Крестьянская взаимопомощь - часть жизни северных удмуртов




Оген венез но ӝутыны уг луы
(Одному и иголку поднять тяжело)
Давно позади летняя страда и уборочная пора. Легче было тем, кто справлялся со своими задачами не в одиночку. Традиция крестьянской взаимопомощи в наших краях многовековая.

Обычай взаимопомощи по-удмуртски называется веме (по русски — помочь).

А как раньше, в советские времена, и сейчас в удмуртских деревнях люди поддерживали и поддерживают друг друга в ответственное и непростое время срочных и важных работ? Об этом мы расспросили у самих жителей деревень Глазовского района. И вот какая картина получилась.

В таком виде работ как посадка и уборка картофеля в д. Кочишево продолжает существовать родственная и соседская взаимопомощь. Сегодня, наблюдаем такую картину, когда картофель сажают на общем поле представители нескольких поколений одной большой семьи: самого старшего поколения (пожилые родители), их двое-четверо взрослых детей со своими семьями. Они – хозяева будущего урожая. Им помогают в работе несколько более дальних родственников, в том числе из своей и соседних деревень, возможно, из Глазова, и несколько человек соседей. Все члены большой семьи участвуют в работе, в том числе и дети 6-8 лет, которые бросают картофелины в лунки.

В одной семье мне пришлось наблюдать такую картину. Посадив картофель в Кочишево, и угостившись, пообедав, прямо в поле, все вместе в этот же день отправились в д. Б. Лудошур помогать сестре хозяйки. Работу наметили на субботу-воскресенье. Потрудившись в субботу в Кочишево и Б. Лудошуре, в воскресенье поехали в Удмуртские Парзи на посадку картофеля ко второй сестре.

Эти работы сопровождаются веселым общением и угощением помочан. «Как только копнули землю лопатой и посадили первую картофелину, хозяйке следует поднести работникам, в основном, конечно, мужчинам, по стопочке водки. Когда посажена половина поля, все идут на отдых. Люди сели отдыхать, хозяйка несет угощение – закусочку, водку выносишь… Без этого картошка не растет» - рассказывает моя знакомая. Выносят и безалкогольное питье, например, компот. После отдыха работа продолжается до завершения. Все моют руки, заходят в дом, где уже накрыт полный стол угощения, хозяйка заходит немного пораньше других: окрошка, яйца в сливочном топленом масле, солености – свои заготовки, сваренное куриное мясо кусочками, колбаса. Потом подносят горячее, за ним чай со сладостями. Угощает старая хозяйка, которая не работала в поле, ей помогают близкие родственницы. Гости – участники работ - благодарят хозяев и постепенно маленькими партиями, расходятся по домам.

Осенью по той же схеме происходит копка картофеля. Отличие в угощении в том, что весной обычно первым блюдом служит окрошка, а осенью обязательно горячий суп.

Следующий вид работ – сенокос. Косят в настоящее время с помощью трактора и навесной косилки. Помощь бывает нужна тогда, когда держат корову, так как надо заготовить много сена. Если держат только овец, обычно справляются силами своей семьи. В упоминаемой уже ранее нами семье, хозяин, молодой мужчина, скашивает несколько участков – свой, для сестры жены, живущей в соседней деревне Б. Лудошур и держащей корову. До недавнего времени, когда держала корову другая сестра жены в д. Удмуртские Парзи, он косил и для нее. Гребут тоже с помощью техники. Убирают сено, опять же все вместе, все родственники из трех деревень. Грузят в телегу, прицепленную к трактору, привозят к сеновалу, из телеги перегружают на сеновал вручную вилами. Как правило, в этих работах принимают участие только мужчины – родственники и соседи-друзья.

Особенно дружно проводят веме, связанное с сенокосом, жители улицы Полевой д. Кочишево. Постоянные участники работ – 4 семьи. Косят с помощью техники (нанимают), а потом ворошат сено, гребут и убирают вручную, грузят-разгружают, на сеновал загружают, складывают.

Соседи рассказывают: «Полевая улица помогает друг другу по-соседски. Это чистая совместная безвозмездная помощь, получается экономия денег. Чтобы деньги не тратить, друг другу помогли и все. Потом они тоже застолье устраивают. По-другому не бывает, без угощений. Твоей семье помогают – ты накрываешь. Потом другой семье помогают - они накрывают».

Не только из трудов на земле состояла деревенская жизнь.

