Буднично и незаметно для города прошла юбилейная дата в истории Транссибирской железнодорожной магистрали. 125 лет назад состоялась торжественная закладка деревянного одноэтажного здания будущего вокзала станции Глазов Пермско-Котласской железной дороги! 1 июня 1897 г. произошло это важное в экономической и культурной жизни уездного города событие.
Здание вокзала железнодорожной станции Глазов. 1910 год.
Торжество привлекло множество горожан и жителей окрестных деревень, пришедших поучаствовать в молебне и поглазеть на приезжее железнодорожное начальство. Из Преображенского собора были вынесены иконы и ровно в час дня начался молебен. Протоиерей И.В. Дернов окропил святой водой углы будущего здания и линию будущей железной дороги. Небольшой хор соборных певчих под управлением дьякона собора И.И. Зубарева исполнил концерт Бортнянского «Господи, силою Твоею возвеселится Царь и о спасении Твоем возрадуется зело». Автор заметки, опубликованной в столичной газете «Вятские губернские ведомости», отметил, что «едва начался молебен, как полил сильный дождь, а затем в половине молебствия ярко засияло солнышко, оживив природу и людей своими теплыми и животворными лучами», а мелодичные звуки пения хора «до глубины души трогали сердца молящихся». По завершении молебна и торжественных речей представители различных губернских и уездных учреждений и начальство города во главе с духовенством были приглашены в особо выстроенный павильон, изящно декорированный зеленью, с надписью «станция Глазов», где протоиерей Дернов «благословил трапезу за четырмя большими столами». Произносились тосты во здравие Государя императора Николая Александровича и всего царствующего дома, Св. правительствующего Синода, преосвященнейших Алексия, епископа Вятского и Слободского, Варсонофия, епископа Глазовского. Был предложен тост за здоровье чернорабочих – строителей здания вокзала и самой дороги, прозвучали благопожелания, чтобы у железнодорожного врача Шренк было как можно меньше пациентов. Славили руководителей и «представителей богоспасаемого града Глазова», сопровождая тосты громогласным пением хора: «многая, многая лета!» В память об этом выдающемся событии были сделаны фотографии.
| |
Участники торжеств по случаю закладки здания вокзала станции Глазов Пермско-Котласской железной дороги. 1 июня 1897 г. (из личного архива Г. Кочина). | Группа рабочих железнодорожных мастерских станции Глазов. Нач. ХХ в. |
| |
Группа железнодорожников 2-го участка службы пути Пермско-Котласской железной дороги, обслуживавшей дистанцию Балезино-Зуевка. В 1-м ряду (в центре) сидит начальник участка В.П. Попов. 1906 г. | Группа железнодорожников Глазовской конторы службы пути 1-го участка Пермско-Котласской железной дороги. В первом ряду слева направо сидят: 1-й – И.В. Глотов, заведующий конторой, 2-й – И.Я. Жилкин, дорожный мастер. 1918 г. |
Между тем, как и любая история, эта имела свою предысторию. А предыстория давно «бродила» по официальным кабинетам и учреждениям, занимавшимся воплощением в жизнь грандиозного российского проекта – строительства Сибирской железной дороги. Проектные работы, утверждение планов, выбор наилучшего маршрута: северный – по долине р. Чепцы через Глазов или южный – по водоразделу рек Чепца и Кильмезь, продолжались около 15 лет. Несколько раз городской голова Н. Сергеев и председатель уездной управы С. Максимович от имени депутатов глазовского земства обращались с ходатайством об ускорении строительства и выборе северного маршрута со станцией в Глазове. Депутаты доказывали, что линия Пермь-Глазов короче всех направлений до Вятки, причем она пройдет по ровной, возвышенной местности с твердой почвой, без больших лесов и болот, с четырмя речками и рекой Чепцой, не судоходными, не сплавными, незначительной ширины, что расстояние между «Пермью и Вяткой по почтовому тракту через города Оханск, Глазов и Слободской 481 верста, исторически же транзитный путь из Перми на Вятку через Глазов 435 верст», что линия Пермь-Глазов близко расположена к железоделательным заводам Залазнинскому, Пудемскому, Омутнинскому, бумагоделательным фабрикам Рязанцева и Платунова, грузы которых будут транспортировать по железной дороге, тем самым существенно уменьшив транспортные расходы заводчиков. Ходатайства, направляемые в Сенат, министерства путей сообщения и финансов через вятских губернаторов (а их за это время сменилось четверо: А.Н. Волков, А.Ф. Анисьин, Ф.Ф. Трепов, Н.М. Клингенберг) и губернских земских руководителей, оставались без последствий. Не случайно председатель Вятской губернской управы А.П. Батуев с горечью заключил: «Вятская губерния – губерния крестьянская, нет за нее сильных ходатаев и вот до сих пор она остается забытой и обделенной».
