Духовный ветроград. Из истории Глазовского духовного училища

Исторический корпус Глазовского педагогического института на Революции,17… Множество мемориальных досок напоминает нам, как много повидал на своем веку этот дом. В 20 веке в его судьбе был и педагогический техникум, и военный госпиталь, и …а в самом начале пути – Глазовское духовное училище, где учились будущие служители православной церкви. Об этой малоизвестной истории и хотелось бы рассказать…

Осенним утром 1 сентября 1846 года в уездном Глазове стараниями духовенства состоялось знаменательное событие – в двух каменных домах находящихся при Преображенском соборе, были открыты Глазовские уездное и приходское духовные училища. В этот день «…при звоне на соборе, начался крестный ход к училищным зданиям. Дьяконы и причетники несли храмовые иконы, потом священник в полном облачении нес икону святого благоверного Владимира… в знак благословления новонасаждаемому духовному вертограду…». Торжество с молебнами, песнопениями и речами произвело на горожан сильное впечатление, «многие, даже посторонние отцы семейств не могли удерживать слёз умиления, равным образом и на лицах детей выражалось искреннее удовольствие…».



Учениками уездного училища стали 33 человека в высшем отделении и 30 - в низшем. Во второй и первый классы приходского училища поступили, соответственно, 29 и 15учеников. Всего новые учебные заведения приняли в свои стены 107 мальчиков, успешно сдавших вступительные экзамены. Через несколько лет, в 1853 году, после реформы духовных учебных заведений, оба училища были объединены в одно – Глазовское духовное училище.

Из кого и как воспитывали в глазовском «ветрограде» истинных служителей церкви?

Согласно Уставу духовного училища в первый класс принимались дети в возрасте 10 - 12 лет, «умеющие читать и писать по-русски, читать по-славянски, знающие общеупотребительные молитвы, символ веры и заповеди, по арифметике первые два действия с таблицей умножения». В основном это были дети духовенства. Но при наличии свободных мест, в училище принимались и мальчики из других сословий. В день у воспитанников было 3 - 4 урока продолжительностью «час с четвертью».

Изучали катехизис (краткое изложение христианского вероучения), священную историю, церковное пение и церковный устав, чтение русское и славянское, чистописание, грамматику, арифметику, русскую историю, географию, латинский и греческий языки. В 1861 г. в учебную программу Глазовского духовного училища был введен вотский язык для «…действительного и благонадежного обращения в православие иноверцев». Интересно, что в училище уделялось большое внимание изучению географии, т.к. эта «наука по причине многих весьма важных открытий текущего столетия сделалась весьма занимательною, и благоразумное преподавание ея может обогатить учеников весьма полезными сведениями». В следующие десятилетия к числу предметов основного курса добавились музыка, рисование, гимнастика, обучение ручному труду.

До 1870 г. при оценке знаний своих учеников, педагоги Духовного училища использовали десятибалльную систему: от 10 - отлично-хорошо, до 1 – худо и 0 – совершенно бестолково и негодно. Ежемесячно учителя составляли списки отстающих учеников и выявляли причины их плохой учебы. Причинами «малоуспешности» видели небрежность, лень, рассеянность или «ограниченность природных дарований» и проводили с отстающими дополнительные занятия.

Большое внимание в воспитательном и учебном процессе уделялось молитвам. Молитва была общественная и домашняя, с молитвы начиналось и заканчивалось каждое дело в училище. Перед общественной молитвой ученикам предписывалось собираться в общую залу, чтобы «начальствующие» посмотрели «все ли ученики на лицо и прилично-ли одеты». В воскресные и праздничные дни воспитанники Духовного училища обязательно посещали церковь. На них поочередно возлагалось чтение и пение в церкви: одни стояли на клиросе, другие в алтаре, наглядно знакомясь с порядком и образом проведения Богослужения. Правила предписывали в церкви «стоять благоговейно, не озираться в стороны и крестное знамение изображать истово и благоговейно».



8 декабря 1881 г. в Духовном училище начала работу домовая церковь, освященная во имя Святого князя Александра Невского. Иконостас для неё был изготовлен в г. Казани. В 1897 году Ревизионный Комитет, проводивший проверку училища, отметил «благолепие, образцовую чистоту и богатство убранства храма». Училищная церковь привлекала к себе внимание множества богомольцев. В ней располагалась святыня - копия иконы Черниговской Божьей матери, подаренная статскою советницей Павлою Николаевной Жилиной в благодарность за исцеление от тяжкой болезни.