Следующий вид веме называется «корка миськон» - мытье дома. По своей сути, это вид женской взаимопомощи. В расцвет бытования обычая в д. Кочишево, такую работу проводили женским коллективом последовательно в нескольких домах. Участницы – хозяйки этих домов и их родственницы, подруги–соседки. Как вспоминает Михайлова Фаина Павловна, 1931 г.р.: «… бывало, что в 12 домах мыла...». Обязательной составляющей веме была баня, после которой садились за стол с картошкой, пареной калегой, кашей, другими блюдами и кумышкой. Эта информация приходится на 1950-е годы.

Мыли дом, а точнее бревенчатый потолок, бревенчатые стены, доски пола порошком, который назывался дресва. Получался он из камня, с помощью которого топили бани по-черному. От долгого использования жженый камень начинал рассыпаться, крошиться и его растирали в порошок. С помощью дресвы и голого твердого веника терли добела доски пола, потом уже мыли тряпкой.

На сегодняшний день поочередное проведение данного веме в нескольких домах в Кочишево уже не практикуется. Мы наблюдали случай случай помощи одному конкретному дому, где хозяйка по состоянию здоровья и в силу возраста (72 года) не может выполнить генеральную уборку самостоятельно. Вторая причина, почему живет этот обычай в данной семье – это повод встречи родственниц – городских и кочишевских - для радостного общения. Еще причина, по которой делают веме именно в этом доме в том, что как сами они говорят: «У других-то уже по-современному», а в данном доме бревенчатые стены, без обоев.

Дом моют весной, обычно за неделю до Пасхи. Дочери хозяйки, посоветовавшись, назначают день и приглашают участниц. Говорят, «…веме будем делать – «корка миськон». Приходит ежегодно один и тот же состав женщин. В общей сложности собирается 7 человек. Работа идет дружно и весело, с шутками, смехом. Сначала моют зал, делают перерыв, потом уже моют кухню и прихожую. После окончания уборки женщин обязательно угощают: «Что есть, всё на стол!»

Через неделю всех участниц «корка миськон» приглашают в гости на Пасху. Это благодарность за помощь. Специально для них хозяйки пекут перепечи, табани. Обязательно на столе бывают крашеные яйца. Женщины на этот раз приходят с мужьями, с внуками. Родственники весело общаются.

Обычай веме «корка миськон» активно бытовал и в других деревнях Глазовского района. Корепанова Елена Вениаминовна, вспоминает как он проводился в конце 1960-х гг. в д. Бозино, которая располагалась рядом с д. Золотарево Глазовского района: «Терли потолки некрашеные. Мыли всё в доме, даже посуду. Я была девочкой, мыла досочки разделочные. По ходу работы женщины выпивали рюмочку. Когда все было сделано, шли в баню, потом ели табани».

Во второй половине 1940-х Александра Кузьмовна Поздеева ходила помогать мыть дом перед Пасхой из д. Б. Лудошур, куда она вышла замуж, к своим родителям в д. Котнырево. С 1960-х годов, когда семья переехала в Глазов, в частный дом, и до 2000-х годов, каждую весну, до Пасхи, к Александре Кузьмовне приходили помогать делать генеральную уборку, обязательно с мытьем потолка, дочери, снохи, приходили и одна-две более дальние родственницы.

На этом примере мы видим, что вместе с жителями села, обычай взаимопомощи «переехал» в город Глазов. Кроме совместного мытья дома, в городе до конца 1980-х гг. сохранялась совместная с родственниками обработка общих картофельных полей; в 1970-х - начале 80-х силами родственников большой семьи проводился сенокос и совместная их работа по закалыванию животных.

До сегодняшнего дня поздней осенью проводят веме по ощипыванию гусей, являющееся видом женской взаимопомощи. В Кочишево говорят: «У нас это еще живет в деревне». Михайлова Фаина Павловна, рассказывает про 1950-е годы: «На веме «зазег вандон» и я звала, и меня приглашали тоже. Гусей ощипывали, потрошили, по количеству – 10-15 голов. Угощали, стол накрывали. Это все делали бесплатно. Это безвозмездная помощь родным, близким…».

Зарезанных гусей несут в баню. Ощипывают с помощью горячей воды, но чаще горячего пара. Одни руки могут вытерпеть, самое большое, 3-х гусей. «…Перо ощиплешь… там работы то очень-очень много. Надо палить, чтобы удалить оставшееся перо, надо мыть, потом пороть. А порешь то, сколько грязи еще... Кишки надо убирать». Во время работы обычно в шуточной форме намекают хозяйке, что надо бы немножко выпить … могут сказать: «…что – то горло пересохло…».

Веме проходит празднично. Хозяйка накрывает стол. «Она и ощипывает, и стол успевает накрывать – заранее у неё уже все готово. Подает и закуски и обязательно что-нибудь горячее».