Лишь в 1896 г. выбор окончательно решился в пользу Чепецкого направления. Город получил шанс для ускоренного развития экономики, потому что «с постройкой железной дороги торговые обороты Глазова увеличатся более чем в пять раз. Хлебные товары, лен, кудель, кожи и пр., привозимые на продажу крестьянами, Столбовым, Гырдымовым, Тимофеевым, Ончуковым и другими скупщиками-комиссионерами отныне будут доставляться покупателям всей России». Городская дума на радостях постановила: «безвозмездно уступить из всех пустопорожних земель такое количество, какое требуется под вокзал, станционные постройки, полотно линии дороги, а также под устройство водопровода в пределах города в том месте, где будет признано удобным». На карте, составленной по результатам топографических съемок 1873 и 1898 гг., видно, что вокзал расположился за чертой города «на совершенно ровной и сухой площади, отстоящей от берега реки Чепцы всего в расстоянии 500 сажен» напротив улицы Преображенской (ул. Революции), улица же, шедшая параллельно железнодорожной линии, получила название Котласская (ул. Сулимова).
Карта г. Глазова. 1898 год. (ЦГА УР. Ф. Р-975. Оп. 1. Д. 298. Л. 3)
Осенью того же года открылось рабочее движение по дороге, а пассажирское движение началось в октябре 1898 г. Поезда ходили нечасто: состав Вятка-Пермь с остановкой на станции Глазов проходил в среду, а обратно из Перми – в воскресенье утром. Через станцию в год проехало свыше 11 тыс. пассажиров.
Расписание движения поездов № 6 и 5 по направлениям Вятка-Кама и Кама-Вятка через станцию Глазов Так, со строительством железнодорожной станции и дороги началась новая страница истории города Глазова. Впереди ожидались грозные события Первой мировой войны, увозившей с глазовского вокзала воинские эшелоны на поля сражений, а взамен привозившей раненых солдат в местные госпитали. На вокзал прибывали земляки – студенты Московского и Петроградского университетов «делать Революцию 1917 года». На сибирский фронт для борьбы с колчаковской армией в годы Гражданской войны отправлялись роты молодых красноармейцев. Однако, все эти страницы истории предстояло пройти в будущем, а вокзал станции Глазов до 1971 г. исправно принимал и отправлял на запад и восток пассажирские, почтовые, грузовые поезда, соединяя наш город со всей страной и миром.
Поезд подходит к станции Глазов со стороны Перми. 1914 г. Литература и источникиВорончихин А.Ф. Из истории строительства Пермь-Котласской железной дороги // Очерки истории Удмуртии XIX века: Сборник статей. Ижевск, 1996. С. 261-286.
Город Глазов (Старый железнодорожный вопрос) // Вятские губернские ведомости. 1896. № 86.
Глазов. Торжество закладки железнодорожного вокзала // Вятские губернские ведомости. 1897. № 48.
Ергин А. Значение Пермь-Котласской железной дороги для Вятского края. Вятка, 1902.
Записка министру финансов С.Ю. Витте председателя Вятской губернской управы А.П. Батуева о необходимости проведения железной дороги через Вятскую губернию // Батуев А.П. Записка о необходимости проведения железной дороги через Вятскую губернию. Вятка, 1894.
Нам пишут из Глазова Вятской губернии // Новое время. 1896, 2 февраля.
Наумов П.И. Железнодорожные проекты в интересах Вятской губернии // Памятная книжка Вятской губернии и Календарь на 1909 год. Вятка, 1908.
Ходатайство Глазовского городского головы в Глазовское уездное очередное земское собрание // Журналы Глазовского уездного земского собрания XXIX очередной сессии 22-30 сентября и 1 октября 1895 года и доклады уездной управы. Вятка, 1896. С. 242-243.
Автор: Л.А. Волкова, старший научный сотрудник музея отдела истории
14.07.2022