центре Глазова. Рядом с «царским» катером шумели городские базары и ярмарки, в церковные праздники с хоругвями и торжественным пением шли крестные ходы, спешили мимо прохожие...

       После трагической гибели Александра II глазовцы почтили память императора строительством в 1890 году кирпичной часовни напротив дома купца Волкова, в котором когда-то ночевал царевич, а теперь размещалась городская управа. Вокруг часовни был разбит небольшой березовый сквер. Также глазовское городское управление озаботилось сохранностью «царской» лодки, как «исторического памятника для потомства». Катер, уже немало пострадавший от времени, был «заново отремонтирован, очищен, осмолен и на борту его сделана соответствующая надпись». Обновленное судно было помещено под деревянный навес с перилами на кирпичном основании, за Александро-Невской часовней.
Александро-Невская часовня и уездная земская управа в г. Глазове. Начало ХХ века
(РГИА. Ф.1293. Оп.169. Д.302. Л.1.)

       Впрочем, как писал в октябре 1905 года корреспондент губернской газеты «Вятский вестник» В. Невский, «так как катер этот находится под навесом и не защищен, вследствие этого, со всех сторон от действия непогоды, то он находится теперь в невозможном состоянии. Так что лицо, которое поближе пожелало бы взглянуть на исторический свидетель переправы Царя-Освободителя через реку Чепцу, будет лишено этой возможности, потому что скверный запах и следы нечистот не подпустят его близко к нему...»
«Царский» катер под навесом в Глазове (РГИА. Ф.1293. Оп.169. Д.303. Л.1.)

       В начале ХХ века в разросшемся скверике за Александро-Невской часовней любила неспешно прогуливаться городская публика. По свидетельству жителя города Глазова Николая Лобовикова, видевшего «царский» катер еще подростком, «лодка эта – больших размеров – хранилась в сквере ... под особым навесом в окружении проволочной сетки в качестве стен. К 1917 году лодка была уже достаточно ветхой...»

       В марте 1917 года в Петрограде была свергнута с престола династия Романовых. Одной из первых жертв революции в Глазове стал старый катер. Одряхлевшее суденышко, которому к тому времени уже исполнилось 80 лет, в одночасье из исторического памятника вдруг стало символом павшего самодержавия.

       18 апреля (1 мая по новому стилю) Глазовский гарнизонный военный комитет впервые организовал в городе праздник Международной солидарности трудящихся. Одним из пунктов программы праздника стало снятие «царской лодки».

       После того, как первомайская демонстрация подошла к скверу у часовни, ораторы, один за другим, взбираясь на лодку, произнесли перед толпой пламенные речи. Затем руками горожан и солдат 154-го запасного полка катер был вытащен на берег широко разлившейся в половодье Чепцы. Как вспоминал Николай Лобовиков, «царская лодка», была «обильно облита керосином» и горящая, спущена вниз по течению «под одобрительные возгласы присутствующих при этом».
Глазов. Ледоход на Чепце. Начало XX века

       Так погиб первый памятник города Глазова, хранивший живую память об императоре Александре. Долгое время не оставалось никаких свидетельств о том, как на самом деле выглядел «царский» катер. Но, совсем недавно, в фондах Российского государственного исторического архива и Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина были обнаружены неизвестные прежде фотографии Александро-Невской часовни и «царской» лодки. 6 сентября 1901 года министр внутренних дел Российской империи разослал специальный циркуляр № 10 с предписанием губернаторам о доставлении в Техническо-строительный комитет МВД точных списков памятников древности «с применением подробных их описаний и указаний ... и с приложением по мере возможности рисунков, планов и фотографических снимков...».
«Царский» катер под навесом в Глазове (РГИА. Ф.1293. Оп.169. Д.302. Л.1.)

       Уникальные фотографии начала ХХ века оказались в Санкт-Петербурге и сохранились в архиве до наших дней, донеся до нас малоизвестную, но яркую страничку истории уездного городка на берегу реки Чепцы...


       Автор: Г.А. Кочин, научный сотрудник музея отдела истории.
       15.01.2021

👁 1 427

Вверх