В Глазовском духовном училище работали талантливые учителя, дающее своим воспитанникам разностороннее образование: В.А. Катаев, П.А. Мышкин, П.Н. Сумароков, Д.В. Тукмачев, Н.Н. Зубарев. Педагоги училища - гражданские лица имели за свои труды на учебном поприще награды Святого Станислава и Святой Анны, духовные – скуфью и набедренник, наперстный крест и камилавку. Многие отличались активной жизненной позицией. Так, преподаватель катехизиса и церковного устава, смотритель Н.В. Жилин помимо педагогической деятельности был членом попечительства детских приютов, и общества трезвости, активным борцом с пьянством, издателем местного правого листка «Глазовская речь», являлся членом IV Государственной Думы от Вятской губернии во фракции правых.

В конце учебного года ученики сдавали переводные экзамены по всем изучаемым предметам. Не сдавших экзамен оставляли на повторительный курс, а лучших учеников награждали книгами религиозно-нравственного или исторического содержания. После 4 лет обучения и успешной сдачи экзаменов выпускники получали свидетельство об окончании училища. Желающие могли преподавать в церковно-приходских школах, работать псаломщиками при церквях или продолжить обучение в духовной семинарии в городах Вятке и Казани.



В 1875 г. из-за «маловместительности» здания учебного заведения, Правление Глазовского духовного училища приобрело каменный дом купца Завалина на углу улиц Преображенской и Кругло – Чепецкой (ныне ул. Революции и ул. Карла Маркса). Здание училища в течении несколько лет перестраивалось. В начале 1890- г. XIX в. вновь возник вопрос о расширении здания Глазовского духовного училища. Однако, когда в 1899 г. Глазовское духовное училище посетил Преосвященный Алексий, епископ Вятский, он отметил: «Глазовское училище… мало удовлетворяет настоящим потребностям… Трудно разместить 100 человек там, где с грехом пополам можно поместить 60 человек. Классные комнаты малы и тесны, некоторые из них до того малы, что нет возможности поставить классную доску; приходиться закрашивать черной краской стены и пользоваться закрашенным местом как доской…»

Администрацией училища был образован строительный капитал для расширения и переустройство здания. К 1905 г. к дому Завалина было пристроено новое здание Духовного училища, а рядом устроено одноэтажное каменное здание прачечной. В подвальном этаже нового училища разместились: комнаты прислуги и смотрителей, хлебопекарня, кухня, буфет и столовая, а также гардеробная, мастерские и туалеты. На первом – квартиры эконома и смотрителей училища. На этом же этаже в другом крыле были размещены ученические классы, рекреационный зал, учительская, клозеты и умывальня для учеников. Переход, соединяющий старое и новое здание училища был отведен под ученическую библиотеку. На втором этаже здания в левом крыле –находилась фундаментальная библиотека и архив, квартира помощника смотрителя, гардеробная, кухня и ватерклозет. В переходе - комната для заболевающих учеников, клозеты и умывальня. В правом крыле - правление училища, ученические спальни и училищная церковь с алтарем. В 1905 г. церковь была освящена в честь Черниговской иконы Божьей матери. Обновленная, она поражала входящих обилием света. Сравнительно небольшой храм освещали 171 иллюминационная и 43 большие лампы, кроме паникадила, кроме того были оборудованы электричеством колокольня и крест на ней. Так, духовенство Глазова получило красивое, современное здание Духовного училища, отвечающее всем требованиям времени.

До 1918 г. училище было центром духовного образования города и обширного Глазовского уезда. За годы существования, из его стен была выпущена целая плеяда талантливых учеников, среди них - Молчанов Алексей Васильевич, епископ русской православной церкви, экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский; Илья Степанович Бердников - канонист, доктор церковного права; удмуртский композитор, автор духовных сочинений протоиерей - Алексей Николаевич Чистяков, архиепископ Авраамий Дернов и многие другие

04.08.2015
Автор:  Ксения Тимчак, главный хранитель музейных предметов

👁 670

Вверх