Свободу Вьетнаму, или когда бабушка была Снежинкой

       «Должно быть весело»

       С течением времени интересы и идеалы общества меняются. Одни праздники уходят в прошлое и забываются, на смену им приходят другие. Даже всеми любимый Новый год не всегда был таким популярным среди взрослого населения и долгожданным для детей.

       Еще сто лет назад образ нарядной елки неразрывно связывался с Рождеством Христовым. После революции, когда в стране многое изменилось, постепенно изменилось и отношение к ёлочке. Поначалу даже сам Ленин, вождь революции, приходил к детям на рождественскую елку, а уже в 1926-1927 годах развернулась антирелигиозная кампания. Под запрет попали и ёлки, и ёлочные игрушки. Закрылась единственная в России фабрика ёлочных игрушек в Санкт-Петербурге. Но не прошло и десяти лет, как 30 декабря 1935 года в «Правде» появилось обращение Павла Постышева, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б): «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим ребятам ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, детские клубы, ясли, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе, как «левые» загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». Уже на следующий день в газетах опубликовали постановление «О проведении вечеров учащихся, посвященных встрече 1936 г.» за подписью генерального секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева: «Рекомендовать комсомольским и пионерским организациям провести 31 декабря сего года в школах вечера учащихся 7,8,9 и 10 классов, посвященные встрече 1936 г. … Должно быть весело, не допускать докладов о деятельности школы, об общих задачах наступающего года». С тех пор в нашей стране по аналогии с Рождественским праздником стали отмечать встречу Нового года. Со временем стали открываться производства ёлочных игрушек.

       О чем мечты – о том костюмы

       Сегодня легко собраться на новогоднее представление, без труда можно выбрать костюм для ребенка на любой вкус. Наши мамы и бабушки, будучи детьми, могли увидеть в магазине разве что маску из папье-маше. А хотелось на волшебный праздник чего-то особенного, такого, чего у других нет. И потому долгое время новогодние костюмы для детей и взрослых изготавливались своими руками. Преобразившись в сказочных героев, дошколята и младшие школьники отправлялись на новогодние утренники, старшие ребята и взрослые – на балы-маскарады. А образы, надо сказать, не всегда создавались сказочные. Особенно это касается костюмов для взрослых. Может быть, потому, что навеяны были не сказкой, а жизнью, её идеалами и стремлениями. Например, костюм «За высокий урожай» на новогодней елке послевоенных лет в одном из клубов глазовского района. Прямо-таки лозунг, не просто костюм. А в войну? До праздников ли было в военные тяжелые годы? Но все-таки праздновали. Назло фашисту праздновали. И стремились хорошо трудиться, чтобы помочь фронту. Отсюда и костюмы появлялись, подобные лозунгам и пропагандистским речам.

       У двадцатилетней Евдокии Бельтюковой, в годы войны направленной в колхоз агрономом, до самого нового года было полно хлопот о подготовке к будущей посевной. А в клубе затеяли новогодний маскарад. В каком костюме появится молодой агроном на новогодней елке? Евдокия не растерялась и в считанные часы соорудила костюм «Сноп». Украсила удмуртский народный костюм колосками, на голову надела кокошник в виде снопа – и готово! В сельском клубе среди прочих новогодних образов он был признан лучшим и сотворил новогоднее чудо для Евдокии – призовые 200 рублей, в то время как зарплата ее была 300 рублей. Можем ли мы сейчас представить, как выглядел в послевоенные годы костюм «Миру – мир» или «Конституция СССР»? А люди о чем мечтали, о том и загадывали желания на новый год. Мечты были о мирной жизни в славном советском государстве, которым гордились. И все они воплощались в том числе и в костюмах. Позже, в шестидесятые годы, на заводских и фабричных балах-маскарадах в веселом танце закружились не только клоуны, матрешки и мушкетеры, но и космонавты, что, несомненно, связано с победоносным для нашей страны покорением космоса в 1961 году – полетом Юрия Гагарина на космическом корабле. Космос долгие годы был излюбленной темой в новогодних представлениях и открытках советского времени.
Открытка 1980 года выпуска
Открытка 1981 года выпуска

       В те же годы советских граждан не оставляла равнодушными война во Вьетнаме, и потому костюм «Свободу Вьетнаму» получил высокую оценку при встрече 1966 года на маскараде коллектива маслозавода. Особенностью балов-маскарадов было и то, что на празднике среди костюмов проводился конкурс. Ведь новогодний наряд, изготовленный самим его владельцем, показывал, сколько фантазии и мастерства человек проявил для представления образа. Жюри конкурса выбирало лучший костюм, который после подведения итогов «премировали». Детям вручались призы, а взрослым – денежная премия.

       На грани реальности и сказки

       В наше время вызывают улыбку названия костюмов политической или экономической тематики, но были и костюмы, созданные с юмором, для поднятия настроения, которые тоже по-доброму воспринимались советской публикой. Например, при встрече 1964-го года в сельхозартели «Новый путь» на маскараде появилась необычная Принцесса. Образ вызвал симпатию и привлек всеобщее внимание тем, что Принцессой выступала 70-летняя колхозница Анисия Николаевна Ильина.
Фото из личного архива И.И.Кондратьевой. Встреча 1983 года

       Школьники конец декабря и январские каникулы проводили около новогодней ёлки, сначала в школе, потом в культурных учреждениях города. На ёлках начальной школы в зале появлялись забавные животные (Заяц, Лиса, Медведь, Волк, Кот, Бабочка), сказочные герои (Мушкетёр, Кот в сапогах, Буратино, Индеец, Арлекино, Доктор Айболит, Цыганка, Снежная королева, Красная шапочка, Мальвина, Принцесса) и просто новогодние персонажи (Дед Мороз, Снегурочка, Снежинка, костюм Старого и Нового года).

