«Такой маленький, маленький плакат».

Декабрь 1859 считают рождением бумажного спичечного этикета. Именно тогда была отменена обязательность упаковки спичек в жестяные коробки.

Новое оформление спичек вскоре привлекло коллекционеров. Так зародилась филумения — коллекционирование спичечных этикеток, коробков, буклетов, самих спичек и предметов, связанных с ними. В 1950 - 1960 годы увлечение спичечными этикетами по массовости уступало лишь собиранию почтовых марок.

Спичечная этикетка - вещь уникальная. Это маленький плакат, простой и понятный, несущий в себе краткую, важную и разнообразную информацию. Она чутко реагировала на все стороны жизни страны. Просматривая альбомы коллекций спичечных этикеток времен СССР, можно узнать, что занимало общество в те или иные годы. Этикетка праздновала творческие и спортивные победы страны, достижения народного хозяйства, освещала этапы освоения космоса, прославляла лучших людей страны, шахтеров и спортсменов, космонавтов и сталеваров, учителей и хлеборобов… Зачастую коллекция спичечных этикеток – это история страны в картинках!

Предлагаем вашему вниманию малую толику этикеточного разнообразия из фондов Глазовского краеведческого музея. Значительная часть представленной коллекции была собрана глазовчанином Геннадием Николаевичем Русских (1948-2019).

Изображение на этикетках памятников истории и архитектуры, связанных со становлением государства, служило напоминанием о славных страницах прошлого и знакомило с культурным наследием страны – Союза Советских Социалистических Республик.





















Этикетки представляли народное творчество, национальные костюмы народов Советского Союза, народные игры и забавы. Не оставались без внимания и современные виды культурного досуга.









































Герои-космонавты, спутники и межпланетные автоматических станции, космические первопроходцы - собаки… По спичечным этикеткам можно было ознакомиться с советской историей освоения космического пространства.



























Союз Советских Социалистических Республик занимал одну шестую часть суши планеты. Земля, богатая лесом и его обитателями, щедрая дарами и безгранично красивая, могучая и такая беззащитная перед человеком, нуждалась в бережном к ней отношении, в любви. И об этом очень доходчиво говорили маленькие спичечные этикетки.































Главное богатство государства – его граждане, его народ. Человеческая жизнь, самое ценное, что есть на свете. Простые и понятные слова и картинки на спичечных этикетках предупреждают о возможных опасностях, подстерегающих человека на производстве и в быту.































На этикетках можно было встретить и философские мысли. Мудрые изречения великих людей, краткие и емкие фразы, заставляли задуматься о том, что часто, в суете повседневности, оставалось без внимания.















Этикетки пропагандировали развитие народного хозяйства, внедрение новейших достижений науки и техники, прославляли тружеников.

Портреты передовиков народного хозяйства и героев социалистического труда давали понять, какого уважения и почета может добиться своим трудом простой рабочий человек в советской стране.









































Если рекламу единственного в стране сберегательного банка СССР можно назвать саморекламой, то достижения советских спортсменов были рекламой советского образа жизни. Наши спортсмены завоевывали огромное количество призов и наград, выступая под государственным флагом. Становились рекордсменами и чемпионами не ради личной славы и наград, а ради умножения величия родной страны - Союза Советских Социалистических Республик.

























Сувенирные спичечные наборы

Отменно оформленные сувенирные спичечные наборы были востребованы не только филуменистами. Упакованные в симпатичные коробки-гроссы, они привлекали внимание покупателя и не залеживались на прилавках.





Гроссы

Кабинетные спичечные коробки вмещали четыре обычных спичечных коробка.













Кабинетные спички

Сувенирный спичечный набор "Русский лес" был разработан в 1979 году при совместном участии СМК "Гигант" и Балабановской экспериментальной фабрики.

В состав набора входили (по терминологии изготовителя):
- Один большой круглый пенал (диаметр 55 мм., высота 275 мм.)
- Один большой квадратный пенал (размер - 57 х 57 х 280 мм.)
- Две малых квадратных коробки (размер - 40 х 40 х 57 мм.)
- Восемь малых круглых пеналов (диаметр 20 мм., высота 57 мм.)
- Шесть кабинетных коробок (размер 70 х 110 х 18 мм.)
- Восемь плоских коробок (размер 48 х 58 х 14 мм.)
- Пять коробок "малютка" (размер 40 х 27 х 10 мм.)

Набор был выпущен с двумя разными гроссами (гросс – изображение на крышке). В нашем случае представлен гросс с изображением зимнего леса.

Изначально набор не предназначался для продажи, но, спустя несколько лет, филуменисты могли его приобрести в специализированных магазинах за 16 советских рублей.


















Сувенирный спичечный набор "Русский лес"
За долгий исторический путь спичка не только сохранила свой облик и предназначение, но и дала начало новой вспомогательной исторической дисциплине - филумении.

Автор: В.В. Кондратьев, экскурсовод.
09.06.2021

👁 350

Вверх