Соседи также помогают друг другу, когда режут домашних животных. Делают это в ноябре, с установившейся морозной погодой. Обычно участвуют в этом виде работ только самые ближние соседи, мужчины. Режут сейчас чаще бычка или поросенка. Человека, имеющего большой опыт, слывущего специалистом в данном деле, зовут многие жители деревни. Когда вся работа сделана, все убрано, помощников угощают.

Людям, оказавшимся в сложной ситуации не временно, а постоянно, помощь носит регулярный характер. Помогали и помогают овдовевшим женщинам. Родственники приходят к ним сажать и копать картофель, готовить на зиму сено, пахать огород. Сами женщины, в свою очередь, тоже тоже участвуют в помочах у родственников.

Один из видов взаимопомощи - это помочи, затеваемые по своей инициативе каким-либо одним хозяином. Самый востребованный вид (был и остается) — это совместное возведение дома.

Дом, в котором сейчас живет в д. Кочишево Михайлова Фаина Павловна, подняли под крышу за один день: «Веме делали – «корка пуктон» - всей деревней. Было это в 1960-м году. Помогали строить абсолютно безвозмездно. Хозяева угощали».
Как проводили веме по строительству дома в деревне Большой Лудошур в середине 1950-х годов, рассказала Р.Я. Лихачева: «До веме сруб для дома рубили плотники – специалисты. Они бревна помечали топором римскими цифрами (I, II, III, IV, V), чтобы легче было их складывать по-порядку во время веме.

За 2-3-4 дня до веме хозяева оповещали и приглашали близких соседей из своей деревни, многочисленных родственников близких и дальних, живущих в своей и за пределами своей деревни.

Участники собирались ранним утром. Руководил работой или хозяин или кто-то из приглашенных, у кого больше опыта в строительстве. Они заранее договаривались с хозяином. Обговаривали все детали – кто, за что будет отвечать (иначе будет хаос). Готовые срубленные и помеченные бревна мужчины по порядку подносили, поднимали и складывали на фундамент. Женщины же становились вдоль будущих стен по 3-4 человека с каждой стороны и клали между бревнами мох, который подносили дети. Затем маленькими лопатками этот мох уплотняли или сами женщины или дети. Обычно дома поднимали в теплую или жаркую погоду, хотелось пить. И дети тут тоже помогали – подносили питье кувшинами или бидонами - подавали работникам. Часть женщин вместе с хозяйкой готовила обед и накрывала столы прямо на улице или во дворе. Дети тоже им помогали.

После окончания работы, когда дом был поднят под крышу, все дружно садились за столы, пили деревенское неопьяняющее пиво, кумышку, не до опьянения. Обязательно желали хозяевам здоровья и счастья в новом доме».

В настоящее время в Кочишево больше строят каменные дома. Как и раньше, устраивают веме, оказывая безвозмездную помощь родственникам и односельчанам. На мужскую работу традиционно помочан приглашают мужчины.
В одном известном нам случае хозяину помогали строить дом братья, соседи, зятья, повзрослевший сын. Во втором случае «когда поднимали конек, приглашали еще двух соседей». Обе семьи нанимали двух каменщиков. Помощникам работы тоже хватало: они замешивали и подавали раствор, подавали кирпичи, выполняли другие вспомогательные работы. Специалистам заплатили деньгами. А своих только кормили, каменщиков тоже приглашали за стол вместе со всеми.

Помощников по обычаю полагается приглашать на новоселье. После того, как поставлены стены под крышу, еще не один год идут внутренние работы, которые выполняются своими силами мужчинами семьи.

У северных удмуртов ранее встречался и в 1980-е гг. еще бытовал обычай женской взаимопомощи, связанный с рождением ребенка. Родившей женщине помогали едой. Женщины вспоминают: «На 2-й, 3-й день, как приедет молодая мама из роддома домой, несут ей шанежки целыми корзинками. Несут кумовья, родственницы, соседи. Приходили небольшими группами, обычно оставались пить чай, но долго не засиживались». Так помогали роженице, пока она была слабой после родов, и ей тяжело было готовить, кормить семью. Главной целью визита была именно помощь, поддержка. В д. Золотарево в 1960-80-е годы соблюдение такого обычая было обязательным, изредка можно встретить его и сегодня.

Многие обычаи, традиции и обряды уходят из нашей жизни. Использование взаимной родственной, соседской и дружеской помощи существуют сегодня в деревне благодаря сохранению этических норм, обычаю добрососедства, крепости родственных связей, экономической эффективности такой работы.

10.12.2014
Автор:  Л.Л.Лихачева, научный сотрудник музея этнографического отдела
Опубликовано: Декабрь 2014 г.

👁 611

Вверх