Новый год в детском саду, архив Планкиных
Фото из личного архива В.В.Кондратьева. Встреча 1974 года.

       Только единицы являлись на елку в костюмах фабричного изготовления, купленных в магазине. Остальные – в нарядах, созданных руками родителей или самих ребят. Работа по изготовлению ёлочных украшений, гирлянд, бус и новых карнавальных костюмов кипела не только дома, но и в школьных пионерских комнатах. Школьникам было интересно изготовить новогодний образ своими руками, ребятам начальных классов помогали старшие ребята-пионеры.

       А что делать, если новый год близко, а костюмом обзавестись не удалось? Как же здорово в таких ситуациях приходили на выручку соседи! Если утренники у детей не совпадали, то делились по-соседски друг с другом костюмом. А дружба с соседями была мировая – люди друг друга знали не просто в пределах лестничной площадки. Соседи со всего квартала дружно лепили для двора горки и заливали катки, а в новогоднюю ночь шумно и весело катались и кидались снежками.

       Я – Снежинка!

       С приближающимся новым годом на окнах многих домов появлялись снежинки, вырезанные из бумаги. Бумажные и нежные пластмассовые снежинки украшали ветки новогодних елок. А еще для имитации снега и снежинок использовали вату. Комочки ваты лежали снеговыми шапочками на веточках елки и, нанизанные на нитку, свисали с потолка, создавая в комнате зимне-сказочную атмосферу. А кто из нынешних мам и бабушек сами не побывали в далеком детстве новогодней Снежинкой?

Фото из личного архива В.А.Ермаковой. Конец 1970-х гг.

       Девочки-снежинки вместе с мальчиками-зайчиками были самыми распространенными героями новогодних утренников. Причина, возможно, кроется в доступности материала для пошива платья Снежинки. Чаще всего шили платье из марли, которую крахмалили: чем больше марли, тем пышнее платье. Случалось даже так, что сшитое платье служило в течение нескольких лет: с возрастом лишь добавлялась оборка для увеличения длины и закреплялись отпавшие «блестяшки». Для яркости образа платье украшалось мишурой. Мишура, впрочем, шла на украшение и обычных платьев, если девочки шли на праздник просто нарядными, не в костюме. Дополняла образ Снежинки корона, в основе которой был картон, обклеенный марлей и ватой. Корону украшали мишурой, бусинами и стеклянными трубочками от елочных бус. Крепилась корона с помощью резиночки.

Фото из личного архива В.А.Ермаковой. Конец 1970-х гг.

       Не плачь, Баба Яга!

       Случилось так, что однажды на елку в школу №9 заглянула настоящая Баба Яга! Было это в середине 80-х! В ярком нарядном зале собралось много народу. На новогоднее представление были приглашены ученики с первого по пятый класс. Ребята пришли не одни - с родителями и младшими братишками-сестренками. Радость и восторг от наряженной елки дополнялся демонстрацией своих костюмов, приготовленных для этого праздничного события. Кто-то сегодня мог получить большую шоколадку – приз за лучший костюм! Это сейчас большой шоколадкой не удивишь даже дошкольника. А тогда получить ее было великой радостью для любого. И вот незадолго до начала праздника в дверном проеме показалась настоящая Баба Яга! Вся в лохмотьях и старой юбке, с морщинистым лицом и страшным крючковатым носом. Малыши насторожились и подбежали к мамам. В этот момент Баба Яга открыла свой рот, и все увидели страшные зловещие клыки… С разных сторон зала раздался плач. Это заплакали младшие братишки-сестренки, а школьники стали показывать пальцем и перешептываться. Еще мгновение – начинает плакать сама Баба Яга и убегает из зала. Что же на самом деле произошло?

       Месяцем раньше папа пятиклассницы Марины почему-то решил, что дочка на карнавальной елке будет не Снежинкой, не Лисичкой и не Принцессой, а настоящей Бабой Ягой. Папе-художнику ничего не стоило создать для дочери такой образ, а маме-рукодельнице – сшить подходящую одежду. И вот в течение нескольких недель на трехлитровой банке создавалась из папье-маше маска сказочной злодейки. С большим кривым носом, морщинками и мохнатыми бровями. Да не просто маска. Нижняя часть маски была разрезана так, что рот открывался и показывались страшные зубы. А иглой швейной машины лихо пристрачивались длинные лоскуты-лохмотья. Старая бабушкина юбка, мамин шиньон и платок дополнили образ настолько, что получилась настоящая Баба Яга! Почему Марина-пятиклашка не воспротивилась примерить образ злодейки, никто не знает. Да и сама она не помнит. Помнит только, как одноклассники восхищались правдоподобностью костюма, подходили потрогать маску, как потом она плакала и отказывалась вернуться в зал, но все же вернулась, и как получила за свой костюм заветную большую шоколадку!

       Что ж, времена изменились. Теперь нет конкурсов на лучший детский костюм, но детвора и в наши дни с радостью наряжается в современных героев мультфильмов и сказок и радостно спешит на новогодний праздник, самый лучший праздник в году – Новый год!

Фото из личного архива Л.В.Трефиловой. Конец 1970-х гг.
Фото из личного архива Л.В.Трефиловой. 1980 год.


Автор: И.И. Кондратьева, научный сотрудник музея отдела образовательно-просветительской деятельности.
23.12.2020

👁 720

Вверх